Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству …….4
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………….4
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств……………………………………………………………………………11
2. Разновидности договора аренды транспортного средства…………………19
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………….20
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа……………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35
Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе как собственнике. На арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, они должны соответствовать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Экипаж должен быть способен на профессиональном уровне оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечивающие его нормальное и безопасное использование. Кроме того, в соответствии с договором экипаж должен уметь оказывать арендатору иные услуги, например, по охране груза, пассажиров, погрузке и разгрузке багажа и др.
Транспортными уставами и
кодексами устанавливаются
В соответствии с нормой
п. 1 ст. 26 КВВТ РФ в состав экипажа
судна входят лица командного состава
судна, судовая команда, а в состав
экипажа пассажирского судна - также
работники, обслуживающие пассажиров
судна. На должности, относящиеся к
командному составу судна и судовой
команде, могут быть назначены только
лица, имеющие дипломы и
Нормальная и безопасная
эксплуатация транспортного средства
напрямую зависит от правильности действий
экипажа, члены которого являются работниками
арендодателя. Неслучайно именно на арендодателя,
если иное не предусмотрено договором,
возлагается обязанность
Члены экипажа подчиняются
распоряжениям арендодателя, относящимся
к управлению и технической эксплуатации,
и распоряжениям арендатора, касающимся
коммерческой эксплуатации транспортного
средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ, п. 2 ст. 206 КТМ
РФ). Именно право арендатора отдавать
экипажу обязательные распоряжения,
связанные с коммерческой эксплуатацией
транспортного средства, отличает договор
фрахтования транспортного
В рамках осуществления коммерческой
эксплуатации арендованного транспортного
средства арендатор вправе от своего
имени без согласия арендодателя
заключать с третьими лицами договоры
перевозки и иные договоры, не противоречащие
целям использования
Согласно ст. 205 КТМ РФ фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.
Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду при условии, что договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное (п. 1 ст. 638 ГК РФ).
Таким образом, правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:
а) использовать транспортное средство для перевозки собственных грузов, для иных своих нужд, оговоренных в договоре или соответствующих назначению имущества (например, использование морского судна в качестве гостиницы);
б) использовать транспортное средство для исполнения договоров перевозки или иных договоров (например, использования судна в качестве плавучей базы для проведения подводных научно-исследовательских работ), заключенных с третьими лицами;
в) сдавать транспортное средство в субаренду.
Транспортное средство является
источником повышенной опасности. Согласно
ст. 640 Гражданского кодекса Российской
Федерации ответственность за вред,
причиненный третьим лицам в
результате эксплуатации арендованного
с экипажем транспортного средства,
а также его механизмами, устройствами
и оборудованием, несет арендодатель
в соответствии с правилами об
обязательствах из причинения вреда. Он
вправе предъявить к арендатору регрессное
требование о возмещении сумм, выплаченных
третьим лицам, если докажет, что
вред возник по вине арендатора. Будучи
источником повышенной опасности, транспортное
средство в момент причинения вреда
находится под управлением
Таким образом, в соответствии
со ст. 632 Гражданского кодекса Российской
Федерации по договору аренды (фрахтования
на время) транспортного средства с
экипажем арендодатель предоставляет
арендатору транспортное средство за
плату во временное владение и
пользование и оказывает своими
силами услуги по управлению им и по
его технической эксплуатации. Договор
аренды транспортного средства с
экипажем независимо от его срока
заключается в письменной форме.
К такому договору не применяются
правила об обязательной государственной
регистрации недвижимого
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ) в соответствии с Приложением В.
Рассматриваемый договор признается, согласно приведенному определению, реальным. Однако такое решение далеко не бесспорно. Известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), являющийся аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа, смоделирован как консенсуальный договор. Согласно ст. 211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Договор аренды транспортного
средства без экипажа должен быть
заключен в письменной форме независимо
от его срока. К нему не применяются
правила о государственной
Транспортное средство,
переданное арендатору по данному договору,
управляется и эксплуатируется
им по своему усмотрению. Согласно ст.
645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет
управление арендованным средством
и его эксплуатацию, как коммерческую,
так и техническую. Следовательно,
арендатор несет
Так, согласно ст. 217
КТМ РФ фрахтователь осуществляет комплектование
экипажа судна. Фрахтователь вправе
укомплектовать экипаж судна лицами,
ранее не являвшимися членами
экипажа данного судна, или лицами,
ранее являвшимися членами
Арендодатель должен
предоставить арендатору транспортное
средство в состоянии, позволяющем
эксплуатировать его в
По бербоут-чартерному
договору судовладелец обязан привести
судно в мореходное состояние
к моменту его передачи фрахтователю
- принять меры по обеспечению годности
судна (его корпуса, двигателя и
оборудования) для целей фрахтования,
предусмотренных бербоут-
В обязательствах,
возникающих из договора аренды транспортного
средства без экипажа, обязанность
по поддержанию надлежащего
Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование (п. 2 ст. 647 ГК РФ).
Арендатор вправе от
своего имени без согласия арендодателя
заключать с третьими лицами договоры
перевозки и иные договоры, если
они не противоречат целям использования
транспортного средства, указанным
в договоре аренды, а если такие
цели не установлены - назначению транспортного
средства. Одновременно на него возлагается
обязанность нести расходы на
содержание арендованного транспортного
средства, его страхование, включая
страхование своей
Арендатор, если договором не предусмотрено иное, также вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).
Из изложенного видно, что права по использованию транспортного средства (включая права на коммерческое использование), принадлежащие арендатору по договору аренды транспортного средства без экипажа, однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем.
Арендатор является лицом, непосредственно управлявшим транспортным средством и эксплуатировавшим его. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием (ст. 648 ГК РФ), по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.
При данном виде аренды транспортное средство сдается в аренду без экипажа. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию. Он несет расходы на содержание транспортного средства, его страхование, расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, своими силами осуществляет текущий и капитальный ремонт транспортного средства.
Ответственность за вред, причиненный арендованным транспортным средством третьим лицам, также возлагается на арендатора.
В КТМ РФ есть специальная глава, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
По бербоут-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.
Бербоут-чартер всегда заключается в письменной форме.
В случае если бербоут-чартером
не предусмотрено иное, фрахтователь
в пределах предоставленных бербоут-
Судовладелец обязан
привести судно в мореходное состояние
к моменту его передачи фрахтователю
- принять меры по обеспечению годности
судна (его корпуса, двигателя и
оборудования) для целей фрахтования,
предусмотренных бербоут-