Договор аренды транспортного средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству …….4
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………….4
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств……………………………………………………………………………11
2. Разновидности договора аренды транспортного средства…………………19
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………….20
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа……………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа гражданский кодекс.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать  вывод - по договору аренды (фрахтования  на время) транспортного средства с  экипажем арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. К  договору не применяются правила  о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

 

 

 

1.2 Правовое регулирование  договоров аренды транспортных  средств

Выделив ряд норм специального правового регулирования аренды транспортных средств, ГК РФ наряду с  этим указывает, что транспортными  уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных  ГК РФ, особенности аренды отдельных  видов таких средств в соответствии с Приложением А. Они связаны  с условиями эксплуатации, технического обслуживания, повышенными требованиями к профессиональной подготовке лиц, управляющих теми или иными транспортными  средствами, и т.д.

Специальные правила, регулирующие аренду отдельных видов транспортных средств, содержатся в Воздушном  кодексе РФ, Кодексе торгового  мореплавания РФ, Кодексе внутреннего  водного транспорта РФ.

Правила, регулирующие сдачу  в аренду транспортных средств, содержат ряд особенностей, относящихся ко всем договорам аренды таких средств, и вместе с тем отражают определенную специфику каждого из двух названных  видов договоров. Общее для этих договоров следующее:

а) заключение их только в  письменной форме независимо от срока  действия договора и состава участников - юридических и физических лиц;

б) к договорам аренды транспортных средств, относящихся  к недвижимому имуществу, не применяются  правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной  регистрации договоров аренды недвижимого  имущества;

в) на договоры аренды транспортных средств не распространяется правило  о возможном возобновлении договора на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора аренды на последующий период (ст. 632 и 642 ГК РФ). Это не лишает арендатора возможности по истечении срока  аренды повторно взять транспортное средство внаем, но на основе нового договора, заключаемого на общих основаниях;

г) транспортные средства берутся  в аренду преимущественно в коммерческих целях, поэтому закон наделяет их арендаторов более широкими правами  по использованию арендованного  имущества в сравнении с обычными правилами аренды. Арендатор транспортного  средства может сдавать его в  субаренду без согласия арендодателя, вправе от своего имени заключать  с третьими лицами договоры перевозки  и иные договоры, исходя из целей  использования взятого в аренду транспортного средства, а если они  не определены в договоре - в соответствии с назначением данного транспортного средства;

д) особенности аренды отдельных  видов транспортных средств устанавливаются  транспортными уставами и кодексами. Имеются в виду, прежде всего, воздушные  и морские суда, а также суда внутреннего водного плавания, для  безопасной эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд специальных требований. Согласно ст. 104 ВК РФ аренда воздушных  судов осуществляется по договору фрахтования (воздушный чартер). К этим договорам  применяются правила воздушных  перевозок, установленные ВК РФ.

Ими определены, в частности, условия допуска судов к эксплуатации (ст. 36). В соответствии с п. 2 ст. 36 порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в  том числе на условиях аренды, устанавливается  федеральными авиационными правилами. Любое воздушное судно может  быть допущено к эксплуатации лишь при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Арендатор воздушного судна обязан соблюдать установленные  правила воздушных перевозок  пассажиров и грузов. Применяются  и иные правила, предусмотренные  Кодексом: например, определяющие случаи, когда органу транспорта (фрахтовщику) предоставлено право прекратить перевозку (ст. 107), и др.

В КТМ РФ аренде морских  судов посвящены глава X, регулирующая отношения по договору фрахтования  судна на время (тайм-чартер), то есть с пользованием услугами членов экипажа  судна, и глава XI, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

В главе X дается определение  договора тайм-чартера, перечислены  требования к его содержанию, причем перечень условий, подлежащих включению  в такой договор, значительно  шире, чем установленный общими нормами  по договору аренды. В нем, помимо наименования сторон, названия судна, его технических  и эксплуатационных данных (то есть определения объекта аренды), указываются  район плавания, цель фрахтования, время  и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ).

В той же главе предусмотрено  право фрахтователя судна заключать  договоры субтайм-чартера; определены обязанности судовладельца по обеспечению  мореходного состояния судна  и обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации его и возврату. Часть  норм этой главы - о подчиненности членов экипажа судна, об освобождении от ответственности фрахтователя за убытки, причиненные гибелью или повреждением судна, если не будет доказано, что они причинены по вине фрахтователя, и некоторые другие - совпадают с нормами о договоре аренды транспортных средств, содержащимися в Гражданском кодексе РФ. В главе X КТМ РФ указано, что ее положения применяются, если иное не предусмотрено договором.

В специальную главу выделены вопросы аренды судов в Кодексе  внутреннего водного транспорта РФ (глава X). В ней, так же как и  в других транспортных кодексах, содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в  соответствии с п. 5 ст. 60 КВВТ РФ передача судна в аренду и возврат судна  по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем  и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой  судна в указанный пункт, несет  сторона, передающая судно. Или: арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана обязательными (п. 3 ст. 62 КВВТ РФ). Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные  законодательством о внутреннем водном транспорте РФ, необходимые  для эксплуатации судна (п. 1 ст. 63 КВВТ РФ). В случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток  арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с  этим убытки. Установлены и некоторые  другие специальные правила.

В указанной главе, так  же как и в КТМ РФ, имеется  норма, гласящая, что установленные  ею правила применяются, если иное не предусмотрено договором аренды. Эта норма придает диспозитивный  характер всем положениям главы X КВВТ РФ. Следует, однако, иметь в виду, что она не может распространяться на положения, связанные с обеспечением надлежащего технического состояния  и безопасности эксплуатации сдаваемого в аренду судна. Принцип диспозитивности  не распространяется на нормы, регулирующие вопросы, которые в силу своего характера  и общих предписаний закона не подлежат регламентации договором.

Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, содержащиеся в  нормах ГК РФ, связаны с обязанностями  сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.

На арендодателя, сдающего транспортное средство в аренду с  предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается  обязанность в течение всего  срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая  осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634). При аренде транспортного средства без экипажа все эти обязанности  возлагаются на арендатора, который  должен осуществлять различные виды ремонта, поддерживать надлежащее состояние  арендованного имущества (ст. 644). Указанные  различия легко объяснимы. Арендатор, которому передается транспортное средство без экипажа, получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по осуществлению  комплекса работ по его обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии, сохранению эксплуатационных свойств. Нормы, определяющие обязанности сторон по осуществлению ремонта транспортных средств, сформулированы в виде императивных, и поэтому в договоре аренды стороны  не могут предусматривать иное их распределение.

Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением  услуг по управлению и технической  эксплуатации, должен обеспечивать его  безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными: перевозка  пассажиров, грузов, использование  транспортного средства в течение  длительного периода или на один рейс и т.д., - неодинаков и объем  услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено  предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания, и иного  обслуживания пассажиров при сдаче  судна в аренду для туристических  целей и пр..

Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать действующим правилам и условиям договора, а если обязательными  правилами такие требования не установлены - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного  вида.

В транспортных уставах и  кодексах подробно урегулированы эти  вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным главой VII ("Авиационный  персонал") и главой VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК РФ. Ст. 52 ВК РФ определяет, что к авиационному персоналу  относятся лица, имеющие специальную  подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 53).

Конкретные требования, предъявляемые  к соответствующим лицам, устанавливаются  федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала  осуществляется государственный контроль (об установлении такого контроля, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 801). В главе, посвященной  экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность  за надежную эксплуатацию судна и  безопасность полета (ст. 58 ВК РФ).

Подробно урегулированы  требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания РФ. Согласно ст. 54 КТМ РФ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие положению  о дипломировании, утвержденному  Правительством РФ. Указанные документы  выдаются лицам, намеренным стать членами  экипажа, если они отвечают установленным  требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к экипажу судна КВВТ РФ (глава V) и рядом других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы  управляющие транспортным средством  лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов  и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие  требования предъявляются и к  лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду безэкипажа.

Статья 217 КТМ РФ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися  членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями  бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ РФ. Все  члены экипажа должны соответствовать  требованиям, предъявляемым к ним  законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан  судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.

В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ РФ арендатор судна без экипажа  за свой счет осуществляет его укомплектование. Члены экипажа должны соответствовать  требованиям законодательства в  области внутреннего водного  транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 Кодекса, согласно которому состав экипажа самоходного  транспортного судна должен соответствовать  требованиям эксплуатации судов  определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным  органом исполнительной власти в  области транспорта, и являются обязательными  для арендаторов судна без  экипажа. Тот же подход должен соблюдаться  арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в  аренду с предоставлением услуг  по управлению и технической эксплуатации, являются работниками арендодателя. В связи с этим по вопросам, относящимся  к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям  арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

По общему правилу расходы  по оплате услуг членов экипажа, а  также расходы на их содержание несет  арендодатель, с которым они состоят  в трудовых отношениях. Арендатор  возмещает их в составе арендных платежей. Норма об оплате услуг  и расходов по содержанию членов экипажа  носит диспозитивный характер, и  в договоре аренды стороны могут  по-иному решить этот вопрос.

Информация о работе Договор аренды транспортного средства