Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству …….4
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………….4
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств……………………………………………………………………………11
2. Разновидности договора аренды транспортного средства…………………19
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………….20
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа……………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35
Таким образом, можно сделать вывод - по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. К договору не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
1.2 Правовое регулирование договоров аренды транспортных средств
Выделив ряд норм специального
правового регулирования аренды
транспортных средств, ГК РФ наряду с
этим указывает, что транспортными
уставами и кодексами могут быть
установлены иные, помимо предусмотренных
ГК РФ, особенности аренды отдельных
видов таких средств в
Специальные правила, регулирующие аренду отдельных видов транспортных средств, содержатся в Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.
Правила, регулирующие сдачу в аренду транспортных средств, содержат ряд особенностей, относящихся ко всем договорам аренды таких средств, и вместе с тем отражают определенную специфику каждого из двух названных видов договоров. Общее для этих договоров следующее:
а) заключение их только в письменной форме независимо от срока действия договора и состава участников - юридических и физических лиц;
б) к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества;
в) на договоры аренды транспортных
средств не распространяется правило
о возможном возобновлении
г) транспортные средства берутся
в аренду преимущественно в коммерческих
целях, поэтому закон наделяет их
арендаторов более широкими правами
по использованию арендованного
имущества в сравнении с
д) особенности аренды отдельных
видов транспортных средств устанавливаются
транспортными уставами и кодексами.
Имеются в виду, прежде всего, воздушные
и морские суда, а также суда
внутреннего водного плавания, для
безопасной эксплуатации которых необходимо
соблюдать ряд специальных
Ими определены, в частности,
условия допуска судов к
В КТМ РФ аренде морских судов посвящены глава X, регулирующая отношения по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), то есть с пользованием услугами членов экипажа судна, и глава XI, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).
В главе X дается определение договора тайм-чартера, перечислены требования к его содержанию, причем перечень условий, подлежащих включению в такой договор, значительно шире, чем установленный общими нормами по договору аренды. В нем, помимо наименования сторон, названия судна, его технических и эксплуатационных данных (то есть определения объекта аренды), указываются район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ).
В той же главе предусмотрено право фрахтователя судна заключать договоры субтайм-чартера; определены обязанности судовладельца по обеспечению мореходного состояния судна и обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации его и возврату. Часть норм этой главы - о подчиненности членов экипажа судна, об освобождении от ответственности фрахтователя за убытки, причиненные гибелью или повреждением судна, если не будет доказано, что они причинены по вине фрахтователя, и некоторые другие - совпадают с нормами о договоре аренды транспортных средств, содержащимися в Гражданском кодексе РФ. В главе X КТМ РФ указано, что ее положения применяются, если иное не предусмотрено договором.
В специальную главу выделены вопросы аренды судов в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (глава X). В ней, так же как и в других транспортных кодексах, содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в соответствии с п. 5 ст. 60 КВВТ РФ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно. Или: арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана обязательными (п. 3 ст. 62 КВВТ РФ). Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством о внутреннем водном транспорте РФ, необходимые для эксплуатации судна (п. 1 ст. 63 КВВТ РФ). В случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки. Установлены и некоторые другие специальные правила.
В указанной главе, так
же как и в КТМ РФ, имеется
норма, гласящая, что установленные
ею правила применяются, если иное не
предусмотрено договором
Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, содержащиеся в нормах ГК РФ, связаны с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.
На арендодателя, сдающего
транспортное средство в аренду с
предоставлением услуг по управлению
им и технической эксплуатации, возлагается
обязанность в течение всего
срока действия договора поддерживать
его в надлежащем состоянии, включая
осуществление как
Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, должен обеспечивать его безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными: перевозка пассажиров, грузов, использование транспортного средства в течение длительного периода или на один рейс и т.д., - неодинаков и объем услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания, и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей и пр..
Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать действующим правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.
В транспортных уставах и кодексах подробно урегулированы эти вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным главой VII ("Авиационный персонал") и главой VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК РФ. Ст. 52 ВК РФ определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 53).
Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль (об установлении такого контроля, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 801). В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна и безопасность полета (ст. 58 ВК РФ).
Подробно урегулированы
требования к экипажу судна Кодексом
торгового мореплавания РФ. Согласно
ст. 54 КТМ РФ к занятию должностей
членов экипажа допускаются лица,
имеющие дипломы и
Регламентированы требования к экипажу судна КВВТ РФ (глава V) и рядом других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие требования предъявляются и к лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду безэкипажа.
Статья 217 КТМ РФ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ РФ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.
В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ РФ арендатор судна без экипажа за свой счет осуществляет его укомплектование. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 Кодекса, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна должен соответствовать требованиям эксплуатации судов определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и являются обязательными для арендаторов судна без экипажа. Тот же подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.
Важное правовое значение
имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ, предусматривающий,
что члены экипажа, обслуживающего
транспортное средство, сданное в
аренду с предоставлением услуг
по управлению и технической эксплуатации,
являются работниками арендодателя.
В связи с этим по вопросам, относящимся
к управлению и технической эксплуатации,
члены экипажа подчиняются
По общему правилу расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей. Норма об оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос.