Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа
Цели данной курсовой работы является рассмотрение отрасли конституционного права как сложной системы, которая, в свою очередь, является частью еще большей системы, выявить основные принципы, определить конституционно-правовые институты и нормы
Задачи данной курсовой работы:
1) Дать определение конституционного права;
2) определить, что такое система конституционного права, на чем она основана;
3) выяснить как она взаимосвязана с институтами и нормами;
4) выяснить общие принципы конституционного права;
5) выявить институты и нормы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Система конституционного права……………………………………………4
1.1 Место системы отрасли конституционного права в системе права………4
1.2 Правовой институт – критерий образования системы конституционного права………………………………………………………………………………6
2. Общие принципы, институты и нормы………………………………………8
2.1 Общие принципы конституционного права………………………………...8
2.2 Классификация конституционно-правовых институтов………………….11
2.3 Структура конституционно-правовых норм……………………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.
Конституционно-правовой институт,
нормы которого закрепляют федеративное
устройство государства, создает предпосылки
для организационного построения системы
органов государственной
2. Общие принципы,
институты и нормы
2.1 Общие принципы конституционного права
Общие принципы конституционного права – это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.
М.В. Баглай, крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросу следующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права»1.
Итак, общими принципами конституционного права являются:
1. Суверенитет народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ2.
2. Естественное право. К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 2004 г.
3. Приоритет охраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью1.
Если же обратиться к современной
России, то, как констатирует Комиссия
по правам человека при Президенте
РФ, нарушение не только законов, но
и принципов и норм Конституции
РФ, регулирующих права человека, –
явление распространенное, имеющее
тенденцию к расширению. Неуважение
к закону, пренебрежение правами
и интересами граждан крайне отрицательно
влияет на социально-психологическое
и нравственное состояние общества,
вызывает недоверие граждан к
государству и должностным
Человек должен быть поставлен
в такие юридические и
4. Разделение властей. По Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную[1]. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга.
При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.
5. Независимое правосудие. В Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства1. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.
6. Правовое государство. В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»2. Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.
Правовое государство – это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах. В России принцип господства закона в общественных отношениях развивался в трудах А.Н. Радищева, революционных высказываниях декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, трудах ученых юристов либерального направления – Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и других.
В Конституции РФ 2004 г. принцип правового государства нашел свое законодательное закрепление. Главное в идее правового государства – связанность, ограничение государства правом, обязанность государства и всех его органов подчиняться праву.
Таким образом, главная характеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения, что прямо записано в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»1.
Из выше сказанного следует,
что общие принципы конституционного
права являются единым фундаментом,
на котором строится вся система данной
отрасли
2.2 Классификация
конституционно-правовых
Первичное и самое общее деление
правовых норм на институты устанавливает
Конституция. Ее разделы – это
первооснова для создания системы
конституционного права.
Так как главным критерием разделения конституционного права на институты является существование в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений – объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом (Приложение А):
1. Институт основ
а) основные принципы отношений
человека и государства; б) основные
принципы устройства государства и
организации государственной
Институт основ
2. Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
а) гражданство; б) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации; в) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; г) гарантии реализации прав и свобод.
3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).
Круг субъектов-адресатов
норм института федеративного
Нормы этого института
включает три типа субъектов: национально-государственные
(республики), административно-
4. Институт системы органов государственной власти и системы местного самоуправления. Структура института включает следующие части:
а) Президент; б) Федеральное Собрание; в) Правительство; г) конституционно-правовые основы организации судебной власти; д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов; е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления; ж) избирательная система.
На основе данных норм возникают
как общие, так и конкретные правоотношения,
в институте организации
Местное самоуправление наряду
с государственной властью
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
5. Институт Конституции. Конституция – самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве (Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции2. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многие институты
Такое строение отрасли конституционного
права соответствует внутренней
системности тех сфер общественных
отношений, которые составляют его
предмет. Каждый институт, являющийся
элементом системы отрасли
2.3 Структура конституционно-
Первичным звеном системы отрасли
права всегда выступает правовая норма.
Норма права является основной «клеточкой», как всего права, так и любой его отрасли, в том числе и конституционного права.
Правила поведения, установленные правовой нормой, характеризуются такими чертами, как: 1) обязательность для каждого, кто оказывается в сфере ее действий; 2) формальная определенность: а) внешне выражаются в письменной форме в официальных документах; б) внутренняя определенность прав и обязанностей; 3) гарантия государства, т.е. возможность государственного принуждения в случаях их нарушения.