Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству …….4
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………….4
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств……………………………………………………………………………11
2. Разновидности договора аренды транспортного средства…………………19
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………….20
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа……………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35
Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности нанимателя, а потому расходы, связанные с нею, относятся на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов.
Управление и эксплуатационно-
Если законом или договором
предусмотрена обязанность
В случае гибели или повреждения
транспортного средства, сданного в
аренду с экипажем, на арендатора может
быть возложена обязанность
Договором может быть предусмотрена
обязанность арендатора возместить
арендодателю вред, возникший при
случайной гибели или повреждении
арендованного транспортного
Существенные особенности
имеются в регулировании
Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда третьему лицу предъявить к арендатору регрессное требование - потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам. При этом на арендодателя возлагается бремя доказывания того, что вред возник по вине арендатора.
При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В связи с этим ответственность за вред, причиненный транспортным средством.
Таким образом, можно сделать вывод - наряду с положениями ГК РФ вопросы аренды отдельных видов транспортных средств могут регулироваться транспортными уставами и кодексами. Устанавливая основы арендных отношений, гражданское законодательство отдельно выделяет отношения аренды транспортных средств.
Согласно законодательству на арендодателе лежит две основные обязанности - по поддержанию надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, и по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, при этом предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.
2. Разновидности договора аренды транспортного средства
Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
· аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;
· аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
По отношению к ним общие нормы об аренде применяются в той мере, в какой иное не установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Особенности аренды транспортного средства могут быть предусмотрены транспортными уставами и кодексами. Среди действующих транспортных кодексов лишь КТМ РФ содержит специальные нормы, регламентирующие отношения по аренде морских судов, а именно нормы гл. 10, посвященной договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), и гл. 11, посвященной договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).
Различия в правовом регулировании
договоров аренды транспортных средств
с экипажем и без экипажа связаны
главным образом с
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 632 ГК РФ) в соответствии с Приложением Б.
При этом арендодатель обязан:
- поддерживать надлежащее
состояние сданного в аренду
транспортного средства (осуществлять
текущий и капитальный ремонт,
предоставлять необходимые
- оплачивать услуги членов
экипажа и нести расходы на
их содержание; члены экипажа
являются работниками
- застраховать транспортное
средство и предусмотреть
- нести ответственность
за вред, причиненный третьим
лицам, арендованным
На арендатора обычно возлагаются
расходы на оплату топлива и других
материалов, расходуемых при работе
транспортного средства. Арендатор
может сдать арендуемое транспортное
средство в субаренду, заключить
с третьим лицом договор
Согласно правилам действующего
ГК РФ договор аренды транспортного
средства с предоставлением услуг
по управлению и эксплуатации является
реальным договором. Между тем в
морском праве договор
Согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Он не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).
Судовладелец также обязан в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь, в свою очередь, обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со ст. 210 КТМ РФ.
По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.
В случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166-176 КТМ РФ.
Капитан судна и другие
члены экипажа судна
Фрахтователь не отвечает
за убытки, причиненные спасанием, гибелью
или повреждением зафрахтованного
судна, если не доказано, что убытки
причинены по вине фрахтователя. Он
уплачивает судовладельцу фрахт
в порядке и в сроки, которые
предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь
освобождается от уплаты фрахта и
расходов на судно за время, в течение
которого судно было непригодно для
эксплуатации вследствие немореходного
состояния. В случае если судно становится
непригодным для эксплуатации по
вине фрахтователя, судовладелец имеет
право на фрахт, предусмотренный
тайм-чартером, независимо от возмещения
фрахтователем причиненных
При просрочке фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
Вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.
Модель консенсуального договора фрахтования транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.
Форма договора аренды транспортного
средства с экипажем является письменной
независимо от срока аренды. К аренде
транспортных средств с экипажем
не применяются правила о
Срок в договоре аренды
транспортного средства с экипажем
регламентируется общими нормами об
аренде, за исключением того, что
правила о возобновлении
Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В п. 1 ст. 203 КТМ РФ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).