Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа
В 20-е годы правительство РСФСР столкнулось с задачей систематизации права. Эта задача была очень важна и требовала незамедлительного решения.
Систематизация права в 1922-1924 годах имела необыкновенно большое значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России.
Кодексы, принятые за этот период времени, нашли отражение и в кодексах союзных республик, и в принятых позже кодификациях. Во многом, нормы, описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве, к примеру в современном трудовом праве.
1. Вступление: предпосылки систематизации права в 1922-1924 гг.
2. Основная часть:
. Общая характеристика юридических работ 1922-1924 гг.
. Систематизация отраслей советского права – правовой основы для
карательной системы СССР:
А) уголовный кодекс 1922 года
Б) уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный
кодексы 1923 года
В) исправительно-трудовой кодекс 1924 года.
3. Заключение: значение систематизации права 1922-1924 гг.
что наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет судом
смягчается наполовину, а от 16 до 18 лет—на одну треть, против наивысшего
установленного соответствующими статьями УК предела. Смертная казнь к
несовершеннолетним не применялась, равно как и к беременным женщинам.
Таким образом, я хотела бы отметить основные положительные черты
первого советского социалистического Уголовного кодекса:
1. ясное раскрытие социально-классовой природы советского уголовного
законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств,
исключающих уголовную
ответственность, целей
2. реализация принципа вины восстановлением[13] норм об умысле и
неосторожности;
3. гуманность и относительная
справедливость системы
4. отказ от формализма буржуазного уголовного законодательства с его
обязательным смягчением ответственности за покушение, подстрекательство
и пособничество.
К отрицательным чертам, по-моему, следует отнести:
1. в некотором смысле
ошибочное введение в УК
элемент” как самостоятельного (помимо преступления) основания уголовной
ответственности;
2. включение вместо
социальной защиты” за преступления;
3. введение высылки по ст. 49 лиц, признанных судом по своей преступной
деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально
опасными;
Уголовно-процессуальный и
гражданско-процессуальный кодексы
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 года
третьей сессией ВЦИК девятого созыва, а 15 февраля 1923 года ВЦИК утвердил
новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК 1922
года.
УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а
главы – на статьи. Всего было 465 статей.
Кодексом
устанавливались такие
как гласность и публичность заседаний[14], устность судопроизводства,
ведение процесса на русском языке или на зыке большинства населения данной
местности. В необходимых
случаях приглашался
Суд не
был ограничен формальными
отбор.
УПК регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве
предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать
все обстоятельство, как уличающие,
так и оправдывающие
на предварительное следствие не допускался, а надзор за законностью
возлагался на прокуратуру. В самом судебном заседании могли участвовать
общественные защитники и обвинители.
При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством.
Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое
мнение, которое приобщалось к договору, но оглашению не подлежало.
Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования
приговоров, а также производство по возобновлению дел в связи с вновь
открывшимися обстоятельствами и особые производства. В УПК имелись и нормы,
регулировавшие исполнение приговора.
В УПК РСФСР 1923 года были не только абсолютно определённые
предписания, но и присутствовали относительно определенные предписания.
Так, в статье 100 указывалось: "Усмотрев из самого заявления или сообщения
отсутствие в деле признаков преступления, органы дознания, прокурор или
следователь отказывают в производстве дознания или предварительного
следствия …". В соответствии со статьёй 111: "Следователь, если признает
поступивший к нему материал дознания достаточно полным и дело достаточно
разъясненным, вправе не производить предварительного следствия или же
ограничиться производством отдельных следственных действий". Согласно части
2 статьи 124 "Следователь, усмотрев, что потерпевшему причинен вред и
убытки и что есть основание ожидать предъявление гражданского иска, вправе
принять меры обеспечения хотя бы иск еще не был предъявлен"[15]. Таким
образом, существовала возможность некоторого выбора, но, естественно, лишь
в рамках, установленных законом.
Гражданский
процессуальный кодекс был
сессией ВЦИК десятого созыва и вводился в действие с 1 сентября 1023 года.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года состоял из пяти частей,
36 глав и 316 статей.
Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в
суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и так далее.
Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была
посвящена регулированию особого производства. Четвёртая содержала положения
об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение
судебных решений и определений.
Гражданский процесс основывался на принципах устности, гласности,
публичности, равенства всех перед законом, ведения дела на языке
большинства населения данной местности, и также как и в УПК 1923 года, при
необходимости приглашался переводчик.
Суд приступал к рассмотрению дела лишь по заявлению заинтересованной
стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс на любой его стадии[16].
Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска.
Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не
ограничиваться
узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд слушает его,
руководствуясь общими началами советского законодательства и общей
политикой Рабоче-Крестьянского Правительства»[17]. Стороны могли вести своё
дело в суде лично или через своих законных представителей.
Лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная
жалоба на решение суда в губернский суд или даже в Верховный суд.
Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное
применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим
обстоятельствам дела, установленным судом.
В установленных законом случаях, то есть в целях охраны публичного
интереса или «интимной жизни стороны», дело могло слушаться в закрытом
заседании.
Исправительно-трудовой кодекс
16 ноября 1924 года вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую
систему мест заключения с различными видами режима для содержания
осужденных[18].
Основной задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики
путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и
принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и
специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с
применением мер исправительно-трудового воздействия.
В Кодексе,
таким образом, фактически
задачи и закреплена идея исправления осужденных.
Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на
три вида:
1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного
характера, которые делились на:
- дома заключения
- для подследственных,
до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6
месяцев;
- исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок
свыше 6 месяцев;
- трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) - для
приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5
лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по
несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных
условий, не склонных к побегу;
- изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы
со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа
трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного
взыскания;
- переходные исправительно-
переводу в полусвободный режим.
2. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического
характера, которые делились на:
- трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних
правонарушителей от 14 до 16 лет и подследственных;
- трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-
крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.
3. Учреждения для применения
мер социальной защиты
которые делились на:
- колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других
больных заключенных;
- институты психиатрической экспертизы, больницы - для заключенных,
признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений[19].
Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 заключенные так же делились на три
категории:
1. лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые
не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу
"классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к
трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица,
переведенные в порядке дисциплинарного взыскания;
2. профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не
принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих
"классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой
категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции;
3. все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения
свободы с простой изоляцией.
По этому ИТК заключенные ещё делились на следующие разряды:
Начальный разряд - заключенные 1-ой категории содержались не менее 1/2
срока наказания; заключенные 2-ой категории - не менее 1/4 срока;
Средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда,
содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;
Высший разряд - содержались заключенные, переведенные из среднего
разряда[20].
Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее
после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-
трудовой политики в новых условиях.
В ИТК РСФСР 1924 года впервые
получил законодательное
профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи
исправления осужденных.
ИТК наделил распределительные комиссии правом самостоятельно решать вопросы
о досрочном и условно-досрочном освобождении осужденных, изменил ее состав.
Теперь она состояла из губернского инспектора мест заключения, члена
губернского суда, представителя губернской РКИ, члена губернского совета
профсоюзов и члена комитета помощи заключенным и освобожденным. Состав
распределительной комиссии утверждался губисполкомом, перед которым она
периодически отчитывалась о своей деятельности.
Систематизация права в 1922-1924 годах имела необыкновенно большое
значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России.
Кодексы,
принятые за этот период
союзных республик, и в принятых позже кодификациях. Во многом, нормы,
описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве,
к примеру в современном трудовом праве.
Также немалая часть этих юридических работ оказалась принципиально
необходимой для дальнейшего становления карательной системы уже в СССР,
позволяя не проводить заново огромную по масштабам работу, а корректировать
уже проделанную, с учётом определённых временных реалий.
Подготовка
этой курсовой работы
права начала 20-х годов XX столетия. Я пришла к выводу, что и современным
законодателям пошло бы на пользу более доскональное изучение и понимание
права того периода развития нашей страны.
И, быть
может, тогда наше общество
сможет избежать большого
серьёзных ошибок, хотя бы уже совершённых до нас.
Информация о работе Систематизация права в РСФСР в 1922-1924 годах