Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа
Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений
репродуцирования (факсимильного воспроизведения произведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания) книг (полностью) и нотных текстов;
видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
— воспроизведения аудиовизуального произведения с помо
щью профессионального оборудования, не предназначенного
для использования в домашних условиях.
Также допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера, в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
К случаям свободного воспроизведения также относятся: воспроизведение произведения для целей правосудия; публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний; воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения используется для коммерческих целей; свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренный ст. 1275 ГК РФ.
К числу имущественных правомочий авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение, как составная часть исключительного права, — это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров (ст. 1270 ГК РФ).
Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования (ст. 1272 ГК РФ). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав».
Наряду с правом на распространение ГК РФ выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.
Близкими по своему содержанию к имущественным правам автора являются право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.
Показ произведения — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.
Сообщение в эфир — это сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
Сообщение по кабелю — это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
Сообщение в эфир или по кабелю обычно выступает в качестве дополнительного и наиболее широкомасштабного способа расширения аудитории. При передаче в эфир произведение становится доступно максимально широкой аудитории (особенно при передаче произведения в эфир через спутник). Пере дача произведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия числом пользователей сети. При этом в обоих случаях факт восприятия произведения конкретным зрителем значения не имеет, доста точно факта открытия доступа к произведению.
Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведении а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Если при воспроизведении осуществляется повторение фиксации произведения, то сущностью перевода является преобразование внешней формы про изведения, изменение его языковой оболочки. На практика авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является давать согласие на использование перевода своего произведений Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или ином правообладателя. Для автора контроль за переводом произведения имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т. д.
К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализации права на переработку возникает множество проблем, связанных, прежде всего, с пределами данного права. Так, очевидно, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения будет являться переработкой. Более сложна ситуация, когда создается новое произведение с использованием образов уже существующего. В этом случае наличие у автора вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первоначального зависит от степени оригинальности его творения.[11]
Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ отдельно выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.
Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
Исходя из природы данного права, оно, в отличие от вышеперечисленных имущественных авторских прав, не может быть передано другому лицу.[12]
Правообладатель может использовать произведение и иными способами.
Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного неимущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.
Гражданский кодекс РФ в ст. 1293 устанавливает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной пере-продаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.
Данное право обладает следующими особенностями:
им обладают только авторы произведений изобразительного искусства, а также рукописей литературных и музыкальных произведений;
оно касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д., т. е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под перепродажей понимается всякая продажа, которая следует за первой продажей произведения изобразительного искусства. Первая продажа произведения изобразительного искусства означает переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу;
В отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым и может передаваться лишь наследникам автора.
В настоящее время механизм контроля за соблюдением данного правомочия авторов практически отсутствует, что делает его во многом декларативным.
Глава III Понятие и сущность смежных прав
Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related).
Смежные права - исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. В качестве примера, фортепьянный концерт Бетховена. Он может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 г., все его произведения являются всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно, кто угодно волен, исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.