Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Оглавление

1.Понятие формы государства
1.1.Причины разнообразия форм государства
2.Формы правления в зарубежных странах
2.1.Монархия
2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная
2.3.Монархия дуалистическая
2.4.Парламентарная монархия
2.5.Республика
2.6.Президентская (дуалистическая) республика
2.7.Парламентарная республика
2.8. Смешанные формы правления
3.Формы государственного устройства в зарубежных странах
3.1. Унитарная форма государственного устройства
3.2.Федеративная форма государственного устройства
4.Политический режим
4.1.Демократическое государство
4.2.Авторитарное государство
4.3.Тоталитарное государство

Файлы: 1 файл

Курсовая Типология государств.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Наиболее  типичным примеров парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха  не подвергались значительным юридическим  ограничениям, однако, в силу действующих  конституционных соглашений, нигде  не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».

      В силу английской неписаной конституции  все полномочия по осуществлению  исполнительной власти принадлежат  монарху, однако, на практике роль его  в подавляющем большинстве случаев носит чисто номинальный характер. «Правительство его величества» формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается на большинство в палате общин. На должность премьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром. Все полномочия короля в отношении парламента (роспуск парламента, назначение лордов, тронная речь) осуществляется только по предложению кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета.

      Парламентарная  монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в  экономике которых не сохранилось  существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.). 

2.5.Республика.

      Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки  республики.

1.Наличие  высших выборных органов власти.

2.Возможность  участия граждан в управлении  делами государства.

3.Разделение  властей.

4.Определенная  процедура принятия высшими органами  власти своих решений.

5.Высокий  авторитет судебной власти. 

2.6.Президентская  (дуалистическая) республика.

      Президентская (дуалистическая) республика  представляет собой такую республиканскую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

      Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

      Наряду  с указанным объединением главы  государства и главы правительства  в руках президента президентская  республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

      Президентская республика создает весьма благоприятные  юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства возможности применять в отношении общенационального правительственного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах. Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система.

      Исторически президентская республика впервые  была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной  власти США строится на основе принципа «издержек и противовесов», согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

      Президент избирается внепарламентским путем  посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти», он формирует правительство- кабинет лишь при номинальном участии сената.  Никакой ответственности кабинет перед конгрессом не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее - это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.

      Конгресс  является носителем «законодательной власти», но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательными полномочиями.

      Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся  к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение  в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

      В настоящее время президентские республики существуют в США, Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии и др.  

2.7.Парламентарная  республика.

      Парламентарная  республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

      В парламентарной республике правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

      Глава государства в парламентской  республике избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление  государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

      Для парламентарной республики в значительно  большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим  и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свои действия перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может  быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

      Парламентарная  республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других.

      В Италии монархическая форма правления  была отменена в результате июньского  референдума 1946 года. Конституция 1947 года оформила установление парламентарной республики.

      Конституция провозглашает Италию демократической  республикой, основанной на труде. Президент  республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. Президент, как глава государства и представитель национального единства, наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики. В сфере законодательной президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. «Президент республики, гласит ст. 74 конституции, - может до промульгации закона  мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если палаты вновь одобрят закон, он должен быть промульгирован».

      Все акты президента нуждаются в контрассигнатуре предложившего их министра, который  несет за них ответственность. Конституция  особо оговаривает (ст. 89), что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью председателя совета министров.

      Конституция предоставляет президенту право  участия в формировании итальянского правительства. Итальянское правительство  формируется парламентским путем. Особенностью итальянской парламентарной республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами. 

2.8. Смешанные формы  правления.

      В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.

      Существуют  такие формы правления, которые  сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешанной  республиканской формы правления  является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами  и  руководит  правительством, что  характерно  для  президентской республики.  В то же время, назначаемое  им  правительство  должно  пользоваться  доверием нижней   палаты   парламента,  что характерно  для парламентарной  республики.  Вместе   с   тем президент может распускать  национальное  собрание по своему усмотрению,  что не характерно  ни  для той,  ни  для другой разновидности республиканской формы правления.

      Как показал опыт,  эта  форма  правления  эффективна  при условии,   что  правительство,  опирающееся  на  парламентское большинство, и президент  придерживаются  одной  политической ориентации.  В  противном  случае  между Президентом,  с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой,  может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

      В целом  ряде стран президент избирается гражданами,  что характерно  для  президентской   республики,   и   имеет   ряд полномочий,   дающих  ему  возможность  активно  вторгаться  в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

      Существуют  и такие форма правления, которые  сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на 5 лет советом правителей, входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

      Согласно  конституции монарх назначает премьер-министра, а по его совету - министров, но это  чисто формальное положение, т.к. правительство  Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Информация о работе Типология государств