Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных путей становления, развития и перспектив суда присяжных как одного из основных элементов судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
исследование этапов развития суда присяжных в Европе и дореволюционной России;
характеристика правовых систем и их влияния на становление суда присяжных в различных странах;
установление современного состояния института суда присяжных в России;
рассмотрение различных точек зрения на дальнейшее развитие этого института.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: История суда присяжных…………………………………………..5
§ 1. История развития суда присяжных в Европе……………………..5
§ 2. История развития суда присяжных в России……………………14
Глава 2: Современная характеристика суда присяжных………………….25
§ 1. Суд присяжных в современной России…………………………..25
§ 2. Перспективы развития института суда присяжных в России на современном этапе………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………………
Присяжные
в дореволюционной России могли
в ходе судебного следствия задавать
вопросы допрашиваемым лицам и участвовать
в осмотре вещественных доказательств.
Решение всех процессуальных вопросов
производилось только коронным составом
суда. Функцией присяжных заседателей
было принятие решения о виновности подсудимого
на основании установленных в суде доказательств.
Закон не требовал от присяжных мотивировки
их вердикта. Для облегчения выполнения
присяжными своих функций перед их удалением
в совещательную комнату председательствующий
произносил напутственное слово. Вердикт
постановлялся простым большинством голосов.
Если суд находил, что в своих ответах
присяжные впали в противоречие, председатель
разъяснял им, в чем состоит допущенная
ошибка, и вновь направлял их на совещание.
В соответствии с правилом, заимствованным
из французского Кодекса, если состав
суда единогласно находил, что вердиктом
присяжных осужден невиновный, суд отменял
обвинительный вердикт, и дело передавалось
на рассмотрение нового состава присяжных19.
Объем юрисдикции суда присяжных в 1864-1878 гг. был значительным. По подсчетам А. М. Бобрищева-Пушкина, в сфере компетенции заседателей находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, что составляло почти пятую часть всех карательных статей российского законодательства. В окружных судах на долю присяжных заседателей приходилось в 1873-78 гг. в среднем по стране 75,8% всех решенных дел. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что суд присяжных, играя огромную роль в уголовном судопроизводстве, являлся центральным звеном пореформенной судебной системы России20.
Законодательство о суде присяжных претерпевало изменения в России на протяжении всего времени его существования.
9
мая 1878 года был принят первый
закон, серьезно изменивший
Важнейшие из них - юридические: несовершенство законодательства, мешавшее нормальному функционированию суда присяжных. Сюда можно отнести несоответствие материального и процессуального права (Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Судебным уставам 1864 г.); неудачный состав Временных комиссий, составлявших списки присяжных (их члены совершенно не были заинтересованы в результатах своего труда и воспринимали свои обязанности как лишнюю обузу); наличие "служебного ценза" и неравномерность имущественного ценза, нечеткость некоторых формулировок закона и др.
Ментальные
причины кризиса стали
Институт присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, он оказался для нее слишком радикальным нововведением. Положение было обострено и условиями внутриполитической жизни страны ("революционной ситуацией"). Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране. Естественно, правящие круги постарались изъять из ведения суда присяжных такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностных лиц и т.п. Более того, кризис начался с принятия закона 9 мая 1878 года, временно изъявшего из компетенции присяжных заседателей преступления такого рода.
Под воздействием совокупности юридических, ментальных и политических причин с 1878 по 1889 гг. было принято более десяти временных и постоянных законов, значительно изменивших законодательство о присяжных. Фактически был создан новый суд присяжных, отличающийся существенным образом от подобного института образца 1864 года22.
Многие юристы и историки считают, что в тот период времени проводилась «судебная контрреформа". Впервые этот термин был ясно выражен А. А. Кизеветтером, четко концепция судебной контрреформы была отражена в работах саратовских юристов и историков (М. В. Немытиной, Н. А. Троицкого и др.). Под контрреформой в области суда присяжных имелся в виду пересмотр Судебных уставов, направленный на ограничение и, по возможности, ликвидацию смотрения дел с участием присяжных заседателей. Ю. Г. Галаев понимал же под контрреформой серию многолетних законодательных и административных мероприятий, значительно изменившие первоначальные судебные принципы. Причины этих преобразований виделись лишь следствием "роста революционного движения в стране и возникновения второй революционной ситуации". Некоторые юристы используют термин «кризис» для характеристики того периода времени23.
Тем не менее, ряд законов в период 1878-1889 гг. сузил компетенцию присяжных заседателей, но не все эти меры носили политический характер, как, например, изъятие из ведения заседателей дел о сопротивлении распоряжениям правительства, неповиновении властям, убийствах и покушениях на убийство должностных лиц и т. д. Была изменена подсудность и у ряда преступлений, с которыми суд присяжных, в силу своей специфики, просто не справлялся. Например, были изъяты дела о мелких кражах с взломом, о нарушениях паспортного устава и др. Кроме того, в состав Временных комиссий, готовивших общие, очередные и запасные списки присяжных заседателей, ввели людей, непосредственно заинтересованных в нормальной работе судебных органов (лиц прокурорского надзора и др.), был изменен порядок составления списков присяжных, а также контингент лиц, имеющих право быть включенными в эти списки. Причем за счет установления ценза грамотности состав присяжных заседателей был явно улучшен с точки зрения осуществления правосудия.
Судебная практика выявила ряд процессуальных недостатков, поэтому были приняты некоторые законы, направленные на их устранение и на усовершенствование различных сторон судопроизводства. Например, присяжным было разрешено требовать от суда изменений в формулировках вопросов, которые ставили перед ними.
После 1889 г. присяжным заседателям остались подсудны только чисто уголовные дела без какого-либо политического оттенка. По подсчетам А. М. Бобрищева-Пушкина, после 1889 г. в компетенции заседателей осталось примерно 300 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных вместо 410 статей в 1860-е гг. Соответственно на 10-15 процентов сократился объем юрисдикции суда присяжных (в основном за счет передачи мировым судьям дел о мелких кражах с взломом). Если за период 1873-1878 гг. этот показатель составил для России 75,2 процента, то за период 1878-1889 гг. - только 66 процентов24.
В период контрреформы или кризиса был значительно улучшен состав заседателей. Во-первых, все присяжные из-за введения требования умения читать по-русски стали избираться только из числа грамотных людей. Во-вторых, на 8-10 процентов сократилось количество крестьян, являвшихся наиболее бедными и необразованными среди присяжных заседателей. В то же время крестьяне по-прежнему, особенно в негубернских уездах, составляли более половины заседателей. В-третьих, были приняты меры по привлечению к участию в судопроизводстве достаточно состоятельных людей и исключению из состава присяжных заседателей лиц малоимущих и недостаточно самостоятельных в своих суждениях25.
Так же были улучшены и
Общим
результатом кризиса или
В 70-80-е гг. XIX века сyд присяжных был достаточно сильно изменен и приведен в соответствие с условиями и требованиями российской жизни. Поэтому не было необходимости что-либо серьезно менять в нем после 1889 г.
29-31
декабря 1894 г. в Санкт-Петербурге
проходило совещание старших
председателей и прокуроров
Таким образом, в середине 90-х гг. XIX в. произошло осознание того, что русский суд присяжных, в его варианте, созданном в 1878-1889 гг., полностью удовлетворяет осуществлению целей правосудия. Высказанную мысль подтверждают не только субъективные свидетельства современников, но и объективные факты. Так, если за 11 лет с 1878 по 1889 гг. было издано более десяти законов, существенно повлиявших на суд присяжных, то за 25 лет с 1890 по 1914 гг. подобного рода законов вышло в свет всего три27.
Законом от 3 июня 1894 года были упрощены процедуры принятия заседателями присяги, а также разъяснения им судом их прав, обязанностей и ответственности.
Законом 2 марта 1910 года присяжные заседатели получили право знать, какое наказание или другие последствия их решения грозят подсудимому, - так снимался источник недоразумений, имевших довольно часто место из-за того, что присяжные, имея неверное представление о том, какое наказание грозит обвиняемому, оправдывали заведомо виновных людей. После этого присяжные заседатели получили возможность болeе объективно подходить к решению участи подсудимых, так была устранена почва для упреков "судей общественной совести" в несправедливой мягкости приговоров. 26 ноября 1913 года был издан закон "О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег", по которому каждый присяжный заседатель, проживающий постоянно вне места заседания суда, мог, предъявив требования, получить из казны суточные деньги за каждый день отлучки из места жительства, а также средства на оплату проезда до города, где проходило заседание суда.
С
1890 г. в масштабах России роль суда
присяжных в уголовном
После прихода к власти Временного правительства развитие суда присяжных пошло по пути демократизации. В это время значительно была расширена компетенция суда присяжных. Так, 4 марта 1917 года указом Временного правительства упразднялись установленные в законе особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей29.
Постановлением от 30 марта 1917 года дела, подсудные этим установлениям, передавались в компетенцию суда присяжных. Во всех судебных органах институт сословных представителей заменялся на институт присяжных заседателей.
Было
восстановлено право
Таким образом, компетенция суда присяжных в 1917 г. была наиболее широкой за все время существования "суда общественной совести" в нашей стране30. Независимо от того, какие категории дел рассматривались и где происходило это рассмотрение (в окружном суде, судебной палате или Сенате), процедуры призыва и избрания заседателей были едиными.
Суд присяжных юридически прекратил своё существование в России после Октябрьской революции. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Декретом № 1 «О суде» были упразднены «доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами»31.
После издания декрета суд присяжных действовал ещё некоторое время, так как, народ воспринял положения декрета как рекомендательные. 27 января 1918 г. Первый отдел Народного комиссара юстиции издал декрет «О суде» в качестве циркулярного распоряжения и разослал его на места. В начале 1918 г. Работа суда присяжных была окончательно прекращена.
Суд
присяжных после судебной реформы
1864 г. стал центральным узлом новой
судебной системы и самой твёрдой
её опорой, несмотря на все изменения,
произошедшие в нём. Благодаря проведённой
реформе, Россия получила несравненный
опыт и должна использовать его с толком,
чтобы он не прошёл незамеченным.