Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выложить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее просторно используется набор основных социально-экономических показателей. Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами.

Файлы: 1 файл

осг.docx

— 53.78 Кб (Скачать)

В России данный механизм до конца еще не сформирован.

 

 

 

 

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики в современной  России. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

 

Государственный сектор - государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

В смешанной экономике  роль государственного регулирования  весьма велика.

Существующая в настоящее  время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход  реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить  путем определенных компромиссов между  либерализацией и восстановлением  инструментов государственного регулирования  рынка и социальной сферы.

   Прямое участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы.

 

 

Тенденции формирования социально ответственного бизнеса.

 

    В заключение обобщим основные выводы исследования и отметим наиболее важные тенденции в развитии социальной ответственности бизнеса.

    Не только столичный, но и региональный бизнес (за исключением малого предпринимательства) сегодня знаком с термином "социальная ответственность". Формирование российской концепции социальной ответственности бизнеса — следствие "наложения" западной идеологии на местные особенности. Определяющую роль для бизнеса играет не "давление" местных сообществ, как на Западе, а позиция власти.

    Хотя представители бизнеса придерживаются разных интерпретаций "социальной ответственности", на практике в большинстве случаев она воплощается в реализации социальных и благотворительных программ, направленных на развитие территорий, где сосредоточены деловые интересы компании. Ассоциация социальной ответственности исключительно с благотворительностью иногда оставляет в стороне такой важный компонент социальной ответственности, как соблюдение законодательных и морально-этических норм ведения бизнеса. Так, для ряда компаний социальные акции становятся возможностью "поторговаться" с властями или отвлечь внимание общественности от тех аспектов своей деятельности, которые идут в разрез с этическими и даже законодательными нормами. Хотя такое отношение к социальной ответственности является скорее исключением, нежели правилом, представляется важным уделять больше внимания созданию целостной концепции социальной ответственности бизнеса.

   В большинстве своем социальные и благотворительные программы бизнеса, ориентированные как на сотрудников, так и на развитие местных сообществ, сегодня представляют собой сочетание традиционной и стратегической благотворительности. При этом явно ощущается недостаток системного подхода и стратегического планирования.

   Основными факторами, определяющими характер и мотивы социальной ответственности регионального российского бизнеса, являются политика региональных органов власти и местного самоуправления, традиции активного участия предприятия в социальном обеспечении сотрудников и развитии городов, сложившиеся в советский период, а в ряде случаев и традиции дореволюционного меценатства. В то же время результаты исследования указали на растущее влияние еще одного фактора — согласование благотворительной и социальной деятельности с деловыми интересами компании, достижение выгоды для ее основной деятельности. Разработка стратегии развития бизнеса повышает интерес к вопросам социальной ответственности.

Среди тенденций, характеризующих  социальную политику регионального бизнеса, можно выделить:

- стремление уйти от раздачи помощи в ответ на индивидуальные запросы к более организованным формам благотворительности;

- стремление обеспечить целевое расходование предоставляемых пожертвований;

- стремление сочетать благотворительность с деловыми интересами компании.

   Для благотворителей все более актуальным становится вопрос взаимодействия с другими членами городского сообщества (в первую очередь, с органами местного самоуправления и некоммерческими организациями) для реализации социальных и благотворительных программ. Пока такое взаимодействие складывается крайне противоречиво.

    Бизнес проявляет готовность к сотрудничеству с региональной властью и местным самоуправлением для реализации социальных инициатив. Однако он выражает недовольство административным давлением, превращающим "социальную ответственность" в "ответственность административную". Более того, бизнес и власть имеют различные взгляды на возможные формы такого сотрудничества. Власть нередко ассоциирует корпоративную благотворительность с финансовым взносом в реализацию осуществляемых ею программ. Бизнес же считает, что основой для сотрудничества должна стать четкая и прозрачная система стимулирования социальной ответственности.

   Не менее проблематично складываются и отношения бизнеса с некоммерческим сектором. Бизнес по-прежнему испытывает недоверие к общественным организациям и благотворительным фондам. Что касается средств массовой информации, то отношения с ними выстраиваются не столько на партнерских, сколько на квазирыночных условиях.

   Однако, несмотря на все сложности, уже сегодня удалось выявить немало примеров успешной реализации социальных и благотворительных инициатив бизнеса в партнерстве с органами местного самоуправления и некоммерческими организациями. При этом компании, уже получившие опыт взаимодействия с некоммерческими организациями, высказывают полную готовность к продолжению подобного сотрудничества в будущем.

   Смогут ли эти успешные, но все же пока единичные примеры стать общепринятой практикой? Ответ зависит как от самого бизнеса, так и от позиции региональной власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций и общественности в целом.         Пожалуй, главный вывод нашего исследования: корпоративная социальная ответственность на практике является продуктом взаимодействия всех сегментов городского сообщества. А значит, ее развитие зависит и от того, какую позицию займут жители города, найдет ли бизнес надежных и выгодных партнеров в лице местного самоуправления, некоммерческого сектора и СМИ.

 

 

Роль  инновационной экономики.

 

   Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера

    Научно-технический прогресс - существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся  в руках государства силы и  средства.

   Опыт стран с высоко развитой экономикой показывает, что основные достигнутые успехи были обеспечены за счет постоянного поиска инноваций и их внедрения. Рост населения, ограниченность природных ресурсов в значительной мере ограничивают возможности дальнейшего развития производства экстенсивным путем. Для большинства стран единственным является интенсивный путь, который изначально основан на научно-техническом прогрессе

    Внедрение достижений науки и передового опыта во многом зависит от научного, материально-технического, финансового и кадрового обеспечения.

Инновации - главное условие  выживания на современном рынке. Руководителям и специалистам надо всегда иметь в виду, что инновационный  процесс не заканчивается на стадии внедрения. По мере освоения и распространения  любые новшества совершенствуются, их отдача растет. Главный критерий здесь - превышение выгод от внедрения  над издержками, связанными с инновацией.

   Раньше в нашей стране понятие инновационный менеджмент широко не применялось. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики.

В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют  полную юридическую и экономическую  самостоятельность, ни о каком внедрении  чего-либо не может быть речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента.

   Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation.

   Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения, рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

    Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс непрерывного совершенствования производства на основе достижений науки, техники и передового опыта, роста профессионально-технического уровня кадров. Это наиболее общая, универсальная форма социального развития на протяжении всей истории человечества.

 

Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и  развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и обновить мебель, видеотехнику, автомобиль и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные  на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуг).

    Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии. Мировое сообщество рассматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства, использования ресурсов мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Но в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого хозяйствующего субъекта выступает капитал во всех его видах.

   Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания. Инновационный процесс более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и степенью детализации.

   Успешное внедрение научных достижений и передового опыта во многом зависит от методов управления НТП. В процессе внедрения должны использоваться экономические, административные и социально-психологические методы управления.

К общим факторам, способствующим успешному осуществлению нововведений, относятся:

- достаточно стабильные  экономические нормативы хозяйственной  деятельности;

- самостоятельность подразделений  в использовании ресурсов;

- доверие к проявлениям  инициативы;

- программно-целевое планировании е нововведений;

- плановый резерв ресурсов  для непредвиденных изменений;

- четкое формулирование  общественных потребностей в  нововведениях;

- нормальный социально-психологический  климат в подразделениях и  на предприятии в целом;

- обогащение содержания  труда и улучшение его условий.

Среди общих факторов, которые  препятствуют внедренческой деятельности, можно выделить следующие:

- несвоевременное или  недостаточное выделение ресурсов  и низкое качество информации;

- недостаточный уровень  профессиональной подготовки руководителей,  специалистов и рядовых исполнителей;

- незаинтересованность работников  в новшествах;

- отсутствие необходимых  ресурсов для внедрения нововведений;

- снижение рентабельности (прибыли);

- ухудшение производственных  показателей;

- уменьшение заработной  платы работников;

- снижение квалификации  труда на рабочих местах и  увеличение текучести кадров;

- понижение социального  статуса ряда профессий и др.

Инновации - главное условие  выживания на современном рынке.

Инновационная деятельность необходима не только в узко производственных целях, но и имеет общественное значение, а потому делает объективно необходимым  государственное поддержание инновационной  деятельности. Государство для поддержания  инновационной деятельности вырабатывает и осуществляет специальную стратегию  поддержания, обусловленную финансовыми  и экономическими возможностями  государства и потребностями  общества и производства в инновационных  процессах.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ