Авторские и смежные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

репродуцирования (факсимильного воспроизведения про­изведения с помощью любых технических средств, осуществ­ляемого не в целях издания) книг (полностью) и нотных тек­стов;

видеозаписи аудиовизуального произведения при его пуб­личном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

—              воспроизведения аудиовизуального произведения с помо­
щью профессионального оборудования, не предназначенного
для использования в домашних условиях.

Также допускается без согласия автора или иного правооб­ладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомер­но обнародованных произведений в объеме, оправданном це­лью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

использование правомерно обнародованных произведе­ний и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, ра­дио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по ка­белю правомерно опубликованных в газетах или журналах ста­тей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера, в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по ка­белю публично произнесенных политических речей, обраще­ний, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинемато­графии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений которые становятся увиденными или услышанными в ходе та­ких событий, в объеме, оправданном информационной целью; 

воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то­чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме про­изведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

К случаям свободного воспроизведения также относятся: воспроизведение произведения для целей правосудия; публич­ное исполнение музыкальных произведений во время офици­альных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний; воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного ис­кусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изо­бражение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения исполь­зуется для коммерческих целей; свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного ве­щания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренный ст. 1275 ГК РФ.

К числу имущественных правомочий авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение, как составная часть исключительного права, — это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров (ст. 1270 ГК РФ).

Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в граж­данский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распростране­ние оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования (ст. 1272 ГК РФ). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав».

Наряду с правом на распространение ГК РФ выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать эк­земпляры произведения в целях распространения. Под импор­том произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограни­ченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нару­шением авторских прав.

Близкими по своему содержанию к имущественным правам автора являются право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.

Показ произведения — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их по­следовательности непосредственно либо с помощью техниче­ских средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, восприни­мается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (ра­дио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без со­провождения звуком) в месте, открытом для свободного посе­щения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от то­го, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлени­ем или показом произведения.

Еще одной сходной парой имущественных прав авторов яв­ляются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.

Сообщение в эфир — это сообщение произведения для всеоб­щего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключени­ем сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимает­ся любое действие, посредством которого произведение стано­вится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При со­общении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спут­ник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения неза­висимо от его фактического приема публикой. Сообщение ко­дированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.

Сообщение по кабелю — это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью ка­беля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства де­кодирования предоставляются неограниченному кругу лиц ор­ганизацией кабельного вещания или с ее согласия.

Сообщение в эфир или по кабелю обычно выступает в каче­стве дополнительного и наиболее широкомасштабного способа расширения аудитории. При передаче в эфир произведение становится доступно максимально широкой аудитории (особенно при передаче произведения в эфир через спутник). Пере дача произведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия числом пользователей сети. При этом в обоих случаях факт восприятия произведения конкретным зрителем значения не имеет, доста точно факта открытия доступа к произведению.

Право на перевод представляет собой возможность автора са­мому переводить и использовать перевод своего произведении а также его право давать разрешение на перевод и использова­ние перевода другими лицами. Если при воспроизведении осу­ществляется повторение фиксации произведения, то сущно­стью перевода является преобразование внешней формы про изведения, изменение его языковой оболочки. На практика авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является давать согласие на использование перевода своего произведений Любое лицо, которое намерено перевести произведение на дру­гой язык, должно получить разрешение от автора или ином правообладателя. Для автора контроль за переводом произведе­ния имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т. д.

К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализации права на переработку возникает множество проблем, связанных, прежде всего, с пределами данного права. Так, очевидно, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения будет являться переработкой. Более сложна ситуация, когда создается новое произведение с использовани­ем образов уже существующего. В этом случае наличие у авто­ра вновь созданного произведения обязанности получить раз­решение автора первоначального зависит от степени ориги­нальности его творения.[11]

Применительно к произведениям архитектуры, градострои­тельства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ отдель­но выделяет право на практическую реализацию указанных про­ектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практиче­ской реализации.

Использование архитектурного, градостроительного или са­дово-паркового проекта для реализации допускается только од­нократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы по­вторно только с согласия автора проекта.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление ав­торского контроля за разработкой документации для строитель­ства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского над­зора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

Исходя из природы данного права, оно, в отличие от выше­перечисленных имущественных авторских прав, не может быть передано другому лицу.[12]

Правообладатель может использовать произведение и иными способами.

Еще одним имущественным авторским правом с сильно вы­раженными элементами личного неимущественного права ав­тора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1293 устанавливает, что в слу­чае отчуждения автором оригинала произведения изобразитель­ного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной пере-продаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изо­бразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных от­числений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Данное право обладает следующими особенностями:

им обладают только авторы произведений изобразитель­ного искусства, а также рукописей литературных и музыкаль­ных произведений;

оно касается только публичной перепродажи произведе­ний. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художест­венный салон, магазин и т. д., т. е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под пере­продажей понимается всякая продажа, которая следует за пер­вой продажей произведения изобразительного искусства. Пер­вая продажа произведения изобразительного искусства означа­ет переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу;

В отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым и может передаваться лишь  наследникам автора.

В настоящее время механизм контроля за соблюдением дан­ного правомочия авторов практически отсутствует, что делает его во многом декларативным.

 

Глава III Понятие и сущность смежных прав

 

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related).

Смежные права - исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. В качестве примера, фортепьянный концерт Бетховена. Он может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 г., все его произведения являются всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно, кто угодно волен, исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.

Информация о работе Авторские и смежные права