Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:54, реферат
Авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, большинство российских ученых рассматривают в качестве особого института гражданского права. В отличие от других институтов оно регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне самого трудового процесса
Введение………………………………………………………………………...3
I. Авторское право: объекты, субъекты, содержание………………….……..6
1. Объекты авторского права………………………………….……………….6
2. Субъекты авторского права………………………………………………....9
3. Содержание авторского права……………………………………………...14
1. Личные неимущественные права……………………………….…….14
2. Исключительные права………………………………………………..15
3. Иные права авторов…………………………………………….….…..19
4. Сроки……………………………………………………………………20
II. Авторский договор………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………
Существо прав на перевод и на переработку произведения заключается в том, что автор вправе решать вопрос об использовании своего произведения в переводе или в переработанном виде. Обычно согласие автора на перевод или переработку означает и его согласие на использование созданного нового произведения. Однако, если перевод, по мнению автора, сделан неточно или некачественно, он может запретить его использование. Автор может также оставить за собой право на одобрение переработки в качестве условия использования.
Право на реализацию дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта заключается в том, что любое воплощение в жизнь произведений архитектуры или дизайна допустимо только с согласия авторов. То есть права архитекторов и дизайнеров действуют в отношении не только самих проектов, но и тех решений, которые осуществлены в виде конкретных зданий и сооружений. Без согласия автора (правообладателя) такое здание или сооружение повторно воспроизвести нельзя.
3. Иные права авторов.
Авторы архитектурных и дизайнерских произведений наделены правом на участие в практической реализации проекта (п. 2.1 ст. 16 Закона об авторском праве). Это дает им дополнительные возможности для предупреждения искажения их произведений. По своей природе это личное право, не предназначенное для передачи другим лицам.
Право следования распространяется на авторов произведений изобразительного искусства (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве), получающих основной доход от продажи своих произведений. Это право позволяет авторам получать часть прибылей торговцев произведениями искусства. Оно имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. В случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на вознаграждение в размере 5% от перепродажной цены. Право следования является в целом неотчуждаемым, но может переходить к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
Право доступа к произведениям изобразительного искусства заключается в праве автора требовать доступа к созданному им произведению для осуществления права на воспроизведение произведения (п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве). Фактически право доступа может служить не только средством обеспечения имущественных прав автора, но и способствовать реализации личных неимущественных прав на обнародование произведения и на защиту репутации автора. В то же время автор не может требовать от собственника доставки произведения. Поскольку право доступа носит личный характер, оно не может быть отчуждено, но (подобно праву на обнародование) должно переходить к наследникам автора.
4. Сроки.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 27 Закона об авторском праве). Предусмотрено также несколько случаев, когда этот срок исчисляется иначе.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует 70 лет после даты его правомерного обнародования. Однако если в течение его срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, применяются общие правила исчисления сроков авторского права.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего соавтора. Это правило касается нераздельного соавторства, а при раздельном соавторстве - использования всего произведения как единого целого.
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его обнародования.
Если автор произведения был репрессирован и затем реабилитирован посмертно, срок охраны авторского права на его произведения начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. При этом не имеет значения, были ли при жизни автора обнародованы те или иные его произведения или они впервые выпускаются в свет после реабилитации.
В случае если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, общий срок охраны его авторских прав увеличивается на 4 года. Это означает, что для наследников такого автора во всех названных выше случаях авторское право действует в течение 74 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора или пережившего соавтора, посмертная реабилитация автора, обнародование произведения).
Истечение срока действия авторского права на произведение означает его переход в общественное достояние (п. 1 ст. 28 Закона об авторском праве). Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права автора, которые действуют бессрочно.
II. Авторский договор
Имущественные права автора, за исключением случаев свободного использования, могут передаваться только по авторскому договору. Авторские договоры являются двусторонними, как правило, консенсуальными и возмездными. Они заключаются в простой письменной форме (устная форма допустима для использования произведений в периодической печати).
Закон об авторском праве упоминает о двух видах авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав. Оба они являются авторскими лицензионными договорами. Содержание авторского договора о передаче неисключительных прав состоит в выдаче пользователю разрешения использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав, а также другими лицами, получившими разрешение использовать это произведение таким же способом, т.е. речь в нем идет о предоставлении неисключительной лицензии (п. 3 ст. 30 Закона об авторском праве). По договору о передаче исключительных прав разрешение на использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах выдается только лицу, которому эти права передаются, и дает этому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам, что свидетельствует о предоставлении такому лицу исключительной лицензии (п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве). Авторский лицензионный договор всегда направлен на предоставление ограниченного права. Неисключительная лицензия является основным видом лицензионного договора: если в договоре не предусмотрено иное, переданные права рассматриваются как неисключительные.
Авторский договор должен содержать следующие условия: способы использования произведения (права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора (ст. 31 Закона об авторском праве). В случае недостижения согласия между сторонами по этим вопросам договор будет считаться незаключенным на основании ст. 432 ГК.
Большинство условий авторского договора направлено на защиту интересов автора как более слабой экономически стороны, поскольку его контрагентом, как правило, выступает юридическое лицо или предприниматель. Поэтому ряд норм ст. 31 Закона об авторском праве позволяет восполнить возможные пробелы в содержании авторского договора с тем, чтобы избежать его признания незаключенным. Так, при отсутствии в договоре условия о территории, на которую передается право, предполагается, что это территория Российской Федерации. При отсутствии условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения.
Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, остаются у автора. Требование прямого указания в договоре перечня правомочий, предоставляемых по лицензионному договору, не только защищает автора от произвольного толкования договора его контрагентом, но и указывает на возможность дробления передаваемых прав. Автор может, например, одному контрагенту предоставить право на издание и распространение, а другому - право на экранизацию. Вполне возможна также ситуация, когда на какие-то правомочия по использованию произведения выдается исключительная лицензия, а на какие-то - неисключительная. Права, предоставленные по лицензионному договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам (сублицензия) лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 Закона об авторском праве).
Запрещено заключать договоры в отношении будущих произведений: о передаче прав на использование таких произведений и об ограничении автора в их создании. Этот запрет не распространяется на договоры заказа, предусматривающие создание конкретного произведения с заранее обусловленными характеристиками.
Вознаграждение в процентах от дохода за соответствующий способ использования произведения закреплено в законе в качестве основного способа платежа (п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве). В то же время вознаграждение может выплачиваться и в виде фиксированной суммы (или иным образом), если его невозможно выплатить в виде процентов из-за характера произведения или особенностей его использования. В этом случае в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения. Законом предусмотрена также возможность применения минимальных ставок авторского вознаграждения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 Закона об авторском праве).
Договор авторского заказа является особым видом авторского договора (ст. 33 Закона об авторском праве), направленным на создание будущих произведений (литературных, музыкальных, изобразительного искусства и т.д.). Содержание договора состоит в том, что автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Договор авторского заказа должен содержать четкие требования к будущему произведению (жанр, содержание, примерный объем и т.п.) и к сроку его представления. В п. 2 ст. 33 Закона об авторском праве предусмотрена обязанность заказчика выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения, размер, порядок и сроки выплаты которого устанавливаются по соглашению сторон. Ответственность автора за непредставление заказанного произведения ограничена реальным ущербом, причиненным заказчику.
Определенным сходством с договором заказа обладает договор на создание служебного произведения (ст. 14 Закона об авторском праве). Хотя служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений, следует согласиться с мнением, что трудовой договор в этом случае является основанием заключения гражданско-правового договора. Это подтверждается также закрепленной в законе возможностью выплаты автору помимо заработной платы авторского вознаграждения.
Служебные произведения делятся на созданные в порядке выполнения служебных обязанностей и в порядке служебного задания работодателя. Этим подчеркивается различная степень свободы автора: при выполнении служебного задания автору дается прямое указание о создании определенного произведения, а при выполнении служебных обязанностей прямого указания нет. Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору. Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. В этом случае у автора сохраняются личные неимущественные права, и он обладает правом на вознаграждение, размер которого и порядок выплаты устанавливаются в договоре между автором и работодателем.
Заключение
Так, сущность авторского права заключается в охране формы произведения, потому что форма имеет приоритет в авторском праве. Из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которого его существование невозможно. А содержание, соответственно, состоит из объектов (произведений), субъектов (авторов и иных лиц) и их прав. Гражданско-правовая охрана авторских прав обеспечивается национальным и международным законодательством. Под охраной авторских прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов (произведений) авторского права и правомочий (прав) субъектов (авторов и иных лиц), с ними связанных. Способы защиты авторских прав полностью устанавливаются в национальном законодательстве (ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ).
Сколько проблем содержит в себе данная сфера, можно понять, только подробно изучив вопрос применения охраны и защиты авторских прав в России. Нарушения авторского права бывают совершенно различными: начиная от невыплаты вознаграждения автору и бездоговорного использования произведения, заканчивая откровенным плагиатом и даже «пиратством». Значимость данной темы определяется еще и тем, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, причиняемый государству от неуплаты налогов в аудио- и видеопиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного млрд долл. А в области книжного дела, по мнению специалистов, около 40% книг, продаваемых в России, переводится, издается и продается с нарушениями прав авторов и издателей. В итоге авторы и издатели, а вместе с ними и госбюджет, теряют миллиарды рублей.
Возникает вопрос: что делать и какие шаги предпринять для борьбы с явными нарушениями авторских прав?
Первый шаг уже сделан - в России практически создана законодательная база по охране авторских и смежных прав. Несмотря на ее несовершенство, правовую базу следует только дополнять различными нормативными актами, и она будет улучшаться. Кодификация законодательства по данной теме в нашей стране необходима. Слишком многочисленные недоразумения и трудности стала порождать система существования обособленных актов.
Вторым шагом, который должен помогать развитию охраны и защиты авторских прав, являются государственные меры, направленные на создание правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов и исполнителей, а с другой - активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав (в частности РАО).
Наконец, для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку юристов в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.