Суд присяжных: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных путей становления, развития и перспектив суда присяжных как одного из основных элементов судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
исследование этапов развития суда присяжных в Европе и дореволюционной России;
характеристика правовых систем и их влияния на становление суда присяжных в различных странах;
установление современного состояния института суда присяжных в России;
рассмотрение различных точек зрения на дальнейшее развитие этого института.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: История суда присяжных…………………………………………..5
§ 1. История развития суда присяжных в Европе……………………..5
§ 2. История развития суда присяжных в России……………………14
Глава 2: Современная характеристика суда присяжных………………….25
§ 1. Суд присяжных в современной России…………………………..25
§ 2. Перспективы развития института суда присяжных в России на современном этапе………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Глава 2: Современная характеристика суда присяжных

     § 1. Суд присяжных  в современной  России

     Судебная  реформа началась как общественное дело группы учёных-энтузиастов во главе с заместителем председателя Комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР Б. А. Золотухиным. Ей предшествовали размышления и дискуссии в юридической и научной среде. В 1991 г. этой группой была подготовлена Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. В 1992 г. в Государственно-правовом управлении Президента РФ был создан отдел судебной реформы и судопроизводства, который начал систематическую работу по реализации Концепции судебной реформы32.

     В Законе РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 "О  внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в  РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР" было закреплено положение, которое установило возможность рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных.

     Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, прописанного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия - вопрос о виновности подсудимого - решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.

     Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве33.

     В соответствии со ст. 20 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют  право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей34. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

     Суд присяжных в субъектах РФ вводился поэтапно, начиная с 1 ноября 1993 г. Было выбрано 9 субъектов, которые представляли собой центр (Московская, Ивановская и Рязанская области), северо-запад (Саратовская и Ульяновская области), юг европейской части России (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область). От Сибири и Дальнего Востока был выбран Алтайский край. При отборе перечисленных областей и краёв учитывались многие факторы: позиция глав администраций, судей, начальников управлений юстиции, возможности материально-технического обеспечения судов35. И только после этого суд присяжных начал вводится в других субъектах РФ. К 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действовали на всей территории Российской Федерации, за исключением Чеченской республики.

     Образец суда присяжных в Российской Федерации  был взят из англо-саксонской системы  права.

     20 августа 2004 г. принят ФЗ «О  присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции» № 113-ФЗ, который закрепил основные положения суда присяжных.

     Количество  присяжных заседателей, участвующих  в уголовном процессе, должно равняться  двенадцати гражданам и двум запасным, на случай, если кто-то из основных присяжных  не может явиться на процесс по уважительной причине.

     В соответствии со ст. 12 ФЗ предоставляются  следующие гарантии независимости  и неприкосновенности присяжного заседателя36:

     1. На присяжного заседателя в  период осуществления им правосудия  распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "O судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

     2. Лица, препятствующие присяжному  заседателю исполнять обязанности  по осуществлению правосудия, несут  ответственность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

     Сегодня, как и в дореволюционной России, существуют требования, предъявляемые  к присяжным заседателям:

     1. Присяжными заседателями могут  быть граждане, включенные в списки  кандидатов в присяжные заседатели  и призванные в установленном  Уголовно-процессуальным кодексом  Российской Федерации порядке  к участию в рассмотрении судом  уголовного дела.

     2. Присяжными заседателями и кандидатами  в присяжные заседатели не  могут быть лица:

     1) не достигшие к моменту составления  списков кандидатов в присяжные  заседатели возраста 25 лет;

     2) имеющие непогашенную или неснятую  судимость;

     3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

     4) состоящие на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере  в связи с лечением от алкоголизма,  наркомании, токсикомании, хронических  и затяжных психических расстройств.

     3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

     1) подозреваемые или обвиняемые  в совершении преступлений;

     2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

     3) имеющие физические или психические  недостатки, препятствующие полноценному  участию в рассмотрении судом  уголовного дела37.

     Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

     Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

     Число граждан, подлежащих включению в  запасной список кандидатов в присяжные  заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и  составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

     Судом присяжных уголовные дела могут  рассматриваться только по ходатайству  подсудимого, привлекаемого к ответственности  за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью38.

     С участием присяжных заседателей  суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Это убийства (ст. 105 УК РФ), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), организация незаконного вооружённого формирование и участие в нём (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267), государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), вооружённый мятеж (ст. 279), диверсии (ст. 281), разглашение государственной тайны (ст. 283), получение взятки (ст. 290), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), фальсификация доказательств (ст. 303), дезорганизация учреждений, обеспечивающих изоляция от общества (ст. 321), разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наёмничество (ст. 359 УК РФ) и другие39.

     Присяжные заседатели не знакомятся заранее с  материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости  подсудимого, обстоятельства, характеризующие  личность подсудимого, не имеют для  них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.

     В соответствии с ч. 1 ст. 339 УПК РФ присяжным  заседателям по рассматриваемому с  их участием уголовному делу необходимо разрешить три основных вопроса:

    1. доказано ли, деяние имело место;
    2. доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
    3. виновен ли подсудимый в совершении данного деяния40.

     С этой целью присяжные заседатели должны осуществить следующие действия: участвовать в исследовании доказательств, заслушать мнения сторон – обвинения и зашиты – об имеющихся доказательствах, затем в совещательной комнате самостоятельно оценить предоставленные сторонами доказательства и вынести вердикт по вопросам, указанным в ст. 339 УПК РФ, руководствуясь не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому - дело судьи.

     Суд присяжных - довольно дорогостоящая в экономическом и сложная в организационном плане процедура. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период; возмещаются судом командировочные расходы, a также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда; за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются; время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

     Созданный в настоящее время в России суд присяжных отвечает всем историческим свойствам данного института. Прежде всего, разграничена компетенция судей и присяжных заседателей. Профессиональный судья - судья права - ведет судебное заседание, решает юридические вопросы, в том числе о назначении наказания, возмещении ущерба и т. д. Присяжные же решают вопросы о доказанности деяния, виновности в нем подсудимого, а также заслуживает ли он снисхождения при осуждении. Вердикт присяжных не мотивируется, и присяжные не несут за него юридическую ответственность. Он может быть отменен Кассационной палатой только по мотивам нарушения процедуры. Судебное разбирательство основано на принципе состязательности. Закон требует обязательного участия в нем защитника и обвинителя, тогда как в обычном судебном процессе сторон может и не быть. К особенностям суда присяжных относится и то обстоятельство, что оценку доказательств по делу и принятие решения о виновности или невиновности подсудимого осуществляют лица, не имеющие юридического образования, что в какой-то мере осложняет работу государственного обвинителя, привыкшего до введения института суда присяжных иметь дело с судьями-профессионалами. Исследование доказательств непосредственно в ходе судебного следствия требует от сторон максимально наглядного и понятного представления их присяжным. Учитывая, что речи сторон в прениях обращены к непрофессиональным судьям, важен уровень ораторского мастерства обвинителя и защитника41.

      Суд присяжных в нашем государстве  имеет специфические свойства и  не является точной копией западного  образца. Во-первых, сохраняется смешанная  форма процесса, при которой обвиняемый знакомится со всеми материалами дела лишь по окончании предварительного расследования, свидетели и эксперты выступают как объективные источники доказательств, не будучи “на стороне обвинения или защиты”. Во-вторых, отечественное судебное разбирательство, в отличие от англосаксонского, не распадается на два отделенных друг от друга несколькими месяцами этапа: постановление вердикта и вынесение приговора. Наказание определяется судьей в том же процессе, хотя и без участия присяжных заседателей42.

     Судебное  разбирательство в суде присяжных в соответствии с УПК РФ состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных частей: предварительного слушания, подготовительной части судебного заседания, формирования коллегии присяжных заседателей, судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого, постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, напутственного слова председательствующего, вынесения и провозглашения вердикта, обсуждения последствий вердикта, постановления приговора. При законодательном регулировании данной стадии уголовного процесса принимается во внимание как мировой, так и отечественный опыт функционирования суда присяжных. 

Информация о работе Суд присяжных: история и современность