Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:54, реферат
Авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, большинство российских ученых рассматривают в качестве особого института гражданского права. В отличие от других институтов оно регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне самого трудового процесса
Введение………………………………………………………………………...3
I. Авторское право: объекты, субъекты, содержание………………….……..6
1. Объекты авторского права………………………………….……………….6
2. Субъекты авторского права………………………………………………....9
3. Содержание авторского права……………………………………………...14
1. Личные неимущественные права……………………………….…….14
2. Исключительные права………………………………………………..15
3. Иные права авторов…………………………………………….….…..19
4. Сроки……………………………………………………………………20
II. Авторский договор………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Авторское право: объекты, субъекты, содержание………………….……..6
1. Объекты авторского права………………
2. Субъекты авторского права……………
3. Содержание авторского права………
1. Личные неимущественные права……
2. Исключительные права…………………………
3. Иные права авторов………………………………
4. Сроки…………………………………………………………………
II. Авторский договор………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………28
Введение
Авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, большинство российских ученых рассматривают в качестве особого института гражданского права. В отличие от других институтов оно регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне самого трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
В качестве основных задач авторского права признают следующие:
1) авторское право должно
2) создание условий для широкого использования
произведений в интересах общества, т.е.
повышение уровня охраны прав авторов
ни в коем случае не должно препятствовать
использованию их произведений в целях
образования и просвещения или служить
помехой в стремлении самой широкой аудитории
читателей, зрителей, слушателей знакомиться
с ними.
Указанные задачи авторского права тесным
образом связаны с его принципами.
К числу основных принципов российского авторского права, относят следующие положения:
1. Принцип свободы творчества.
Обеспечивая свободу творчества, закон охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образцов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т.п.
2. Принцип сочетания интересов автора с интересами общества.
В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Однако ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведения не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и общества в целом.
3. Принцип неотчуждаемости
В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и т.д.) не могут перейти к другим лица, даже если автор выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены.
4. Принцип свободы авторского договора.
Данный принцип заменил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров, которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. И хотя в то же время типовые договоры ограждали авторов от произвола пользователей произведений, гарантировали авторам определенный минимальный уровень прав, они все же детально регламентировали ту сферу отношений, которая должна определяться, прежде всего, свободным волеизъявлением самих сторон. Поэтому новое авторское право России отказывается от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами.
Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжению договора по истечению пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен, или правами, налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа.
Авторское право охраняет все результаты творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, оно носит универсальный, всеобъемлющий характер.
I. Авторское право: объекты, субъекты, содержание
1. Объекты авторского права
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. К таким произведениям относятся: литературные произведения, включая программы для ЭВМ; драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и др.); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения и т.д. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве, носит примерный характер, и результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим условиям охраноспособности, предусмотренным законом, подлежат авторско-правовой охране.
Произведение охраняется авторским правом независимо от способа его выражения, важно лишь, чтобы оно было воплощено в любой объективной форме, например в письменной, устной форме, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной форме. Закон охраняет не только законченные, но и незавершенные произведения (эскизы, планы, модели, макеты). Охрана распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения (ст. 6 Закона об авторском праве).
Авторское право возникает в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей, например регистрации произведения. Обладатель авторского права может для оповещения о своих правах использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительного права и года первого опубликования произведения (п. 1 ст. 9 Закона об авторском праве). Применение знака охраны не является обязательным. Основным его назначением является предупреждение нарушения авторского права со стороны третьих лиц, а также облегчение процесса доказывания принадлежности авторского права в случае судебного разбирательства. С той же целью по желанию правообладателя может осуществляться регистрация в Роспатенте таких специфических объектов авторского права, как программы для ЭВМ и базы данных (ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ).
Объектом авторского права может быть признана часть произведения (включая его название), если она соответствует критериям охраноспособности и может быть использована самостоятельно, т.е. отдельно от произведения в целом. Название произведения подлежит охране как объект авторского права, если оно является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Также не подлежат охране авторским правом:
1) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д.);
3) произведения народного
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Официальным документам и государственным символам охрана не предоставляется в силу их особых функций, требующих широкого использования в общественных интересах. Произведения народного творчества не охраняются, так как их автор не известен и возникновение субъективных авторских прав в отношении таких произведений невозможно. На сообщения информационного характера (материалы телеграфных информационных агентств, программы телепередач, расписания движения поездов и т.п.) авторское право не возникает, так как они не имеют творческого характера.
Специфическим объектом авторского права признается программа для ЭВМ, являющаяся объективной формой представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Законодательство РФ относит программы для ЭВМ к литературным произведениям.
Объектами авторского права являются производные произведения (переводы, обработки, инсценировки, аранжировки и т.п.), представляющие собой переработки других произведений науки, литературы и искусства, а также различные составные произведения (в частности, сборники, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов. Такие произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Производные и составные произведения подлежат охране при условии, что они являются результатами творческой деятельности и соответствуют критериям охраноспособности.
1. Субъекты авторского права
Особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором.
Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо, при этом не имеет значения его статус.
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ (ст. 1228, ч.1 ГК РФ).
Статья 18 ГК относит возможность иметь права автора к гражданской правоспособности, которой гражданин обладает независимо от возраста и состояния здоровья. Конкретные субъективные авторские права возникают у автора независимо от его дееспособности в результате фактических действий по созданию произведения. Однако осуществление авторских прав требует от лица определенной степени дееспособности (см. п. 2 ст. 26, ст. 28-30 ГК).
Для охраны авторских прав имеет значение гражданство автора. Произведения, авторами которых являются российские граждане, охраняются в РФ независимо от места, где они были обнародованы или где они находятся в какой-либо объективной форме необнародованные. Охрана прав иностранных авторов распространяется на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами России, его охрана в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами (ст. 5 Закона об авторском праве).
Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух или более лиц, т.е. в соавторстве. Такие лица признаются соавторами независимо от того, образует ли созданное ими произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.
У соавторов возникают совместные права на созданное ими произведение. Вопрос об использовании произведения, созданного в соавторстве, должен решаться авторами на основе единогласия. В случае недостижения между ними согласия спор передается на рассмотрение суда. Соавторы вправе заключить соглашение, в котором они могут, например, поручить осуществление авторских прав одному из авторов или третьему лицу, а также договориться о порядке распределения авторского вознаграждения, обозначении имен соавторов при использовании произведения и т.п.