Договор аренды транспортного средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ. Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству …….4
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………….4
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств……………………………………………………………………………11
2. Разновидности договора аренды транспортного средства…………………19
2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………….20
2.2 Договор аренды транспортного средства без экипажа……………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа гражданский кодекс.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится  к сфере деятельности нанимателя, а потому расходы, связанные с  нею, относятся на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива  и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов.

Управление и эксплуатационно-техническое  обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, осуществляется либо непосредственно  самим арендатором, либо путем привлечения  соответствующих работников, которые  в этом случае будут состоять в  трудовых или договорных отношениях с арендатором.

Если законом или договором  предусмотрена обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность  за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, то она возлагается на арендодателя, когда транспортное средство обслуживается  его экипажем (ст. 637 ГК РФ), и на арендатора - при аренде без экипажа (ст. 646 ГК РФ). Указанные нормы также носят  диспозитивный характер.

В случае гибели или повреждения  транспортного средства, сданного в  аренду с экипажем, на арендатора может  быть возложена обязанность возместить причиненные убытки лишь при условии, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот  отвечает в соответствии с законом  или договором (ст. 639 ГК РФ). По закону арендатор отвечает, если гибель или  повреждение транспортного средства произошли по его вине либо по вине лиц, за действия которых он несет  ответственность: например, по вине работников юридического лица (или гражданина) при исполнении ими своих служебных  обязанностей, по вине несовершеннолетнего  лица до четырнадцати лет. В отличие  от общих правил, содержащихся в  названных статьях гл. 59 ГК РФ, согласно которым вина причинителя вреда  презюмируется, в данном случае бремя  доказывания вины арендатора возлагается  на арендодателя.

Договором может быть предусмотрена  обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при  случайной гибели или повреждении  арендованного транспортного средства, то есть при отсутствии вины арендатора, и тогда будут действовать  условия договора. Но если договор  не содержит подобных условий, все последствия  случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (ст. 211 ГК РФ).

Существенные особенности  имеются в регулировании ответственности  за вред, причиненный транспортными  средствами, относящимися к источникам повышенной опасности. При сдаче  в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет  арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности  и осуществляющий управление им. Ответственность  арендодателя перед третьими лицами наступает в этих случаях в  соответствии с правилами ст. 1079 и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности  применяются независимо от вины владельца  источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может  служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой  силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вследствие которых причинен ущерб.

Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда третьему лицу предъявить к  арендатору регрессное требование - потребовать  от него возмещения сумм, выплаченных  третьим лицам. При этом на арендодателя возлагается бремя доказывания  того, что вред возник по вине арендатора.

При аренде транспортного  средства без экипажа арендатор  выступает по отношению к третьим  лицам как владелец источника  повышенной опасности. В связи с  этим ответственность за вред, причиненный  транспортным средством.

Таким образом, можно сделать  вывод - наряду с положениями ГК РФ вопросы аренды отдельных видов  транспортных средств могут регулироваться транспортными уставами и кодексами. Устанавливая основы арендных отношений, гражданское законодательство отдельно выделяет отношения аренды транспортных средств.

Согласно законодательству на арендодателе лежит две основные обязанности - по поддержанию надлежащего  состояния сданного в аренду транспортного  средства, включая осуществление  текущего и капитального ремонта  и предоставление необходимых принадлежностей, и по управлению и технической  эксплуатации транспортного средства, при этом предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного  средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разновидности  договора аренды транспортного  средства

Закон регламентирует две  разновидности договора аренды транспортного  средства:

· аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;

· аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

По отношению к ним  общие нормы об аренде применяются  в той мере, в какой иное не установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Особенности аренды транспортного  средства могут быть предусмотрены  транспортными уставами и кодексами. Среди действующих транспортных кодексов лишь КТМ РФ содержит специальные  нормы, регламентирующие отношения  по аренде морских судов, а именно нормы гл. 10, посвященной договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), и гл. 11, посвященной договору фрахтования  судна без экипажа (бербоут-чартер).

Различия в правовом регулировании  договоров аренды транспортных средств  с экипажем и без экипажа связаны  главным образом с обязанностями  сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причинённый вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Договор аренды транспортного средства с экипажем

 

По договору аренды (фрахтования  на время) транспортного средства с  экипажем арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 632 ГК РФ) в соответствии с Приложением  Б.

При этом арендодатель обязан:

- поддерживать надлежащее  состояние сданного в аренду  транспортного средства (осуществлять  текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые запчасти  и т.д.);

- оплачивать услуги членов  экипажа и нести расходы на  их содержание; члены экипажа  являются работниками арендодателя;

- застраховать транспортное  средство и предусмотреть ответственность  за ущерб, который может быть  им причинен в процессе эксплуатации;

- нести ответственность  за вред, причиненный третьим  лицам, арендованным транспортным  средством, его оборудованием,  устройствами и механизмами.

На арендатора обычно возлагаются  расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых при работе транспортного средства. Арендатор  может сдать арендуемое транспортное средство в субаренду, заключить  с третьим лицом договор перевозки.

Согласно правилам действующего ГК РФ договор аренды транспортного  средства с предоставлением услуг  по управлению и эксплуатации является реальным договором. Между тем в  морском праве договор фрахтования  судна на время (тайм-чартер) рассматривается  как консенсуальный договор.

Согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется  за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование  на определенный срок для перевозок  грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние  к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и  оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Он не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна  вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

Судовладелец также обязан в течение срока действия тайм-чартера  поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование  судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа  судна. Фрахтователь, в свою очередь, обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и  другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы  и сборы.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением  доходов, полученных от спасания, которые  распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со ст. 210 КТМ РФ.

По окончании срока  действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу  в том состоянии, в каком оно  было получено им, с учетом нормального  износа судна. При несвоевременном  возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или  по рыночной ставке фрахта, если она  превышает ставку фрахта, предусмотренную  тайм-чартером.

В случае если судно предоставлено  фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать  договоры перевозки груза, подписывать  чартеры, выдавать коносаменты, морские  накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166-176 КТМ РФ.

Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются  распоряжениям судовладельца, относящимся  к управлению судном, в том числе  к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа  судна. Для указанных лиц распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, являются обязательными.

Фрахтователь не отвечает за убытки, причиненные спасанием, гибелью  или повреждением зафрахтованного  судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя. Он уплачивает судовладельцу фрахт  в порядке и в сроки, которые  предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и  расходов на судно за время, в течение  которого судно было непригодно для  эксплуатации вследствие немореходного  состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет  право на фрахт, предусмотренный  тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу  убытков.

При просрочке фрахтователем  уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных  дней судовладелец имеет право без  предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные  такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт  подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна  или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Вознаграждение, причитающееся  судну за услуги по спасанию, оказанные  до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между  судовладельцем и фрахтователем  за вычетом расходов на спасание и  причитающейся экипажу судна  доли вознаграждения.

Модель консенсуального  договора фрахтования транспортного  средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

Форма договора аренды транспортного  средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной  регистрации договоров аренды недвижимого  имущества (ст. 633 ГК РФ), хотя большинство  транспортных средств - воздушные и  морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - являются в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) недвижимым имуществом.

 

Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что  правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о  преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый  срок (ст. 621 ГК РФ) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного  средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в  тайм-чартере - договоре фрахтования  судна на время (ст. 200 КТМ РФ).

Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в  состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями  договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В п. 1 ст. 203 КТМ  РФ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние  к моменту передачи его фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и  оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного  средства, включая осуществление  текущего и капитального ремонта  и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

Информация о работе Договор аренды транспортного средства