Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа
Цель данного исследования – рассмотреть авторский договор как основание правомерного использования произведения, определить понятие, виды и юридическую природу авторского договора, исследовать условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон, проанализировать исполнение обязанностей по авторскому договору, установить основания изменения и прекращения авторского договора.
Введение
Понятие авторского договора
2. Виды и классификации авторских договоров
3. Содержание авторского договора
Заключение
Задача
Задание
Список используемой литературы
Седьмым условием договора является вознаграждение, которое по общему правилу определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Восьмым условием авторского договора может быть предусмотрен особый порядок вступления такого договора в силу. Например: договор считается заключенным с момента исключения правообладателем имущественных авторских прав из коллективного управления соответствующей организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами.
При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения.5
В ряде случаев при
таком использовании
В законодательстве выделяются следующие способы свободного использования произведений авторского права.
Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях.
Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях; использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли.6
Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования: библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров; отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий
Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях.
Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах.
Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.
Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач.
По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором.7
Письменная форма авторского договора является обязательной в силу прямого указания на это факт норм Гражданского законодательства [6].
Отсутствие письменной
формы сделает крайне затруднительной
доказуемость перехода имущественных
авторских прав (например, при обмене
e-mail сообщениями переход
Закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение авторского договора: простая письменная форма является достаточным основанием для признания договора заключенным, однако стороны вправе заверить его подписание у нотариуса, в частности, во избежание возможности в дальнейшем для одной из сторон отрицать факт подписания данного договора.
Лицами, уполномоченными передавать имущественные авторские права по авторскому договору являются авторы и иные правообладатели:
1) авторы, но только в том случае, если такие права ими уже не были переданы на исключительной основе третьим лицам.
При соавторстве необходимо заключение отдельного авторского договора с каждым из соавторов либо одного авторского договора со всеми соавторами. В случае возникновения споров они должны разрешаться в судебном порядке.
2) наследники авторов,
но также только в том случае,
если соответствующие права не
были переданы ранее на
Эти документы должны
прямо предусматривать, что к
наследникам переходят
3) иные правообладатели — юридические и физические лица, обладающие правами на основе авторского договора в отношении соответствующих прав или по иным предусмотренным законодательством основаниям.
В случае приобретения имущественных авторских прав у лиц данной группы необходимо анализировать основание обладания имущественными авторскими правами такими лицами.
Выделяется 2 наиболее часто встречающихся случая:
а) прямой авторский договор с автором;
б) ряд договоров, по которым осуществлялась передача имущественных авторских прав, начиная с автора (наследника) до конечного правообладателя.
Во втором случае необходим анализ всей «цепочки» договоров. Такие договоры в первую очередь должны содержать условия, перечисленные ниже, во-вторых, полномочие на дальнейшую передачу полученных от предшествующего правообладателя прав.
В любом случае условия передачи имущественных авторских прав по каждому последующему договору не могут быть шире предыдущего, например:
1) если территория
действия предыдущего
2) если по предыдущему авторскому договору были переданы имущественные авторские права на воспроизведение произведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, то в соответствии с последующим авторским договором соответствующее произведение может быть использовано только в части воспроизведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщения произведения для всеобщего сведения по кабелю.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов. В основе авторского договора, как и любого другого гражданско – правового договора лежит определенный набор прав и обязанностей, как автора, так и заказчика.
Заключение
Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.
Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.
Таким образом, рассмотрев
особенности регулирования
В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.
Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ.8
От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права.9
К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.
Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя.
Список используемой литературы
1 Лукьяненко М.Ф. «Гражданское право РФ» ч.3. Специальная.,2009г.
2 См.: Ведомости РФ, 1992. № 42. Ст. 2325.
3 Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.- 239с.
4 Гражданский кодекс РФ, часть четвертая от 18.12. 2006 № 230 – ФЗ// СПС Гарант. 2008 [Электронный ресурс]
5 Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
6 Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.- 324с.
7 Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.- 324с.
8 Гражданский кодекс РФ, часть четвертая от 18.12. 2006 № 230 – ФЗ// СПС Гарант. 2008 [Электронный ресурс]
9 Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса – проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9.- с. 18-22.