Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение правовой культуры и её значения для сотрудников органов безопасности.
В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………………………... 3
1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания …………….. 5
1.1 Понятие, структура правосознания …………………………………………………..….. 5
1.2 Виды правосознания …………………………………………………………………..………. 16
1.3 Взаимосвязь права и правосознания ………………………………..………………… 18
2. Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и
правоприменительной деятельности ………………………………………………………. 22
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ………………………

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ТГП.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………... 3

1. Профессиональный  и обыденный уровни правового  сознания …………….. 5

1.1 Понятие, структура  правосознания …………………………………………………..….. 5

1.2 Виды правосознания  …………………………………………………………………..………. 16

1.3 Взаимосвязь права и правосознания ………………………………..………………… 18

2. Задачи правовой  культуры и её роль в правотворческой  и

правоприменительной деятельности ………………………………………………………. 22

Заключение ………………………………………………………………………………………………. 29

Список использованной литературы …………………………………..…………………… 31 

 

Введение

     Главным признаком правового  государства, обязательным условием  его построения является высокий  уровень правовой культуры населения,  профессиональной культуры правоохранителей  и других должностных лиц. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

     История показывает, что только  тогда правотворческая и правоприменительная  деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных  процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правовой культуры.            

     Правовая культура общества, отдельных  групп, индивидов органично связана  с правом как целостным социальным  институтом, с его возникновением, функционированием и развитием,  с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»1.

     Каждый живущий в данном обществе  включён в систему норм, культурных  традиций. От требований общества  спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

     Сейчас особенно актуален вопрос  об укреплении высокой культуре  каждого гражданина. Именно высокая  культура действий и поступков,  чувств и побуждений должна  являться главным результатом  развития личности гражданина  нашего общества.

     Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.

     Целью данной работы является определение правовой культуры и её значения для сотрудников органов безопасности.

В целях  достижения цели следует рассмотреть  правовые концепции такого явления  как правовая культура, её структурные  компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.

     Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.

 

1. Профессиональный  и обыденный уровни  правового сознания

1.1. Понятие, структура  правосознания

  Правосознание – весьма независимое целостное  и как бы даже «рядоположенное» праву  явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит»  на такие сокровенные вопросы, как  сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной  социальной патологии и т.д.2

  Правосознание наиболее полно и разносторонне  отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно – исторических обществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах проведения, о  должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

     Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, “подчиняющийся” определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

        Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии3.

        Правовая психология соответствует  эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология — своего рода стихийный, “несистематизированный” слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

        Радость или огорчение по поводу  принятия нового или отмены  старого закона, чувство удовлетворения  или недовольства практикой применения  юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

        Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология — наиболее “распространенная” форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

        Именно в среде психологических  реакций право осуществляете  ведущие определения своей социальной  сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов  и т. д. Эти характеристики  права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

   Более того, правовая психология — наиболее глубинная, “скрытая” от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т. д. )4.

        Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область  бессознательного — целый мир  психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противоправного поведения.

        Бессознательное как явление  правовой психологии находит  выражение в таких формах познания  действительности, как интуиция, психологический  аффект (при совершении тех или  иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

        Таким образом, правовая психология  — принципиально значимая для  правового регулирования сфера  общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

        Кроме правовой психологии в  структуру правосознания включается  правовая идеология, которая,  в отличие от психологического  восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

        Правовая идеология — это совокупность  юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном  виде отражают и оценивают правовую реальность5.

        По сравнению с правовой психологией,  первичной “субстанцией” которой  выступают психологические переживания  людей, идеология характеризуется  целенаправленным, как правило, научным  либо философским осмыслением  права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т. д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

        В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

        Однако правовая идеология значительно  превосходит правовую психологию  по степени и характеру познания  права. Если правовая психология  фиксирует во многом внешний,  часто поверхностно-чувственный  аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы6.

        Примерами правовой идеологии  как способа правового осознания  действительности могут служить  гегелевская философия права,  естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства  и права, многие современные  концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего “применения” правовой идеологии — не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

        Так, те или иные политические  организации, участвующие в современных  властеотношениях, создаются, как  правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т. д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

        Примером конкретной, весьма сложной,  противоречивой деятельности целого  сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности7.

        Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной  государственно-правовой идеологии  является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной — коммунистической — идеологии породили на этапе “перестройки” нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.

Информация о работе Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности