Систематизация права в РСФСР в 1922-1924 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

В 20-е годы правительство РСФСР столкнулось с задачей систематизации права. Эта задача была очень важна и требовала незамедлительного решения.
Систематизация права в 1922-1924 годах имела необыкновенно большое значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России.
Кодексы, принятые за этот период времени, нашли отражение и в кодексах союзных республик, и в принятых позже кодификациях. Во многом, нормы, описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве, к примеру в современном трудовом праве.

Оглавление

1. Вступление: предпосылки систематизации права в 1922-1924 гг.
2. Основная часть:
. Общая характеристика юридических работ 1922-1924 гг.
. Систематизация отраслей советского права – правовой основы для
карательной системы СССР:
А) уголовный кодекс 1922 года
Б) уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный
кодексы 1923 года
В) исправительно-трудовой кодекс 1924 года.
3. Заключение: значение систематизации права 1922-1924 гг.

Файлы: 1 файл

Систематизация права в РСФСР в 1922.docx

— 40.69 Кб (Скачать)

что  наказание  несовершеннолетним  в  возрасте  от  14  до  16  лет   судом

смягчается наполовину, а  от 16 до 18 лет—на одну  треть,  против  наивысшего

установленного  соответствующими  статьями  УК  предела.  Смертная  казнь  к

несовершеннолетним не применялась, равно как и к беременным женщинам.

      Таким образом,  я  хотела  бы  отметить  основные  положительные  черты

первого советского социалистического  Уголовного кодекса:

1.  ясное  раскрытие   социально-классовой  природы   советского   уголовного

   законодательства,  его  задач,  понятия   преступления,   обстоятельств,

   исключающих уголовную  ответственность, целей наказания;

2.   реализация  принципа  вины  восстановлением[13]   норм  об  умысле   и

   неосторожности;

3.  гуманность и относительная  справедливость системы наказания;

4.  отказ от  формализма  буржуазного  уголовного  законодательства  с  его

   обязательным смягчением  ответственности за покушение,  подстрекательство

   и пособничество.

      К отрицательным  чертам, по-моему, следует отнести:

1. в некотором смысле  ошибочное введение в УК понятия  “общественно  опасный

   элемент” как самостоятельного (помимо преступления) основания   уголовной

   ответственности;

2. включение вместо дополнительных  наказаний терминологически неясных   “мер

   социальной защиты”  за преступления;

3. введение высылки по  ст. 49 лиц, признанных  судом   по  своей преступной

   деятельности или  по связи с преступной средой  данной местности социально

   опасными;

                          Уголовно-процессуальный и

                      гражданско-процессуальный кодексы

      Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР  был  принят  25  мая  1922  года

третьей сессией ВЦИК девятого созыва, а 15 февраля 1923 года  ВЦИК  утвердил

новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся  редакцией  УПК  1922

года.

      УПК РСФСР  состоял из шести разделов, которые  делились на 32  главы,  а

главы – на статьи. Всего  было 465 статей.

      Кодексом  устанавливались такие принципы  уголовного  судопроизводства,

как  гласность  и  публичность  заседаний[14],  устность   судопроизводства,

ведение процесса на русском  языке или на зыке большинства  населения  данной

местности. В необходимых  случаях приглашался переводчик.

      Суд не  был ограничен формальными доказательствами  и сам осуществлял их

отбор.

      УПК регламентировал  порядок дознания  и  следствия.  При  производстве

предварительного следствия  следователь был  обязан  выяснить  и  исследовать

все обстоятельство, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого.  Адвокат

на  предварительное  следствие  не  допускался,  а  надзор  за   законностью

возлагался на прокуратуру. В  самом  судебном  заседании  могли  участвовать

общественные защитники  и обвинители.

      При вынесении  приговора все  вопросы   решались  простым  большинством.

Судья, оставшийся в меньшинстве,  мог  изложить  в  письменном  виде  особое

мнение, которое приобщалось  к договору, но оглашению не подлежало.

      Регламентировались  кассационный  и  надзорный   порядки   обжалования

приговоров, а также производство  по  возобновлению  дел  в  связи  с  вновь

открывшимися обстоятельствами и особые производства. В УПК имелись  и  нормы,

регулировавшие исполнение приговора.

      В  УПК   РСФСР  1923  года  были  не  только   абсолютно   определённые

предписания, но  и  присутствовали  относительно  определенные  предписания.

Так, в статье 100 указывалось: "Усмотрев из самого заявления  или  сообщения

отсутствие в деле признаков  преступления,  органы  дознания,  прокурор  или

следователь  отказывают  в  производстве   дознания   или   предварительного

следствия …". В соответствии со статьёй  111:  "Следователь,  если  признает

поступивший к нему материал дознания достаточно  полным  и дело  достаточно

разъясненным,  вправе  не  производить предварительного  следствия или же

ограничиться производством  отдельных следственных действий". Согласно  части

2 статьи 124  "Следователь,  усмотрев,  что  потерпевшему  причинен  вред  и

убытки и что есть основание  ожидать предъявление гражданского  иска,  вправе

принять меры обеспечения  хотя бы  иск  еще  не  был  предъявлен"[15].  Таким

образом, существовала возможность  некоторого выбора, но,  естественно,  лишь

в рамках, установленных законом.

      Гражданский  процессуальный кодекс был принят 10 июля 1923 года  второй

сессией ВЦИК десятого созыва и вводился в действие с 1 сентября  1023  года.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года состоял  из  пяти  частей,

36 глав и 316 статей.

      Первая часть  содержала основные положения,  нормы о представительстве в

суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и так далее.

Вторая часть состояла из норм об исковом  производстве.  Третья  часть  была

посвящена регулированию особого производства. Четвёртая содержала положения

об обжаловании и пересмотре решений.  Пятая  часть  регулировала  исполнение

судебных решений и  определений.

      Гражданский  процесс  основывался  на  принципах  устности,  гласности,

публичности,  равенства  всех  перед  законом,   ведения   дела   на   языке

большинства населения данной местности, и также как и в  УПК 1923  года,  при

необходимости приглашался  переводчик.

      Суд приступал  к рассмотрению дела лишь по  заявлению  заинтересованной

стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс на любой  его  стадии[16].

Стороны по ходу процесса могли  изменять основание и предмет  иска.

      Суд должен  был стремиться к выяснению  всех  обстоятельств  дела  и  не

ограничиваться доказательствами, представленными сторонами: «За  недостатком

узаконений и распоряжений для решения  какого-либо  дела  суд  слушает  его,

руководствуясь  общими  началами   советского   законодательства   и   общей

политикой Рабоче-Крестьянского Правительства»[17]. Стороны могли вести своё

дело в суде лично или  через своих законных представителей.

      Лицами, участвовавшими  в  процессе,  могла  быть  подана  кассационная

жалоба  на  решение  суда  в  губернский  суд  или  даже  в  Верховный  суд.

Основаниями к отмене судебного  решения являлись: нарушение или  неправильное

применение  действующих  законов,  явное  противоречие  решения  фактическим

обстоятельствам дела, установленным  судом.

      В установленных  законом случаях, то есть  в   целях  охраны  публичного

интереса или «интимной  жизни  стороны»,  дело  могло  слушаться  в  закрытом

заседании.

                Исправительно-трудовой кодекс РСФСР  1924 года

      16 ноября 1924 года вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва  приняла

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил  единую

систему  мест  заключения  с  различными  видами   режима   для   содержания

осужденных[18].

 

Основной задачей Кодекса  провозглашалось  осуществление  уголовной  политики

путем   соответствующей   организации   исполнения   лишения    свободы    и

принудительных работ  без содержания под стражей, целью  которых было общее  и

специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний  соединялось  с

применением мер исправительно-трудового  воздействия.

      В Кодексе,  таким образом, фактически впервые  четко были сформулированы

задачи и закреплена идея исправления осужденных.

 

Согласно Кодексу, места  заключения в Российской Федерации  подразделялись  на

три вида:

1.  Учреждения  для   применения  мер   социальной   защиты   исправительного

   характера, которые делились на:

 

   - дома заключения - для подследственных, приговоренных  к лишению  свободы

   до вступления приговора  в законную силу и лишенных свободы на срок  до  6

   месяцев;

- исправительно-трудовые  дома - для приговоренных к лишению свободы на срок

   свыше 6 месяцев;

-  трудовые колонии  (сельскохозяйственные, ремесленные  и  фабричные)  -  для

приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции  на  срок  не  свыше 5

лет,   принадлежащих   к    трудящимся,    совершивших    преступление    по

несознательности  и  впервые,  случайно  или  в  силу  тяжелых  материальных

условий, не склонных к побегу;

 

- изоляторы специального  назначения - для приговоренных  к лишению свободы

со строгой изоляцией  классовых врагов, особо опасных  преступников  из  числа

трудящихся или переведенных из  других  колоний  в  порядке  дисциплинарного

взыскания;

 

-  переходные исправительно-трудовые  дома  -  для  заключенных,  подлежащих

переводу в полусвободный  режим.

2.  Учреждения для применения  мер социальной  защиты  медико-педагогического

   характера, которые делились на:

 

   -  трудовые дома - для приговоренных к лишению  свободы несовершеннолетних

   правонарушителей  от 14 до 16 лет и подследственных;

 

   -  трудовые дома -  для  лишенных  свободы   правонарушителей  из  рабоче-

   крестьянской молодежи  в возрасте от 16 до 20 лет.

3.  Учреждения для применения  мер социальной защиты медицинского  характера,

   которые делились  на:

 

   -  колонии - для   психически  неуравновешенных,  туберкулезных   и  других

   больных заключенных;

-   институты  психиатрической   экспертизы,  больницы  -  для   заключенных,

признанных подлежащими  к помещению в одно из таких  учреждений[19].

      Согласно  статье 101 ИТК  РСФСР 1924 заключенные  так же делились на три

категории:

      1.   лица, подлежавшие лишению свободы  со строгой  изоляцией,  которые

не  принадлежали  к  классу  трудящихся  и  совершили  преступления  в  силу

"классовых привычек, взглядов  или интересов", лица, которые   принадлежали  к

трудящимся,  но  признавались  особо  опасными  для  республики,   и   лица,

переведенные в порядке  дисциплинарного взыскания;

      2. профессиональные  преступники, а также те  заключенные,  которые  не

принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления  вследствие  своих

"классовых  привычек,  взглядов  и  интересов".  Лица,  отнесенные  к   этой

категории, отбывали лишение  свободы без строгой изоляции;

   3.  все остальные   заключенные,  которые  направлялись  в  места  лишения

      свободы  с простой изоляцией.

      По этому  ИТК заключенные ещё делились на следующие разряды:

 

Начальный разряд - заключенные  1-ой  категории  содержались  не  менее  1/2

срока наказания; заключенные 2-ой категории - не менее 1/4 срока;

      Средний  разряд -  заключенные,  переведенные  из  начального  разряда,

содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;

 

Высший  разряд  -  содержались   заключенные,   переведенные   из   среднего

разряда[20].

      Кодекс обобщил  практику  деятельности  мест  заключения  за  прошедшее

после революции время  и  отразил  изменение  целей  и  задач  исправительно-

трудовой политики в новых  условиях.

 

В ИТК  РСФСР 1924 года впервые  получил законодательное закрепление  вопрос  о

профессионально-техническом  обучении, а также воспитательные задачи  и идеи

исправления осужденных.

 

ИТК наделил распределительные  комиссии правом самостоятельно решать  вопросы

о досрочном и условно-досрочном  освобождении осужденных, изменил ее  состав.

Теперь  она  состояла  из  губернского  инспектора  мест  заключения,  члена

губернского суда, представителя  губернской  РКИ,  члена губернского совета

профсоюзов и члена  комитета  помощи  заключенным  и  освобожденным.  Состав

распределительной комиссии  утверждался  губисполкомом,  перед которым она

периодически отчитывалась о своей деятельности.

 

 

 

                                 Заключение

 

      Систематизация  права в 1922-1924  годах  имела   необыкновенно  большое

значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России.

      Кодексы,  принятые за этот период времени,  нашли отражение и в кодексах

союзных республик, и  в  принятых  позже  кодификациях.  Во  многом,  нормы,

описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве,

к примеру в современном трудовом праве.

      Также немалая  часть этих  юридических  работ   оказалась  принципиально

необходимой для дальнейшего  становления  карательной  системы  уже  в  СССР,

позволяя не проводить  заново огромную по масштабам работу, а  корректировать

уже проделанную, с учётом определённых временных реалий.

      Подготовка  этой курсовой работы позволила   мне  лучше  понять  систему

права начала 20-х годов XX столетия. Я пришла к выводу,  что  и  современным

законодателям пошло бы на пользу более  доскональное  изучение  и  понимание

права того периода развития нашей страны.

      И, быть  может, тогда наше общество  сможет избежать большого количества

серьёзных ошибок, хотя бы уже  совершённых до нас.

Информация о работе Систематизация права в РСФСР в 1922-1924 годах