Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению – правонарушению1.
Субъектом правонарушения являются физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Кроме общего субъекта - физического лица КоАП определяет и специальные субъекты. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет, должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Это обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП РФ и специальными нормативными актами.
Впервые
КоАП РФ закрепил в качестве субъекта
административного
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лица. Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Поэтому органу, рассматривающему конкретное дело об административном правонарушении, необходимо доказать вину как юридического, так и физического лица40.
Субъективная сторона правонарушения обусловлена тем, что только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Говоря об институте вины в административно - деликтном праве, мы исходим из следующих основных посылок. Вина представляет собой главный элемент субъективной стороны административного деликта, психическое отношение субъекта к своему противоправному деянию (в формальных составах) и его общественно вредному последствию (в материальных составах), выраженное в административном правонарушении. В этом своем качестве она является необходимым условием административной ответственности и в то же время в значительной степени ее мерой. Как и всякое психическое отношение человека, вина есть неразрывное единство отражения в психике субъекта объективной действительности (а, следовательно, и объективных признаков совершаемого административного правонарушения) и отношения лица к этой действительности, определяемого взглядами, моральными принципами и установками человека41.
Нужно различать вину как реальное психическое отношение субъекта, субъективную сторону административного правонарушения и признаки состава административного деликта, характеризующие психическое отношение: это различие определяемого предмета и его определения.
Содержание вины - это наиболее конкретная категория, отражающая признаки вины. Трудно переоценить ее практическое значение для установления вины в деянии субъекта, правильной квалификации его административного правонарушения и разграничения различных административных деликтов. Если есть немало административных правонарушений, сходных по объективной стороне и форме вины, то нет двух различных административных правонарушений, у которых содержание вины совпадало бы.
Под содержанием обычно понимается совокупность тех элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Поскольку вина - это психическое отношение, явившееся причиной совершения административного правонарушения, выраженное в нем, ее содержание есть совокупность психологических элементов (сознания, воли, эмоций, мотива, цели), образующих это психическое отношение к совершаемому деянию. В этих психологических элементах отражаются (или могут отражаться) объективные признаки административных правонарушений: объект, предмет и обстоятельства, характеризующие потерпевшего, противоправное действие или бездействие, общественно вредные последствия, обстановка, место, время совершения административного деликта и т.д. Указанные обстоятельства образуют предметное содержание вины административного правонарушения, предмет психического отношения субъекта. Лишь, будучи насыщенными предметным содержанием, психологические элементы составят содержание вины. Иными словами, содержанием вины является совокупность психологических элементов, отражающих (или могущих отражать) объективные обстоятельства административного правонарушения и выражающих определенное отношение лица к этим обстоятельствам.
Отражение
объективных обстоятельств
Волевое и эмоциональное отношение лица к указанным обстоятельствам также может быть различным - положительным, отрицательным или нейтральным. Если, например, совершаемое действие всегда является "желаемым" (как средство достижения желаемой цели), то к целому ряду объективных обстоятельств административного деликта отношение может быть самым различным в зависимости от их значимости для субъекта, от того, нужны они ему или нет. Разумеется, лишь в теоретическом анализе возможно раздельное, расчлененное рассмотрение отдельных психологических элементов, составляющих содержание вины административного правонарушения. В реальной же жизни это единое психическое отношение, в котором интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты нераздельны и обусловливают друг друга.
Вина - это умысел или неосторожность лица, выраженные в совершенном им административном правонарушении (ст. 2.2 КоАП РФ)42. Поэтому содержание конкретной вины - это содержание конкретного умысла или конкретной неосторожности субъекта. При совершении административного правонарушения в его сознании отражается множество различных обстоятельств. Однако в содержание вины входит отражение лишь тех, которые являются необходимыми условиями наказуемости деяния или влияют на степень этой наказуемости. Иными словами, это признаки состава, характеризующие объект и объективную сторону, а также входящие и не входящие в состав административного деликта объективные обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность.
В конкретных составах содержание вины определяется путем указания на форму вины, на иные признаки, характеризующие объективную и субъективную стороны состава административного правонарушения, которые отражаются в психическом отношении субъекта и составляют предметное содержание вины. Сами объективные признаки, разумеется, в содержание вины не входят. Но его нельзя установить без соотнесения субъективных признаков состава с его объективными признаками.
Форма
вины административного
Значение
рассматриваемой категории
Формы
вины определяются законодателем. Но именно
определяются, а не создаются им.
А это значит, что определения
форм вины административного
Категория
формы вины характеризует связь
психологических элементов, составляющих
содержание вины, с объективными признаками
административного
Следует иметь в виду, что умысел и неосторожность - это не просто формы психического отношения, а формы вины, которые характеризуют все административные правонарушения в целом. Поэтому в одном административном деликте может быть только одна форма вины. Неправильно, по нашему мнению, конструировать "смешанные формы вины" по отношению к объективным различным обстоятельствам административного правонарушения. Законодатель пока для этого никаких предпосылок не создает. Речь может идти лишь о вменении в вину тех или иных обстоятельств административного правонарушения, но не о форме вины по отношению к этим обстоятельствам.
Форма
вины, хотя и в меньшей степени,
чем ее содержание, зависит от конструкции
состава административного
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ отношение к деянию при умысле заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия. Однако в определении неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ) указывается лишь на психическое отношение лица к последствию и не характеризуется отношение к деянию. Это объясняется, видимо, тем, что большинство составов, предусматривающих или допускающих неосторожную форму вины, являются материальными. Есть, однако, и формальные составы, которые допускают данную форму вины (например, ст. 8.3 КоАП РФ). В связи с этим возникает вопрос о разграничении умышленных и неосторожных административных правонарушений с формальными составами, что требует определения отношения к деянию при неосторожности. Если для признания умысла в административных правонарушениях с формальными составами достаточно сознания лицом противоправного характера совершаемого деяния, то неосторожность в этих случаях может определяться лишь возможностью и обязанностью такого сознания при его фактическом отсутствии в силу забывчивости, рассеянности или невнимательности45.
Следует отметить, что важное значение при принятии органами административной юрисдикции решений по делам об административной ответственности, как в области жилищных правоотношений, так и в других сферах необходимо ориентироваться в вопросах разграничения административных правонарушений и преступлений, а также квалификации тех или иных административных правонарушений по конкретным конкурирующим статьям КоАП РФ.
Основное
отличие административного
Проблему
отграничения преступления от административного
правонарушения А.И. Мурзинов предлагает
решать с помощью критерия «качество общественной
опасности»46. Как правильно замечено
Д.Н. Бахрахом, законодатель однозначно
говорит об отсутствии опасности у малозначительных
преступлений47. В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано:
«не является преступлением действие
(бездействие), хотя формально и содержащее
признаки какого-либо деяния, предусмотренного
настоящим Кодексом, но в силу малозначительности
не представляющее общественной опасности»48.
Таким образом, употребление термина «общественная
опасность» для характеристики всех видов
правонарушений ведет к тому, что исчезает
отличие преступлений от иных правонарушений.