Авторские и смежные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Другие лица не могут использовать произведение без со­гласия правообладателя, за исключением случаев, преду­смотренных ГК РФ (ОТ. 1273-1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом, и позволяющее автору произведе­ния или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель мо­жет распоряжаться исключительным правом на произведе­ние (ст. 1270 ГК РФ).

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произ­ведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ).

-              иные права (право на вознаграждение за использование слу­
жебного произведения, право на отзыв, право следования, право
доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления граж­данских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юри­дическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являют­ся субъективными гражданскими правами, и их защита осу­ществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Од­нако авторские и смежные права неоднородны по своей при­роде, что обуславливает наличие специальных способов за­щиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формально­стей.

 

2.2 Личные неимущественные права авторов

К личным неимущественным правам авторов относятся: пра­во авторства; право автора на имя; право на обнародование; пра­во на неприкосновенность произведения (ст. 1255 ГК РФ). Личны­ми неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародова­ние, и право доступа к произведениям изобразительного искус­ства.

Право авторства — это право признаваться автором произ­ведения. Сущность этого права заключается в определении сво­ей личности в качестве создателя конкретного произведения. Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым. Данное право является важнейшим, так как остальные автор­ские права производны от него. В статье 6 bis Бернской конвен­ции подчеркивается, что «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требо­вать признания своего авторства на это произведение...» В на­учной литературе высказывалось мнение, что права авторства как самостоятельного права не существует.[8] Однако следует от­метить, что в отличие от права собственности в авторском пра­ве существует неразрывная связь между автором и произведе­нием, основанная на факте создания произведения, право ав­торства является отражением фактической работы автора по созданию произведения.

С правом авторства очень тесно связано право автора на имя, т. е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно. Вместе с тем право на имя является самостоятельным правом. Так, право на имя может быть нарушено без нарушения права ав­торства, например, при искажении имени автора. Данное пра­во, в отличие от права авторства, может быть реализовано лишь при обнародовании произведения путем указания имени автора на титульном листе книги, в титрах кинофильма и т. п. Автор также может требовать указания своего имени при каждом но­вом издании, публичном исполнении, цитировании или любом другом использовании своего произведения. При опубликовании произведений иностранных авторов их имена, как прави­ло, приводятся в русской транскрипции, согласованной с авто­ром. Правом на имя как личным неимущественным авторским правом может распоряжаться лишь автор произведения незави­симо от того, кому принадлежат имущественные авторские права, что подтверждается следующим примером из практики Верховного Суда РФ.

Г. обратился в суд с иском к ЗАО «Общественное российское телевидение» («ОРТ») о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. Он сослался на то, что 12 января 1997 г. в программе «ОРТ» «Королева красоты», посвященной песенному творчеству А. Бабаджаняна, прозвучали песни «Коро­лева красоты» и «Солнцем опьяненный» без указания его имени (в дикторском тексте, в титрах передачи, «бегущей строкой») как автора текстов переданных в эфир песен. Программа в том же виде была повторно передана в эфир «ОРТ» 14 января 1997 г. Отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению ист­ца, привело к нарушению его личного неимущественного права, предусмотренного авторским законодательством.

Останкинский районный суд г. Москвы 24 ноября 1997 г. в ис­ке Г. отказал. удебная коллегия по гражданским делам Московского го­родского суда решение оставила без изменения.

Президиум Московского городского суда 14 октября 1999 г. протест заместителя Генерального прокурора РФ оставил без удовлетворения. Заместитель Генерального прокурора РФ протесте поста­вил вопрос об отмене судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Су­да РФ 15 декабря 2000 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 11 августа 1995 г. между Рос­сийским авторским обществом (в дальнейшем — РАО) и ЗАО «ОРТ» заключено лицензионное соглашение, в соответствии с которым РАО передает ЗАО «ОРТ» разрешение на сообщение обнародованных произведений, относящихся к репертуару РАО, для всеобщего сведения путем их телевизионной передачи в эфир — на зону приема первого частотного канала. ЗАО «ОРТ» обязалось использовать в своих передачах лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов.

Произведения Г. входят в репертуар РАО, песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» зарегистрированы в общест­ве под подлинным именем автора.

12 января 1997 г. в программе «ОРТ» прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было.

В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

признаваться автором произведения (право авторства);

использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозна­чения имени, т. е. анонимно (право на имя);

обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

защищать произведение, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору незави­симо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Отказывая в иске и отклоняя надзорный протест, судебные инстанции опирались на содержание лицензионного соглаше­ния между РАО и ЗАО «ОРТ», в котором нет указания о конкрет­ном способе реализации права на имя автора. Более того, по мнению суда, все имущественные претензии авторов к пользо­вателям должны быть предъявлены к РАО.

С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.

По смыслу названного Закона только автор может разрешить использовать произведение анонимно, т. е. распорядиться сво­им неимущественным правом, РАО же заключает с авторами до­говоры с полномочиями на коллективное управление именно имущественными правами. Отсутствие в лицензионном согла­шении РАО с ЗАО «ОРТ» указаний о конкретном способе реали­зации права на имя в силу закона не означает, что РАО может распоряжаться личными неимущественными правами авторов.

Г. зарегистрировал в РАО упомянутые песни для сбора гоно­рара за их использование под подлинным именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что привело к нарушению авторских прав (право на имя) последнего[9].

Одной из проблем авторского права является применимость права на авторство и права на имя при написании мемуаров, автобиографий и подобных работ политических деятелей так, называемыми гетеронимами — лицами, пишущими книги по заказу богатых и власть имущих. Видимо правовым выходом из такой ситуации является заключение соглашение между соавторами, каковыми являются заказчик произведения, рассказываю­щий или надиктовывающий, и литературный работник, записы­вающий и перерабатывающий. При этом последний за разовое (паушальное) вознаграждение отказывается от указания своего имени в качестве автора произведения (публикуется анонимно) и притязаний на авторское вознаграждение при опубликовании произведения[10]

Право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые де­лает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполне­ния, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является вы­пуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в ко­личестве, достаточном для удовлетворения разумных потребно­стей публики исходя из характера произведения.

Сущность данного права состоит в возможности автора оп­ределить время и способ ознакомления общества со своим про­изведением.

С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, ранее признававшееся составной частью права на обнародова­ние (ст. 15 Закона об авторском праве). В соответствии со ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принято­го решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключи­тельное право на произведение или предоставлено право ис­пользования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений, про­грамм для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект.

Право на неприкосновенность произведения — право на защи­ту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержанием этого права составляет запрещение без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, в том числе вно­сить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведения при его использовании иллюстрация­ми, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Также нарушением данного права будут являться иные посягательства на произведения, напри­мер, искажение цвета при изготовлении репродукции и т. п. Право на неприкосновенность произведения имеет пределы. Не является нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика про­изведения.

Право доступа также следует отнести к личным неимущест­венным правам авторов. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставле­ния возможности осуществлять право на воспроизведение сво­его произведения. При этом закон устанавливает, что от собст­венника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным с указанным правом является право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект, преду­смотренное п. 2 ст. 1292 ГК РФ.

 

2.3. Имущественные права авторов

К имущественным правам авторов следует отнести, прежде всего, исключительное право на произведения. Под ним в соот­ветствии со ст. 1270 ГК РФ понимается право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим за­кону способом. Кроме того, имущественный характер носит право на вознаграждение за использование служебного произведе­ния и право следования.

Исключительное право на произведение в свою очередь со­стоит из следующих правомочий:

воспроизведение произведения;

распространение произведения;

публичный показ произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях рас­пространения;

прокат оригинала или экземпляра произведения:

публичное исполнение произведения;

сообщение в эфир;

сообщение по кабелю;

перевод или другая переработка произведения;

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения.

право на иное использование произведения.

Право на воспроизведение произведения — одно из важней­ших правомочий авторов. Под ним понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в лю­бой материальной форме, в том числе в форме звуко- или ви­деозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более эк­земпляров двухмерного произведения и в двух измерениях од­ного и более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе за­пись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет не­отъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование за­писи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Законодательством предусмотрены случаи свободного воспро­изведения произведений. Статья 1273 ГК РФ предусматривает, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином ис­ключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

воспроизведения произведений архитектуры в форме зда­ний и аналогичных сооружений;

воспроизведения баз данных или их существенных частей;

воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев адап­тации программы для ЭВМ, изготовления ее резервной копии и модификации программы, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;

Информация о работе Авторские и смежные права