Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выложить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее просторно используется набор основных социально-экономических показателей. Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами.

Файлы: 1 файл

осг.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

 

Тема: Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ.

 

Характеристика современного уровня экономики России. 
 
   Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выложить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее просторно используется набор основных социально-экономических показателей. Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человека или семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметами длительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Используются также показатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и др. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебным обслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными, банями, парикмахерскими, столовыми.

   Для определения уровня удовлетворения потребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющими научное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в год потреблять 150 кг овощей, 70 - 80 кг фруктов, 60 - 70 кг мяса. Ухудшение социально-экономических показателей в последнее время непосредственно связано с результатами реорганизации, основанной на использовании классических монетарианских принципов. Учитывая огромные размеры РФ, большая часть которой к тому же относится к экстремальной зоне Севера, в российской экономике роль системы государственного регулирования объективно должны быть более значимы, чем в большинстве других стран. Огромные размеры местности определяют необходимость осуществления очень крупных капиталовложений в производственную инфраструктуру, в оборону, в экологию и т. п.

   То обстоятельство, что большую часть российской местности занимают северные регионы с экстремальными условиями осуществления воспроизводственного процесса, также предопределяет объективную необходимость более значимых масштабов государственного регулирования социально- экономических процессов (т. о., при выборе варианта реформирования следует учитывать территориальный фактор реформирования).              Устойчивость и социально-экономический прогресс капиталистического общества, огромный цивилизованный скачок, которое оно совершило в ХХ в. определяется сочетанием двух начал, двух принципов: эффективности и справедливости.      Эффективность, ее повышение обеспечивается рыночной конкуренцией. Но она порождает экономическое неравенство, дифференциацию доходов и, как следствие, социальную неустойчивость. Справедливость предполагает солидарность членов общества, зарабатывающих неодинаковые доходы, солидарность поколений. При этом решающую роль играет держава, перераспределяющая доходы через механизм налогов и трансфертов. 
   В ХХI в. социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным и самостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал, технология и предпринимательство. Под социальной политикой понимается государственное влияние на социальные процессы в обществе с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов. 
    Порождаемые рынком неравенство доходов, неравномерность распределения благ, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактора перед экономикой стоят следующие исходные проблемы: 
 
- каким образом удовлетворить социальные потребности людей;  
- как обеспечить социально-справедливое распределение благ;  
- как достичь того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики. 
 
От успешности решения этих проблем зависит характер развития общества, его социальная устойчивость. Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированной экономики. Социальная устойчивость предполагает: 
 
- создание равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и других условий формирования человеческого потенциала;  
- предотвращение чрезмерной дифференциации доходов населения;  
- формирование надежной системы социальной защиты и помощи для членов общества;  
- обеспечение доступности основной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющих достойный уровень жизни. 
 
Таким образом, проблема социальной политики - вручить максимальному количеству людей шанс для повышения благосостояния и социального статуса. 
   Социально-ориентированная экономика предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития, которая достигается при выполнении следующих требований: 
 
1. Улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста деловой активности.  
2. Оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важным стимулом развития общества. 
3. Оптимальный уровень (доля в ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства в решении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с прочий стороны - преувеличение роли отдельных групп населения может привести к усилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения, подорвать принцип "равных стартовых возможностей". 
 
    С переходом страны к новому - ускоренному - этапу вовлечения в мировые интеграционные процессы, обусловившему большую открытость экономики ее регионов для интеграции в другие национальные экономики, возникли условия, повлекшие изменение роли региональных центров, прежде всего крупных, в социально - экономическом развитии регионов. Это обеспечило динамичную трансформацию функций в крупных региональных центрах в соответствии с некоторыми тенденциями развития городов международной ориентации. Характерной чертой структурных преобразований секторов экономики таких городов в регионах является сокращение доли промышленных функций и увеличение роли третичного (четвертичного - по различной терминологии) секторов экономики. Существенным признаком открытости экономики является сосредоточение в таких городах иностранных фирм, банков, их инвестиций и другой инфраструктуры. Инфраструктурный сектор становится решающим фактором развития этих городов, что позволяет им входить в подсистему городов международного сотрудничества, в том числе, имеющих важное международное значение. 
В условиях открытости, рыночной экономики - определяющих факторов развития страны в 90-е годы, значительно усиливается роль региональных центров в обеспечении интеграционных процессов регионов. Вовлеченность, в первую очередь именно крупных региональных центров, "в процесс открытия экономики", происходит благодаря сосредоточению в них системы административно - правовых, финансовых, важнейших социально-экономических функций региона.  
    Современная экономика России в настоящее время весь хозяйственный комплекс страны переживает острый кризис. Негативные явления накапливались в течение многих десятилетий. Последние советские годы (1970-89 гг.) страна пыталась прожить за счет накопленных богатств, в первую очередь за счет продажи топливно-энергетических ресурсов. Экстенсивное развитие экономики на основе затратного механизма еще больше усилило возникшие кризисные явления. Начиная с 1992г. Россия находится на переходном этапе в развитии рыночной экономики. Преобразования на пути к рыночной экономике осуществляются по нескольким направлениям: снятие ограничений на экономическую деятельность, переход к рыночным ценам, стабилизация финансов и денежной системы страны; развитие предпринимательства и приватизация предприятий, структурная перестройка экономики. К 1994г. было приватизировано и акционировано около 70 % всех предприятий.

    Предполагалось, что в приватизации примет участие все население страны, но «народная приватизация» провалилась. Наибольшего расцвета достигло частное предпринимательство, особенно в сфере торговли. Почти все объекты жилищно-коммунального хозяйства перешли из ведомственной подчиненности в муниципальную. За последние 10 лет быстрыми темпами формировалась новая банковская система, в том числе за счет частных, коммерческих банков. Новые налоговые законы направлены на привлечение капиталов для инвестирования в различные отрасли. Но в то же время приток более дешевых товаров из-за рубежа разорил многие российские предприятия, выпускающие аналогичную продукцию. Востребованными оказались только сырьевые отрасли. С точки зрения территориальных изменений кризис выразился в резком сокращении производства в восточных районах и на самых нерентабельных предприятиях, при этом во многих районах за счет миграции наметился дефицит трудовых ресурсов. Возникло понятие проблемных регионов, которые могут быть подразделены на отсталые (низкий уровень экономического и социального развития за весь советский период) — Дагестан, Тува, Алтай, Калмыкия; депрессивные (устойчивое снижение производства и доходов населения, рост безработицы) — Псковская, Ивановская, Тульская области, Удмуртия; кризисные (сочетание экономической отсталости и политической нестабильности) — Чечня, Ингушетия. С особыми трудностями столкнулись районы Крайнего Севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  приоритетов государственного и  частного сектора экономики.

 

Понятия государственного сектора, государственной  собственности.

 

   Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор.

   Государственный сектор - комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора  является совокупность государственных  предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать  в три большие группы:

- несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

- самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

- юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

    

    Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство - инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора.

Низкая эффективность  функционирования государственных  предприятий и большие расходы  государства на их содержание часто  ведут к осуществлению приватизации.

   В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”

   Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают так же. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

    Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями.

Реальное положение унитарных  предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с  государством ограничиваются перечислением  налоговых платежей в бюджет (а  для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей  долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет  выявить значительных различий между  положением государства-акционера  и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует  о том, что госсектор как специфический  объект управления в экономике не выделен.

   Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

    Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность.

   Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост.

Одно из перспективных  направлений развития госсектора - создание вертикально-интегрированных  структур, в которых головная организация  находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля.

Определить объем госсобственности чрезвычайно трудно. Действительно, как ее измерить. если рынок не в состоянии правильно оценить капитализацию предприятий? Вопросов подобного рода множество, а ответов на них практически нет. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению величины доходов, которые фактически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора.

    Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы. От сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно, что масштабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие частного сектора, его значение для экономики.

 

   Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики.

Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства.

Вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

 

   Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

А функции государства  здесь будут следующими:

- Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике

- Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

- Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

  

   Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

    Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ