Авторские и смежные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Стоит отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Знак охраны смежных прав - оповещение производителя фонограммы и исполнителя о своих исключительных смежных правах. Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и состоит из:
-   буквы "Р" в окружности (англ.Phonorecord);

- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
-   года первого опубликования фонограммы.

Обладателями смежных прав являются:

исполнители,

производители фонограмм,

организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения прав автора (правообладателя) исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах, заранее установленных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Отдельно Закон устанавливает случаи возможности использования объектов смежных прав (исполнения или постановки, фонограммы передачи эфирного или кабельного вещания):

- без согласия обладателя соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения,

- без согласия и без выплаты вознаграждения правообладателю (случаи включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, использования объектов смежных прав исключительно в целях обучения или научного исследования и другие установленные Законом случаи).

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае:

- репрессии и посмертной реабилитации исполнителя;

- работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

Исключительные права автора на использование произведения в РФ:
- право на воспроизведение;

- право на распространение;

- право на импорт;

- право на публичный показ;

- право на публичное исполнение;

- право на передачу в эфир;

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

- право на переработку.

Кроме того, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов.

К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Автор — субъект авторского права.

Автором может быть только физическое лицо/лица (соавторство), творческим трудом которого создано произведение.

Условия о передаче неисключительных имущественных авторских прав содержатся обычно в авторском договоре.

Автор может заключить договор с авторским обществом. Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение.

 

Глава IV Защита авторских и смежных прав

Авторские и смежные права охраняются законом, пре­дусматривающим гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. При этом важно различать понятия «охрана прав» и «защита прав».

Охрана прав — это установление общего правового ре­жима, который позволяет обеспечить нормальное и беспре­пятственное осуществление авторских и смежных прав. Охра­на осуществляется путем регулирования соответствующих от­ношений.

Защита права — это те меры, которые предпринимают­ся в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены.[13]

В сфере авторского права и смежных прав одним из са­мых распространенных нарушений является незаконная реа­лизация контрафактных экземпляров произведений и фоно­грамм. Все большую угрозу для правообладателей представ­ляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи.

В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направ­ленных на усиление охраны авторских и смежных прав.

 

4.1 Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: Общие положения

В содержании субъективного права обычно выделяют не­сколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъек­тивное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемо­го права[14]. Следовательно, право на защиту является состав­ным элементом субъективного гражданского права[15].

Одним из основополагающих принципов, призванных обес­печить защиту авторских и смежных прав, является положе­ние о том, что исключительное право на результат интеллек­туальной деятельности, Созданный творческим трудом, пер­воначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществле­ние может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдо­ним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсут­ствии доказательств иного, представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени мо­жет осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключе­нием случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организа­ции по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопреде­ленного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с за­щитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по ох­ране литературных и художественных произведений и в Меж­дународной конвенции об охране прав исполнителей, изгото­вителей фонограмм и вещательных организаций.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авто­ров базируется на следующих принципах:

• принцип национального режима охраны авторского пра­ва на литературные и художественные произведения, в соот­ветствии с которым любому произведению, созданному в од­ной из стран-участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и создан­ным в ней произведениям;

принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депо­нирования и т.п.;

принцип предоставления охраны во всех странах-участ­ницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхож­дения произведения регулируется внутренним законодатель­ством. Автор, если он не является гражданином страны про­исхождения произведения, в отношении которого ему предо­ставляется охрана, пользуется в этой стране такими же пра­вами, как и авторы — граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произве­дения на территории Российской Федерации, необходимо учи­тывать, что охрана предоставляется:

авторам, которые являются гражданами одной из стран-участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

авторам, которые не являются гражданами одной из стран-участниц Бернской конвенции, в отношении их произ­ведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой кон­венции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран-уча­стниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное место­жительство в одной из таких стран, приравниваются для це­лей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бер­нской конвенции, охрана распространяется:

на авторов кинематографических произведений, изгото­витель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное место­жительство в одной из стран-участниц Бернской конвенции;

на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране-участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стра­не-участнице Бернской конвенции.

Если нарушения совершает гражданин, его дея­тельность в качестве индивидуального предпринимателя мо­жет быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание пра­ва; восстановление положения, существовавшего до наруше­ния права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействи­тельности, применения последствий недействительности нич­тожной сделки; признание недействительным акта государ­ственного органа или органа местного самоуправления; само­защиту права; присуждение к исполнению обязанности в на­туре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенса­цию морального вреда; прекращение или изменение право­отношения; неприменение судом акта государственного орга­на или органа местного самоуправления, противоречащего за­кону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смеж­ных прав.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исклю­чительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушен­ного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, кото­рый вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права за­щищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее граждан­ско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные не­имущественные или имущественные.

 

4.2. Защита личных неимущественных прав

В последнее время растет количество гражданских дел, связанных с защитой авторских прав на произведения науки, литературы и искусства.

Поэтому особое внимание ГК РФ уделяет способам защи­ты личных неимущественных прав, к которым относятся пра­во авторства, право автора на имя, право на неприкосновен­ность произведения, право на обнародование произведения, а также другие права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Нередко нарушения авторских прав выражаются в том, что произведения литературы и науки незаконно копируют­ся, тиражируются, воспроизводятся без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией.

Следует отметить, что, реализуя право на имя, автор персонифицирует его посредством указания своего подлинно­го имени или псевдонима. Поэтому на практике нарушение права автора на имя нередко заключается в том, что его имя не упоминается.[16]

Согласно ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных не­имущественных прав автора, их защита осуществляется, в частности, путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нару­шения права;

пресечения действий, нарушающих право или создаю­щих угрозу его нарушения;

компенсации морального вреда;

публикации решения суда о допущенном нарушении.

Первый способ защиты — признание права — применя­ется, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или име­ется реальная угроза таких действий.

Как известно, нарушение личных неимущественных прав автора нередко выражается в том, что его произведения не­законно копируются, тиражируются, воспроизводятся без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией. В таких случаях защита может осуществляться посредством иска о признании права авторства. Для подтверждения автор­ства может быть назначена лингвистическая экспертиза, в рамках которой решаются вопросы о полном или частичном сходстве, тождестве или различии произведений (например, литературно-художественного, публицистического или науч­ного произведения); является ли объект результатом индиви­дуального творчества (например, персонаж, видеоклип и т.п.); является ли произведение самобытным или переработанным, отредактированным и др.[17]

Информация о работе Авторские и смежные права