Теория происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 10:39, реферат

Краткое описание

1. Основные теории (концепции) происхождения государства и права
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права

Файлы: 1 файл

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

 Появление дарвинизма привело  к тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.    

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:  

- люди образуют государство,  как клетки - живой организм;  

 - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;  

 - между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).    

Достоинствами органической теории является следующее:   

• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;  

• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;  

• оригинальность теории.    

Недостатками органической теории является следующее:   

 • прямое проецирование биологических  законов на жизнь общества;  

 • сильное влияние дарвинизма;   

 • отождествление государства  с биологическим организмом, в  то время как оно является  организмом социальным.

  1. Психологическая теория

 

     Основоположником психологической  теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.    

 Согласно мнению сторонников  психологической теории государство  возникло благодаря особым свойствам  психики человека.    

 Под этими свойствами подразумеваются:    

 • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;  

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;  

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;  

 • желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.    

 Авторы теории считают, что  предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.    

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.     

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.

  1. Теория насилия

 

     Теория насилия как главного  фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.    

 Данную теорию разрабатывали:  Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий  философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).     

 Причину происхождения и  основу политической власти и  государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).     

 При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.    

 Насилие выражалось, как правило,  в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:  

≈ сбор дани дружинниками;   

≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий;  

≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);  

≈ иные формы насилия.     

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.     

 Возникновение государства,  таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному    

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.    

 Многие иные формы государственной  деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.    

 Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).    

 Ряд крупных государств был  создан путем завоевания и  присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское  государство; Великая Британия; США  и др.    

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

  1. Ирригационная  теории возникновения государства

 

     Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).    

 Крестьянин-индивидуалист не  могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.    

 В подтверждение данной теории  говорит тот факт, что первые  государства возникли в долинах  крупных рек (Египет - в долине  Нила, Китай - в долинах Хуанхэ  и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.    

 Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

 

  1. Экономическая теория возникновения государства

 

     Возникновение экономической  (классовой, марксистской) теории  обычно связывают с именами  К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко  забывая их предшественников, таких,  как Л. Морган. Иногда можно  встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция.  Смысл этой теории в том,  что государство возникает как  результат естественного развития  первобытного общества, развития, прежде  всего экономического, которое не  только обеспечивает материальные  условия возникновения государства  и права, но и определяет  социальные изменения общества, которые также представляют собой  важные причины и условия возникновения  государства и права.    

 Историко-материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.    

 Согласно данной теории государство  возникло на классово-экономической  основе:  

≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);  

≈ возник прибавочный продукт;  

≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;   

≈ появились частная собственность и публичная власть.  

≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.     

 Теория имеет рациональное  зерно - экономический анализ, признание  наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.    

 Не только классово-экономические  факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

 

 

 

Теории происхождения  права

Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми  предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности  они стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  права. Создавались самые разнообразные  теории, по-разному отвечающие на такие  вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими  и социальными условиями, в которых  жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые  они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся  лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К  числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- материалистическую (классовую)  теории.

1. Теологическая или божественная теория

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к  древнему миру. Известно, что ещё  в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения  права. В силу особых взглядов и воззрений  части общества духовенству удавалось  оказывать значительное влияние  на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды  развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая  теория завоевала в период становления  и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух  мечей». Она исходит из того, что  основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны  и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А  второй они вручили государям  для того, чтобы те могли вершить  земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

Информация о работе Теория происхождения государства