Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы
Содержание
Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы
Введение
Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года каждый имеет право на образование.
В современных условиях роль образования в построении демократического общества и формировании рыночной экономики важна как никогда. В последнее десятилетие произошли значительные изменения в области регулирования вопросов образования. В числе новаций следует отметить введение единого государственного экзамена при аттестации выпускников общеобразовательных школ, введение предпрофильного и профильного обучения в системе общего образования, осуществление компьютеризации школ, проведение оптимизации сельских школ, присоединение России к Болонскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства для высшего образования, введение государственных именных финансовых обязательств, реорганизация органов управления образованием и др. К 1 апреля 2012 года было принято более 80 поправок в Закон РФ «Об образовании». При этом процесс реформирования системы образования в настоящее время не завершен. Многие вопросы еще остаются нерешенными. Не утверждены государственные образовательные стандарты дошкольного, основного общего, среднего общего образования, не установлены нормативы финансирования образования, отменены льготы образовательным учреждениям, отсутствуют гарантии достойного уровня оплаты труда педагогов и др.Все вышеуказанные проблемы требуют решения путем согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, педагогической общественности, образовательных учреждений. В этой связи особенно актуально исследование механизма обеспечения права на образование с точки зрения изучения организационно-правовых форм, методов наиболее полного обеспечения права каждого человека на образование в условиях разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В научной юридической литературе достаточно высока степень изученности вопросов, касающихся социальных прав человека. Данному вопросу посвящены теоретические исследования таких ученых, как, М.В. Баглай, Е.И Козлова,И.А. Алебастрова, , Е.А. Лукашева, О.Е. Кутафин и др.
Однако многие вопросы, связанные с правами человека и гражданина, подразумеваются авторами теоретических трудов как очевидные и поэтому не находят детального рассмотрения. Так, понятие социальных прав зачастую дается через перечисление этих социальных прав. Такие ученые, как О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, В.А. Кряжков, В.А. Карташкин, В.Е. Чиркин и др., рассматривают социальные права в группе социально-экономических и культурных прав, не раскрывая сущностных характеристик социальных прав как особой группы конституционных прав человека и гражданина.
Понятие и содержание права
на образование традиционно
Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека Социальные права человека на рубеже XX-XXI вв. встали в ряд актуальнейших проблем мирового сообщества и отдельных государств. Борьба за социальные права, за их защиту и признание активно развернулась во многих странах еще во второй половине XIX в., но только к середине XX столетия социальные права получили признание со стороны государства и были закреплены во многих конституциях.
Место социальных прав и свобод в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина различные ученые определяет по-разному.
Ряд ученых выделяет три
группы конституционных прав и свобод:
личные, политические, социально-экономические
и культурные, где социальные права
не выделяются в самостоятельную
группу прав, а рассматриваются как
часть блока социально-
В международном праве прослеживается несколько иная классификация прав и свобод человека и гражданина: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Здесь социальные права по-прежнему рассматриваются в комплексе с экономическими и культурными правами, но уже выделены в самостоятельную группу прав.
Таким образом, социальные права традиционно включаются в одну группу с экономическими и культурными правами, поэтому многие авторы дают определение всей указанной группы прав, не вычленяя отличительные признаки социальных прав.
Большинство авторов выделяют следующие критерии отграничения экономических, социальных и культурных прав от политических и личных прав.
Во-первых, это направленность экономических, социальных и культурных прав на обеспечение физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей человека.
Во-вторых, отнесение данной категории прав ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина, которое исторически связано с требованиями наемных рабочих к представителям класса буржуазии, когда трудящиеся «заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности».
В-третьих, «важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов». Безусловно, сегодня реально реализация социальных прав напрямую зависит от того, в каком государстве проживает человек, поэтому социальные права связаны с гражданством и с позитивным, волеустановленным, правом. Но это не значит, что социальные права не являются естественными. Социальные, экономические и культурные права, как и другие естественные права человека, находят закрепление и защиту в позитивном праве.
Развивая тезис о том, что социальные права принадлежат каждому человеку независимо от наличия гражданства - связи с конкретным государством, можно сказать, что, реализуя эти права, человек выступает, прежде всего как член общества, связанный с другими членами общества, и необходимо требует распределения общественного богатства на равных для всех и каждого условиях.
В-четвертых, критерием отграничения экономических, социальных и культурных прав от политических и личных являются условия ограничения этих прав. Если политические и личные права ограничиваются свободой другого лица, то экономические, социальные и культурные права ограничиваются также уровнем развития экономики и количеством общественного богатства и обеспечиваются «в пределах имеющихся ресурсов».
Экономические, социальные и культурные права - это комплекс прав и свобод, принадлежащих каждому человеку, направленных на обеспечение его физических, материальных, духовных и других жизненных потребностей, при реализации которых человек выступает как член гражданского общества.
Право на образование - одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека.
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека, 1948, ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, 1966, ст.2 Протокола №1, 1952 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950, ст.14 Хартии Европейского Союза об основных правах, 2000.
Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования, -единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе №1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст.2 данного Протокола №1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:
а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),
б) обязанности государства
в области образования и
в) обязанности государства
уважать религиозные и
В Конституции Российской Федерации, 1993 общие вопросы права на образование закреплены в ст.43:
Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного, 3. Каждый вправе на
конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование
в государственном или 4. Основное общее образование
обязательно. Родители или 5. Российская Федерация
устанавливает федеральные |
Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.
Понятие «права и свободы
человека», несмотря на, казалось бы, его
исключительно широкое
Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).
Второе. Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой - признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы есть одновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов своего рода политики и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану.
В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни.
Третье. Притязания могут носить
как естественный, так и социальный характер.
В первом случае они отражают потребности
и интересы, присущие каждому человеку
как биосоциальному существу, во втором
- потребности и интересы, присущие индивиду
как гражданину конкретного государства.
В этом плане становится понятным различие
между правами и свободами человека и
Информация о работе Конституционное право на образование в системе социальных прав человека