Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных путей становления, развития и перспектив суда присяжных как одного из основных элементов судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
исследование этапов развития суда присяжных в Европе и дореволюционной России;
характеристика правовых систем и их влияния на становление суда присяжных в различных странах;
установление современного состояния института суда присяжных в России;
рассмотрение различных точек зрения на дальнейшее развитие этого института.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: История суда присяжных…………………………………………..5
§ 1. История развития суда присяжных в Европе……………………..5
§ 2. История развития суда присяжных в России……………………14
Глава 2: Современная характеристика суда присяжных………………….25
§ 1. Суд присяжных в современной России…………………………..25
§ 2. Перспективы развития института суда присяжных в России на современном этапе………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………………
Системы права Великобритании и континентальной Европы во многом отличаются друг от друга. Основная идея англосаксонской правовой системы заключается в том, что лучшие представители народа, будучи избранными в состав жюри присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела, провозглашают вердикт, который в силу судебного прецедента становится законом, а поэтому должен учитываться при рассмотрении других дел. Судья, вынося приговор на основании оглашённого вердикта, является лицом выборным, т. е. тоже «назначается народом». Собранные судебные решения формируют законодательную базу. Таким образом, предполагается, что народ творит право. Исторические корни такого подхода – средневековый английский процесс. Суд присяжных – суд равных и перед равными, а потому ему изначально должны быть присущи состязательность и непосредственность представления и судом доказательств. Это его основные принципы7.
В уголовном процессе «островного» типа суд вершат избранные в составе жюри представители народа, а не государства, которое представлено стороной обвинения, уравновешенной стороной защиты. Низведение государства до роли одной из сторон в уголовном процессе перекладывает обязанность по защите общественных интересов и на присяжных. Поэтому, участвуя в отправлении правосудия, присяжные решают и вопрос безопасности общества, жителей конкретной местности (города, графства, округа), своей личности и своего имущества от действий подсудимого. Никто не хочет, оправдав виновного, стать впоследствии его жертвой. Система формирования жюри присяжных обеспечивает преобладание в нём здоровых консервативных настроений, что, в конечном счете, обеспечивает защиту общественных интересов. Но это только в странах с англосаксонской моделью уголовного процесса8.
Континентальное право, напротив, является данным народу в окончательном виде: монархом, правителем, законодателем. Судья, прокурор, следователь – назначаемые на должность профессионалы – должны лишь точно применить норму закона к конкретному случаю. В основу континентального права изначально заложено неравенство субъектов – государства и его гражданина (подданного). Основная тяжесть получения доказательств перенесена из суда на стадию предварительного следствия9.
Значение судебных приговоров по конкретным делам для сравниваемых правовых систем также существенно различается. Если в континентальной системе права – это лишь решение по конкретному делу, то в англосаксонской – это ещё и прецедент, образец для разрешения аналогичных дел в будущем и, что немаловажно идеологически, акт непосредственной демократии, результат осуществленного народом правосудия. Собранная воедино практика и образует так называемое прецедентное право, играющее главную роль в англосаксонской правовой системе.
В
аспекте господствующей ныне идеологии
принципы континентального права очень
проигрывают англосаксонской
Традиции
отправления правосудия, осуществляемого
в рамках каждой правовой системы, формируют
и соответствующий тип
В
настоящее время уголовное
Английская коллегия присяжных состоит из 12 граждан. Их выбирают по жребию из списка всех заседателей округа. Присяжным может быть каждый английский избиратель, не младше 18 и не старше 65 лет. При этом кандидат в присяжные должен быть «коренным» британцем, то есть прожить в Соединенном Королевстве не менее 5 лет в детстве (до 13 лет). Суд присяжных может приступить к рассмотрению дела только после обвинительного заключения. Процесс проходит в устной форме, и присяжным запрещено брать с собой в совещательную комнату письменные документы.
Институт присяжных в Англии наиболее разработан в Английском Суде Короны, рассматривающем уголовные дела. В сегодняшнем виде он был введен в 1971 г. Законом о судах. В Суде Короны дела рассматриваются заседателями только в том случае, если об этом просит обвиняемый.
Франция уже давно отказалась от суда присяжных в его классической форме. Он состоит из трёх профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (ассизов). Профессиональные судьи и ассизы образуют единую коллегию, решающую вопросы и «права», и «факта». Членом суда ассизов может стать француз, проживающий в данном департаменте, достигший 23 лет, пользующийся политическими и гражданскими правами, а также не страдающий психическим расстройством. Суд ассизов осуждает ежегодно около 2 тысяч преступников. Такие дела широко освещаются в прессе, и по ним у французов создается представление о правосудии.
Австрийский суд состоит из трех профессиональных судей и восьми присяжных. К компетенции такого суда отнесены дела о государственных преступлениях, а также о преступлениях, по которым может быть назначено пожизненное заключение. Присяжным в Австрии может стать любой человек, достигший 30 лет, имеющий австрийское гражданство и признающий демократический строй Австрии. Присяжные имеют право задавать допрашиваемым любые вопросы, могут требовать дополнения судебного следствия, проведения очных ставок, повторного допроса свидетелей.
В ФРГ, как и во Франции, в настоящее время суда присяжных в его традиционной форме не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, - это Уголовная палата земельных судов. Заседатель такого суда - почетная выборная должность. В ходе судебного разбирательства присяжные приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения. Голос заседателя равен голосу судьи. В ФРГ в местных судах дела о малозначительных преступлениях рассматриваются судьей единолично либо одним-двумя судьями совместно с двумя заседателями. Окружные суды рассматривают дела о тяжких преступлениях в составе трех судей и двух заседателей.
В Италии суды с народным представительством существуют в составе двух профессионалов и шести непрофессионалов, в Греции – в составе трёх профессионалов и пяти непрофессионалов.
Во всех странах, где действует суд присяжных, председательствующий судья играет большую роль в подготовке и проведении судебного заседания, в частности, он направляет ход заседания, разъясняет значение доказательств (в том числе показаний свидетелей) и законодательные нормы, применимые к данному случаю. Судья даже может проигнорировать вердикт присяжных и потребовать пересмотра дела, если вердикт противоречит закону и игнорирует важные факты. Единственный случай, когда судья не может опротестовать вердикт - это когда присяжные в уголовном процессе вынесли вердикт «невиновен». Правда, это правило действует только в США и Великобритании, но не в континентальной Европе.
В
большинстве стран суд
Но
это отнюдь не уменьшает его роли.
В странах с развитым состязательным
процессом суд присяжных
В современном мире суд присяжных действует в Великобритании, Франции, Италии, Австралии, Канаде, США, Австрии, Бельгии, Дании и некоторых других государствах.
Таким
образом, развитие института суда присяжных
в большинстве цивилизованных государств
опиралось как на английский опыт,
так и на собственные правовые
традиции и национальные особенности14.
Именно поэтому сейчас существует так
много различных правовых систем.
§ 2. История развития суда присяжных в России
Политические и экономические предпосылки проведения судебной реформы в России сформировались лишь во второй половине прошлого столетия. Судебная реформа была проведена 20 ноября 1864 г. принятием Судебных уставов, сформировавших судебную систему, состоящую из двух ветвей - мировых и общих судов. В систему общих судов первой и второй инстанций входили соответственно окружные суды и судебные палаты. Дела о тяжких преступлениях разбирались окружным судом с участием присяжных заседателей. Суду присяжных в ходе реформы предназначалось особое место как могучему средству демократизации уголовной юстиции15.
До 26 июля 1866 года (когда в Петербурге были рассмотрены первые дела с участием присяжных заседателей) суд присяжных в России фактически не действовал. До этого велась лишь подготовительная работа: подбирались и благоустраивались помещения для окружных судов, открывались окружные суды, создавались Временные комиссии, которые составляли и публиковали в "Губернских ведомостях" общие, очередные и запасные списки присяжных заседателей16.
Существовало несколько точек зрения о том, как именно должна быть проведена судебная реформа. 12 января 1865 года была создана специальная комиссия для выработки окончательного плана введения судебной реформы. Было решено ввести реформу в виде опыта в одном-двух округах в полном составе судей.
19 октября 1865 года Высочайшим указом было утверждено «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 года»17.
Процесс организационного и социально-психологического становления суда присяжных в ряде судебных округов завершился к концу 70-х годов XIX века. Что касается некоторых других округов, то открытие окружных судов и становление в них суда присяжных длилось до конца XIX века.
Имущественный
ценз, необходимый для включения
в состав присяжных, был сравнительно
высок. Кандидаты в присяжные
заседатели отбирались специальными комиссиями,
во главе которых стоял
Создавались специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства. Они составляли списки лиц, которые могут быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания. Следовательно, решающую роль в подборе присяжных играли предводители дворянства и председатели судов, то есть представители сословия дворян. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (то есть рабочие), в списки не вносятся.
Суд присяжных был построен по образцу французского суда ассизов. Коронный состав его складывался из трех членов суда, один из которых председательствовал в заседании. Скамья присяжных заседателей состояла из двенадцати очередных присяжных и двух запасных, которые могли заменить выбывших по каким-либо причинам очередных присяжных. На заседаниях окружного суда обязательно присутствовал прокурор. На приговоры окружного суда без присяжных можно было приносить апелляционные жалобы и протесты в судебную палату. Приговоры же, вынесенные окружным судом на основании вердикта присяжных заседателей, могли быть обжалованы и опротестованы в Сенат лишь в кассационном порядке18.