Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выложить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее просторно используется набор основных социально-экономических показателей. Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами.

Файлы: 1 файл

осг.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

 

 

 

Показать принципы и критерии эффективного социального рыночного  хозяйства в  современной России.

     Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

   Немало политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества. В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства.

Неотъемлемая обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему  функций, в том числе институциональной. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества.

    Социальную справедливость в экономических отношениях мы рассматриваем как особый вид социально-экономического института.

Для ее обеспечения на государственном  уровне необходимо разработать соответствующий  институциональный механизм.

   Социальную справедливость в экономических отношениях можно определить как образ существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это свойство переносится на уровень последней и трансформируется в справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом.

   Нам представляется более продуктивным институциональный подход, суть которого состоит в создании институциональной среды, способствующей соблюдению принципов социальной справедливости в экономических отношениях. Рассмотрим: некоторые конкретные формы ее проявления, исходя из обратного, то есть обратимся к типовым ситуациям социальной несправедливости, которые наблюдаются в практике хозяйствования.

     Приведем два примера таких типовых ситуаций. На микроуровне это: оплата труда, формы и способы материального стимулирования, не соответствующие реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу работников предприятия. На макроуровне: нарушение принципов справедливого распределения льгот и внедрение системы, игнорирующей экономические интересы отдельных групп льготников.

    Ввиду разнообразия подобных ситуаций не существует единого рецепта решения возникающих проблем. Поэтому для каждой типовой ситуации необходимо разработать свои принципы и критерии социальной справедливости.

    Под принципами социальной справедливости в экономических отношениях мы понимаем те исходные положения, правила и установки, которыми нужно руководствоваться при создании условий и механизмов ее достижения, а под критериями - признаки, на основе которых производится оценка меры социальной справедливости и последствий от несоблюдения ее принципов.

   Сформулированные принципы и критерии должны быть институционализированы посредством введения их в соответствующие нормативно-правовые акты и неформальные конвенциональные нормы, регулирующие экономические отношения, и создания институционального механизма их реализации. Необходимость и преимущества институционального подхода к построению модели социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлены сложностью адекватного моделирования социальных процессов вообще и справедливости в частности. Поэтому традиционные методы ее обеспечения мы предлагаем дополнить институциональными правилами регулирования поведения экономических субъектов, таких, как физические лица, домашние хозяйства, предприятия (организации) и корпоративные структуры, отраслевые и региональные комплексы и, наконец, национальная экономика в целом.

    Важную роль в процессе разработки, внедрения и адаптации норм института социальной справедливости играют инструменты проектирования и совершенствования институциональной системы национальной экономики. Ниже предлагается описание одной из основных институциональных моделей, выполняющей проектировочную функцию.

Проектировочная институциональная  модель создается как инструмент достижения основной цели институционального проектирования - построения системы  согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. Возможны различные основания  для классификации институтов. С учетом контекста институционального проектирования мы предлагаем следующие критерии их классификации:

- степень экономической  эффективности: эффективные, малоэффективные,  неэффективные;

- степень социальной справедливости: справедливые и несправедливые;

- характер действия: действующие  и недействующие;

- степень рациональности  процедуры воздействий на экономических субъектов: рациональные и нерациональные.

    Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными.

Однако подобная классификация  не позволяет построить институциональную  модель национальной экономики, так  как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, мы предлагаем выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные  и консенсусные.

Под актуальными мы понимаем совокупность действующих формальных и неформальных институтов.

   Под востребованными мы имеем в виду совокупность новых институтов, которые, по мнению различных акторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов.

    Идеальные институты определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических отношений с позиций критериев содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности, социальной справедливости и социальной ответственности.

Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.

Исходя из приведенной  выше классификации институтов и  выделяя наиболее существенные их виды, проектировочную институциональную  модель можно представить в следующем  общем виде:

ik=[(Ia/Iн)U (Iв/Iнв)]-Iu где: Iк, Ia, Iн, Iв, Iнв, и Iн, - соответственно множества консенсусных, актуальных, негативных, востребованных, негативных востребованных и идеальных институтов.

Иными словами, консенсусные институты Iк формируются на основе актуальных институтов Ia путем выявления и устранения из их числа негативных институтов Iн и объединения разности множеств (Ia/Iн.) и (Iв/Iнв); последнее включает новые востребованные институты Г (выращенные и/или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты Iнв;. Полученная система консенсусных институтов Iк должна стремиться к идеальным институтам Iu

Основополагающей характеристикой  институциональной среды является согласованность составляющих ее и  взаимодействующих между собой  институтов. Поэтому консенсусные институты Iк и составляющие их нормы должны быть наилучшим образом согласованы между собой.

   В состав функций институционального механизма социальной справедливости в масштабах национальной экономики России мы включаем: маркетинговые исследования состояния спроса на нормы социальной справедливости и их предложения; конструирование ее норм и правил поведения экономических субъектов; тиражирование, продвижение и внедрение норм регулирования экономических отношений; методы взаимной адаптации норм и экономических субъектов и способы выбора ими стратегий поведения в соответствии с требованиями институциональной среды.

   Предлагаемый нами институциональный механизм обеспечения и регулирования социальной справедливости в экономических отношениях должен способствовать тому, чтобы экономические субъекты в лице их представителей, наделенных правами подготовки и принятия решений, следовали принципам социальной справедливости, выбирая стратегии экономического поведения. Это достигается с помощью двух компонентов институционального механизма.

    Первый компонент определяет экономические цели субъекта - повышение его конкурентоспособности на основе институционализации социальной справедливости в экономических отношениях. Наоборот, нарушение принципов социальной справедливости будет иметь результатом потерю деловой репутации и инвестиционной привлекательности экономического субъекта, отток клиентов и снижение его конкурентоспособности.

Второй компонент определяет возможности мотивации экономических  субъектов, с тем чтобы они соблюдали принципы социальной справедливости. Представители субъекта должны осуществлять выбор стратегии поведения на основе психологического взаимодействия и согласования внутренних мотивов и внешних стимулов, проявляющихся в виде формальных и неформальных норм института социальной справедливости. Условие выбора оптимальной стратегии экономического поведения, содействующей соблюдению ее принципов, - максимальная согласованность внутренних мотивов с внешними институциональными стимулами. Она достигается посредством включения во внешние нормы справедливости системы позитивных стимулов и штрафов, имеющих превентивный характер и распространяющихся в равной степени на всех субъектов экономической деятельности, невзирая на их статус.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

  1.   Гриценко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства: учебник для вузов. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. – М.: АТиСО, 2004.
  2. Конституционное правосудие и социальное государство. Сборник. – М.: Институт права и публичной политики, 2003.
  3. Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с. 

4.  Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие - М.: Экономика, 200 - 381 с.

5.  Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История           предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го - начало 20-го   вв.М.: РОССПЭН, 2000;

6. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и Статистика, 1996 г.

7. Поринев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М: РИЦЛО “Мегаполис-контакт”. 1995

8. Санто Б. Инновации как средство экономического развития. М: Прогресс. 1990.

9. Устинов В.А.Управление  инновационной деятельностью в  процессе освоения   производства новой продукции. Учебное пособие. М.: ГАУ. 1997.

10. Лебедева Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2002. С. 83.


 



Информация о работе Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ