Основные характеристики социального рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Оглавление

Введение 3
1. Формирование и развитие концепции социального рыночного хозяйства 5
2. Практика формирования социальных рыночных хозяйств, варианты концептуальных подходов 11
2.1 Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда 11
2.2 Проблемы формирования социального рыночного хозяйства в Российской Федерации 13
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.70 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение 3

1. Формирование и развитие концепции социального рыночного хозяйства 5

2. Практика формирования социальных рыночных хозяйств, варианты концептуальных подходов 11

2.1 Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда 11

2.2 Проблемы формирования социального рыночного хозяйства в Российской Федерации 13

Заключение 18

Список использованных источников 20

 

Введение

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем  экономического развития, социальными  и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько  различных по содержанию моделей  экономики. Они отличаются в зависимости  от степени воздействия государства  на экономику и от приоритетных задач.

Однако современная модель рыночного  хозяйствования, которая сложилась  в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется  рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и  инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.

Таким образом, тема работы имеет большую актуальность в наши дни, так как сегодня Россия имеет место в процессе перехода к рыночным отношениям. Она находится в зоне неустойчивости, потому что не определен конкретный вариант дальнейшего развития. Это связано с проблемой выбора модели экономики. Пока еще относительно легко направить развитие по тому или иному пути. Но в дальнейшем изменение выбранного направления развития становится весьма трудным.

У нашей страны есть несколько вариантов  формирования экономики. Теоретически возможен выбор между уже показавшими  себя на практике национальными моделями организации хозяйства. Но успешное использование мирового опыта в  отечественной экономике должно происходить с учетом различий в  нынешнем уровне производительной базы, национального колорита. Необходимость  дальнейших рыночных реформ, традиционно  высокая роль государства, усиление социальных начал в современной  экономике, невозможность и нежелательность  возврата к тотальному доминированию  государства в экономике сужают теоретически широкий выбор   до модели социального рыночного хозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией исторического момента – не громкие слова, а суть современной ситуации.

Главной целью данной работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.

Данная работа имеет ряд задач:

–рассмотреть теоретические основы формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства;

– определить  варианты концептуальных подходов к социальному рыночному хозяйству;

– установить основные модели рыночной экономики.

 

“Экономические концепции и  экономические уклады всегда были и  будут подвержены изменениям, однако вечной останется цель экономической  деятельности – служить и содействовать  благосостоянию людей.”

Л. Эрхард, 8 декабря 1945 г.

1. Формирование и развитие концепции социального рыночного хозяйства

Общая оценка базовых теорий

Каждая отдельно взятая экономическая  или социально - экономическая концепция  не возникает из ничего – в ее основе непременно (в той или иной степени) заложены разработанные ранее  теории, уже высказанные точки  зрения. Концепция социального рыночного  хозяйства не является исключением, поэтому с целью полноты ее исследования, на мой взгляд, необходима предварительная характеристика базовых  воззрений (с учетом центральной  темы исследования - лишь в рамках их основных положений).

В качестве базы концепции германского  социального рыночного хозяйства выступает теория ордолиберализма. При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма1, в свою очередь, основанной на теории классического либерализма. Придерживаясь исторически сложившегося порядка, первой рассмотрим теорию либерализма.

Как система взглядов теория экономического либерализма ведет свое начало от английских классиков Адама Смита и Давида Рикардо, выдвинувших требование: позвольте людям делать то, что они хотят. Либерализм признает ведущую роль индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Основной принцип теории – обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих субъектов и строгое ограничение степени государственного вмешательства в экономику.

Теоретические убеждения сторонников  либерализма могут быть выражены в ряде следующих положений:

    • наиболее эффективной системой хозяйствования считается рыночная система – она создает наилучшие условия для экономического роста и развития;
    • рыночная система обладает способностью саморегулирования, обеспечивая тем самым наличие «естественного порядка»;
    • естественный порядок формирует и поддерживает оптимальное сочетание личных и общественных интересов;
    • свободе деятельности препятствует образование монополий и (или) вмешательство государства;
    • государство обязано лишь обеспечивать условия для конкуренции.

В основе различных концепций рыночного  хозяйства лежат следующие виды либерализма [9. С.117]. Во-первых, это традиция, ведущая свою историю от Адама Смита и Шотландской школы (при том, что влияние А.Смита сказалось далеко не на одной школе), придающая большое значение собственному интересу. Во-вторых, традиция, базирующаяся на принципе общественного разума и логики, например, в работах Юргена Хабермаса. В-третьих, христианская, особенно католическая, доктрина, принимающая рынок как механизм координации, но требующая его сопровождения соответствующей институциональной и социальной политикой (труды Августина и Фомы Аквинского). По мнению Петера Козловски, концепция социального рыночного хозяйства изначально формируется на основе классических и христианских экономических воззрениях (примерно в равной степени).

Неолиберализм понимается как вариация классических взглядов либералов, выражающая неприятие тоталитарных общественных систем и допускающая присутствие  элементов государственного регулирования  в экономике. Неолиберальные экономические и социальные проекты в обязательном порядке включают требование (закрепленное в конституции или в законе) защиты конкуренции от монопольной власти. Различаются же они в выработке направлений, позволяющих решить проблему совмещения свободы с необходимостью поддержки социально незащищенных слоев населения. Неолиберальное направление представляет собой систему различных взглядов. В современных условиях под определением «неолиберальной» выступает несколько школ. К ним принято относить чикагскую (Фрэнк Найт, Милтон Фридмен), лондонскую (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард) школы.

Основателем Чикагской школы считается экономист и социолог Фрэнк Найт (1885 - 1972). Согласно точке зрения Найта экономическая теория изначально призвана рассматривать чисто экономические процессы, абстрагируясь от технологических, социальных и структурных элементов. Важное место в его трудах занимает фактор «уникальной неопределенности», связанный с конъюнктурными колебаниями. Прибыль есть результат риска и удачи, в условиях стационарной регулируемой экономики она отсутствует. Приоритетной Ф. Найт считал только «конкурентную экономику». В качестве последователей Ф. Найта выступают Милтон Фридмен и Джордж Стиглер (1911 - 1991).

Лондонская школа неолиберализма считается классической, а ее основателем является Людвиг фон Мизес. Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) рассматривал главным образом вопросы конкуренции в изменяющихся экономических условиях и проблемы экономического равновесия. Он утверждал [11.С86] , что централизованное регулируемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в условиях плановой экономики. В результате централизованная экономика (вне свободно меняющихся цен) не предусматривает наличия инструментов эффективного планирования. Системы плановой государственной экономики он называл «планируемым хаосом».

Если Л. Мизеса принято считать основателем лондонской школы неолиберализма, то ее представителя Ф. Хайека (1899 - 1992), ученика Л. Мизеса, называют отцом неолиберализма. С точки зрения Хайека рынок как система обеспечивает синтез предельно конкретного знания с предельно абстрактным. Под первым понимается индивидуальное знание специфических условий времени, места и образа действий [8.С171]. Умение пользоваться этими условиями в конечном итоге обеспечивает индивидуальные преимущества. Свободный рынок создает предпосылки для использования этого знания, наделяя правом распоряжаться им обладателей этого знания.

Конкуренция в трудах Хайека - процесс динамический, а понятие «совершенная конкуренция» изначально исключает возможную конкурентную деятельность [18.С.189]. Конкуренция трактуется как метод порождения новых знаний. Этому способствует открытие новых потребностей, никому до этого неизвестных, и новых способов их удовлетворения. Кроме этого, экономические агенты узнают, на что они реально способны по сравнению с прочими. Вывод: искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. По мнению Хайека, защиту конкурентного порядка не следует сводить к идее Laissez faire. Наступление государства можно остановить, если либералы будут самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по преодолению трудностей, с которыми сталкивается современный мир. «Конкуренция есть процесс формирования мнения: путем распространения информации она создает единство и согласованность экономической системы» [20.С.132]. Государственное вмешательство препятствует распространению информации, поэтому его функции должны быть строго ограничены [19.С.56].

Позиция ордолиберализма.

В немецком либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно существовали две группы экономистов - единомышленников. С одной  стороны, ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак (28.06.1901 - 16.03.1978) и Людвиг Эрхард, (4.02.1897 - 5.05.1977). Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов и Вильгельм Рёпке, сторонники неолиберализма гуманистической традиции [21.С.72].

Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что  личная свобода общества является ценностью  сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась  ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых  свобода является основным условием эффективности [7.С.115].

Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном (17.01.1891 - 20.03.1950) и юристом Францем Бёмом (16.02.1895 - 26.09.1977) в начале 30-х гг. во Фрайбурге.

Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.

В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы [15.С.184].

Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:

    • неприкосновенность частной собственности;
    • стабильность денежного обращения и национальной валюты;
    • открытые рынки;
    • свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
    • несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);
    • постоянство экономической политики.

Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок, а не регулировать естественные экономические процессы [16.С.162]. Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.

Информация о работе Основные характеристики социального рыночного хозяйства