Социальное рыночное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить социальное рыночное хозяйство Л. Эрхарда.
Задачи работы:
1) определить сущность и основные черты концепции «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда;
2) охарактеризовать практическую модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда;
3) обозначить антикризисную направленность реформ Л. Эрхарда.

Файлы: 1 файл

только ФРГ.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Придание контрольным цифрам необязательного характера, лишение их директивности имеют важное значение. Они ориентируют производителя на те изменения, которые общество намерено осуществить, информируют трудовые коллективы о сдвигах в структуре производства и спросе на ту или иную продукцию. Поэтому они выполняют новую функцию планирования, а именно его ориентирующе-информационную функцию.

Конечно, не надо идеализировать индикативное планирование — многие предприятия терпят банкротство. И тем не менее, любая национальная экономика должна иметь долгосрочные цели социально-экономического развития в форме государственных планов или программ.

В основу индикаторного  планирования, его эффективности  Эрхард заложил следующие факторы:

— высокая  квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки,

— разнообразие методов и инструментария при  реализации планов, отсутствие догматизма подходов,

— твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко  в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний  при реализации принятых программ,

— выработка национального согласия в осуществлении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективу и той модели общества, которой отдается предпочтение большинством народа;

— атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой  конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подрывало основы индикативного планирования

Проводимая Эрхардом экономическая  реформа не имела бы успеха без  поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Л. Эрхард широко опирался на науку, на ученых своей страны. Так, государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ. В соответствии с законом этот Совет, в который входили не только политики, но и ученые, готовил необходимые исходные предложения для принятия правительством научно обоснованных хозяйственно-политических решений.

Реформаторская деятельность Эрхарда  воплотилась в «немецкое чудо». В относительно короткие сроки ФРГ  добилась ощутимых успехов, войдя в  число высокоразвитых стран. Показательными для развития Германии были высокие  темпы экономического роста и роста производительности, стабильные цены, снижение уровня безработицы и рост занятости. Именно в условиях проводимых реформ была заложена основа динамичного развития предпринимательства. Товарное клеймо «Сделано в Германии» стало символом безупречного качества самой Западной Германии

В ходе реформ Эрхарда снижение цен  сопровождалось повышением заработной платы. Попытка стабилизировать  цены нашла свое отражение в периодической  публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного  повышения цен. Эрхарду удалось утроить экспорт. Укрепить положение на мировом рынке, по его оценке, можно только при условии стабильности валюты. Поэтому моментом рождения «экономического чуда» стала денежная реформа, переход в конце 1958 г. к конвертируемости немецкой марки. Стабилизировалась ее покупательная способность, ее устойчивость и солидность стали своего рода товарным знаком ФРГ.

Подводя итоги реформаторской деятельности Людвига Эрхарда, отметим, что «немецкое  чудо» оказалось возможным прежде всего благодаря верно выбранной социально ориентированной модели развития общества. Выступление Эрхарда в пользу социальной рыночной экономики, последовательное проведение в жизнь соответствующих реформ определили направление развития Западной Германии как в период послевоенного, так и в последующие годы. Эта политика позволяет и ныне успешно справляться с требованиями, предъявленными германским объединением2.

2. Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

 

В современных условиях под социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики (Marktwirtschaft) и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса. В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства. «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - такова точка зрения Л. Эрхарда, характеризующая его веру в успех глобального предприятия. «Успех восстановления – результат усилий и труда … людей, которые своим старанием и самоотверженностью создали то, что сегодня во всем мире именуется «немецким чудом». Однако сам Эрхард утверждает: «Я далек от того, чтобы говорить о некоем немецком «чуде». Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы»3.

Л. Эрхард определяет позицию социального  рыночного хозяйства следующим  образом. В основе социального рыночного  хозяйства лежат свобода и  ответственность индивидуума. Рыночное хозяйство в силу конкуренции, основанной на борьбе за объективные результаты деятельности, исключает любую попытку государства злоупотребить хозяйственной силой как инструментом политической власти. Задачей государственной политики порядка является единственно соединение свободы, порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное единство с целью достижения «благосостояния для всех». Цель - обеспечить каждому индивидууму необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум. Нет ничего важнее, чем возможность раскрепостить человека, дать простор его энергии, инициативе, обеспечить ему достойное существование, удовлетворить материальные и духовные потребности.

Эрхард важное значение придает  смыслу термина «социальный». Социальность изначально присуща рыночной экономике. Эффективность социальной политики государства не определяется ее масштабами. Правильная социальная политика должна ориентироваться на поддержку позиций каждого отдельно взятого человека: обретая самостоятельность и независимость от опеки государства, гражданин превращается в свободного человека. В условиях роста благосостояния оправдано и с социальной точки зрения возложение на каждого отдельного человека ответственности за самого себя, свою семью. Наконец, чем богаче общество, тем меньше людей нуждается в социальных благах, предоставляемых государством4.

3. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда

 

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и  политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».

Послевоенное состояние экономики  Западной Германии было плачевным. Большая  часть промышленности разрушена, сохранившиеся  предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

Финансовое состояние страны характеризовалось  полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много  раз превышало наличные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки  магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

Теоретическим фундаментом антикризисных  реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество.

Государство активно вмешивалось  в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

Эрхард широко использовал государственные  рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, - говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности, - в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику... несет одно лишь государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства».

Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса  сыграла внешняя поддержка (экономическая  помощь по плану Маршалла, а также  поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.

Первым мероприятием, проведенным  в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель - избавление от обесцененных денег  и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз.

Вслед за денежной реформой последовала  реформа цен. Законом о принципах  хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Несколько позже были приняты законодательные  акты о кредитной и налоговой  политике, о мерах против произвольного  завышения цен, антимонопольные  и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ.

Важнейшим элементом экономической  политики Эрхарда было укрепление ФРГ  на мировом рынке - удалось втрое увеличить экспорт.

Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних  конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных  расходов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции.

Государственные органы проявляли  заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы5.

По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, - создание благоприятных условий для активного развития сильным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни.

При этом важна солидарность «сильных»  и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.

Положительную роль в преодолении  кризиса в ФРГ сыграло индикативное (договорное) планирование.

Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны.

Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы:

высокая квалификация разработчиков  планов, использовавших весь арсенал экономической науки;

разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов;

твердость и последовательность профессионального  государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы;

выработка широкого национального  согласия в отношении главных  целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

Выходу из кризисного положения  в ФРГ сопутствовало и положительное  решение ряда духовно-культурных проблем, таких, как состояние массового  сознания, особенностей мышления, изменение  образа жизни, мышления и поведения  миллионов немецких граждан.

Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны.

В соответствии с законом в ФРГ  был образован экспертный совет  по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения  для принятия правительством хозяйственно-политических решений6.

Подытоживая и оценивая антикризисную  реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития.

Заключение

 

Хозяйственная реформа, проведенная  Эрхардом создала предпосылки для  экономического возрождения послевоенной Германии, вошла в историю как «немецкое чудо», является одной из моделей перехода от «принудительно направляемого хозяйства» к социальной рыночной экономике.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство