Виды правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению – правонарушению1.

Файлы: 1 файл

Правонарушение.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

    Субъектом правонарушения являются физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Кроме общего субъекта - физического лица КоАП определяет и специальные субъекты. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет, должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Это обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП РФ и специальными нормативными актами.

    Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Понятие, признаки и виды юридических лиц, их правоспособность содержатся в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 48 - 50 ГК РФ), которым устанавливается обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию. Из содержания ст. 48 ГК РФ вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, и имеющие статус юридического лица.

    Согласно  ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лица. Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Поэтому органу, рассматривающему конкретное дело об административном правонарушении, необходимо доказать вину как юридического, так и физического лица40.

    Субъективная  сторона правонарушения обусловлена тем, что только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Говоря об институте вины в административно - деликтном праве, мы исходим из следующих основных посылок. Вина представляет собой главный элемент субъективной стороны административного деликта, психическое отношение субъекта к своему противоправному деянию (в формальных составах) и его общественно вредному последствию (в материальных составах), выраженное в административном правонарушении. В этом своем качестве она является необходимым условием административной ответственности и в то же время в значительной степени ее мерой. Как и всякое психическое отношение человека, вина есть неразрывное единство отражения в психике субъекта объективной действительности (а, следовательно, и объективных признаков совершаемого административного правонарушения) и отношения лица к этой действительности, определяемого взглядами, моральными принципами и установками человека41.

    Нужно различать вину как реальное психическое отношение субъекта, субъективную сторону административного правонарушения и признаки состава административного деликта, характеризующие психическое отношение: это различие определяемого предмета и его определения.

    Содержание  вины - это наиболее конкретная категория, отражающая признаки вины. Трудно переоценить ее практическое значение для установления вины в деянии субъекта, правильной квалификации его административного правонарушения и разграничения различных административных деликтов. Если есть немало административных правонарушений, сходных по объективной стороне и форме вины, то нет двух различных административных правонарушений, у которых содержание вины совпадало бы.

    Под содержанием обычно понимается совокупность тех элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Поскольку вина - это психическое отношение, явившееся причиной совершения административного правонарушения, выраженное в нем, ее содержание есть совокупность психологических элементов (сознания, воли, эмоций, мотива, цели), образующих это психическое отношение к совершаемому деянию. В этих психологических элементах отражаются (или могут отражаться) объективные признаки административных правонарушений: объект, предмет и обстоятельства, характеризующие потерпевшего, противоправное действие или бездействие, общественно вредные последствия, обстановка, место, время совершения административного деликта и т.д. Указанные обстоятельства образуют предметное содержание вины административного правонарушения, предмет психического отношения субъекта. Лишь, будучи насыщенными предметным содержанием, психологические элементы составят содержание вины. Иными словами, содержанием вины является совокупность психологических элементов, отражающих (или могущих отражать) объективные обстоятельства административного правонарушения и выражающих определенное отношение лица к этим обстоятельствам.

    Отражение объективных обстоятельств административного  деликта может проявляться в  сознании (знании) их наличия в настоящем или в предвидении их возникновения в будущем (опережающее отражение). Оно имеет различные степени - от достоверного знания до сознания возможности, неисключенности их существования, т.е. отличается по степени определенности осознания; оно бывает как правильным, адекватно воспроизводящим действительность, так и неверным, ошибочным. Наконец, отражение тех или иных обстоятельств административного правонарушения может и отсутствовать, при этом важно, имелась ли у лица возможность их осознавать.

    Волевое и эмоциональное отношение лица к указанным обстоятельствам  также может быть различным - положительным, отрицательным или нейтральным. Если, например, совершаемое действие всегда является "желаемым" (как  средство достижения желаемой цели), то к целому ряду объективных обстоятельств административного деликта отношение может быть самым различным в зависимости от их значимости для субъекта, от того, нужны они ему или нет. Разумеется, лишь в теоретическом анализе возможно раздельное, расчлененное рассмотрение отдельных психологических элементов, составляющих содержание вины административного правонарушения. В реальной же жизни это единое психическое отношение, в котором интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты нераздельны и обусловливают друг друга.

    Вина - это умысел или неосторожность лица, выраженные в совершенном им административном правонарушении (ст. 2.2 КоАП РФ)42. Поэтому содержание конкретной вины - это содержание конкретного умысла или конкретной неосторожности субъекта. При совершении административного правонарушения в его сознании отражается множество различных обстоятельств. Однако в содержание вины входит отражение лишь тех, которые являются необходимыми условиями наказуемости деяния или влияют на степень этой наказуемости. Иными словами, это признаки состава, характеризующие объект и объективную сторону, а также входящие и не входящие в состав административного деликта объективные обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность.

    В конкретных составах содержание вины определяется путем указания на форму вины, на иные признаки, характеризующие объективную и субъективную стороны состава административного правонарушения, которые отражаются в психическом отношении субъекта и составляют предметное содержание вины. Сами объективные признаки, разумеется, в содержание вины не входят. Но его нельзя установить без соотнесения субъективных признаков состава с его объективными признаками.

    Форма вины административного правонарушения. Категория "форма" выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Форма - это внутренняя структура содержания, соотношение его элементов, устойчивые связи между важнейшими из них43. Форма вины определяется соотношением психологических элементов, составляющих содержание вины, и их полнотой.

    Значение  рассматриваемой категории чрезвычайно  велико. Во-первых, формы вины, законодательно закрепленные, очерчивают границы виновного  совершения противоправных деяний. Только в этих границах психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям является виновным. Во-вторых, выделение общих, устойчивых признаков психического отношения (вины), присущих различным административным правонарушениям, позволяет приблизиться к пониманию сущности вины, абстрагироваться от конкретных особенностей отдельных проявлений вины. В-третьих, определения форм вины, содержащие общие признаки всех умышленных и всех неосторожных административных правонарушений, вынесенные в Общую часть КоАП РФ, позволяют разгрузить формулировки конкретных составов в Особенной части.

    Формы вины определяются законодателем. Но именно определяются, а не создаются им. А это значит, что определения  форм вины административного правонарушения должны соответствовать реальным особенностям психического отношения лица к своим противоправным деяниям и их последствиям.

    Категория формы вины характеризует связь  психологических элементов, составляющих содержание вины, с объективными признаками административного правонарушения. Из анализа ст. 2.2 КоАП РФ видно, что, определяя формы вины, законодатель использует два психологических элемента: интеллектуальный и волевой, отражающие и выражающие отношение лица к деянию и его последствиям. Форма вины, следовательно, уже, чем ее содержание. Такие входящие в содержание вины психологические элементы, как мотив, цель (за исключением мотива и цели, направленной на достижение преступного последствия, являющихся главными признаками состава) и эмоция, а также отношение к таким объективным обстоятельствам, как время, место и т.д., на форму вины не влияют. Не учитывать этого обстоятельства - значит смешивать категории формы и содержания вины административного правонарушения.

    Следует иметь в виду, что умысел и неосторожность - это не просто формы психического отношения, а формы вины, которые характеризуют все административные правонарушения в целом. Поэтому в одном административном деликте может быть только одна форма вины. Неправильно, по нашему мнению, конструировать "смешанные формы вины" по отношению к объективным различным обстоятельствам административного правонарушения. Законодатель пока для этого никаких предпосылок не создает. Речь может идти лишь о вменении в вину тех или иных обстоятельств административного правонарушения, но не о форме вины по отношению к этим обстоятельствам.

    Форма вины, хотя и в меньшей степени, чем ее содержание, зависит от конструкции  состава административного правонарушения и характера его объективной  стороны. В формальных составах, где  последствие не является обязательным признаком объективной стороны, так как оно либо лежит за рамками состава (ст. 6.13 КоАП РФ), либо его вообще может и не быть, если закон наказывает за создание опасности причинения вреда (ст. 6.1 КоАП РФ), психическое отношение к общественно вредному последствию вообще отсутствует или не влияет на форму вины. Умысел и неосторожность в формальных составах определяются исключительно отношением к противоправному деянию. Нельзя поэтому согласиться с утверждением некоторых представителей уголовно-правовой науки о том, что психическое отношение как к действию, так и к последствию должно устанавливаться независимо от того, идет ли речь о материальных или формальных составах44.

    В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ отношение  к деянию при умысле заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия. Однако в определении неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ) указывается лишь на психическое отношение лица к последствию и не характеризуется отношение к деянию. Это объясняется, видимо, тем, что большинство составов, предусматривающих или допускающих неосторожную форму вины, являются материальными. Есть, однако, и формальные составы, которые допускают данную форму вины (например, ст. 8.3 КоАП РФ). В связи с этим возникает вопрос о разграничении умышленных и неосторожных административных правонарушений с формальными составами, что требует определения отношения к деянию при неосторожности. Если для признания умысла в административных правонарушениях с формальными составами достаточно сознания лицом противоправного характера совершаемого деяния, то неосторожность в этих случаях может определяться лишь возможностью и обязанностью такого сознания при его фактическом отсутствии в силу забывчивости, рассеянности или невнимательности45.

    Следует отметить, что важное значение при  принятии органами административной юрисдикции решений по делам об административной ответственности, как в области  жилищных правоотношений, так и в  других сферах необходимо ориентироваться  в вопросах разграничения административных правонарушений и преступлений, а также квалификации тех или иных административных правонарушений по конкретным конкурирующим статьям КоАП РФ.

    Основное  отличие административного правонарушения от преступления заложено в содержании ст. 14 Уголовного кодекса РФ и ст. 2.1 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В части 1 ст. 2.1 КоАП РФ не содержится указания на общественную опасность административного правонарушения. Оно характеризуется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вместе с тем административные правонарушения также имеют определенную степень опасности.

    Проблему  отграничения преступления от административного  правонарушения А.И. Мурзинов предлагает решать с помощью критерия «качество общественной опасности»46. Как правильно замечено Д.Н. Бахрахом, законодатель однозначно говорит об отсутствии опасности у малозначительных преступлений47. В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности»48. Таким образом, употребление термина «общественная опасность» для характеристики всех видов правонарушений ведет к тому, что исчезает отличие преступлений от иных правонарушений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды правонарушений