Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы
Сегодня данный уровень определен в ст. 19 Закона РФ "Об образовании" — обязательным является основное общее образование. Всем известно, что с таким уровнем образования работа на современной технике невозможна. В лучшем случае оно позволит быть подсобным рабочим (квалифицированных рабочих придется приглашать из-за рубежа).
Эту главную задачу различные политические силы в стране предлагают решить разными способами. Их пять: 1 - оставить существующий уровень обязательного образования, как уже отмечалось (в этом случае закрепляется тенденция отставания страны); 2 - снизить уровень обязательного образования до 4 классов - начальной школы (в этом случае можно значительно снизить расходы государства на образование); 3 - установить в качестве обязательного общее среднее образование; 4 - установить обязательным общее среднее профессиональное образование; 5 - установить обязательным высшее профессиональное образование.
Практически сегодня у государства есть материальные возможности осуществить любое из пяти решений, для этого есть и преподавательские кадры. Мы считаем, что самым предпочтительным является 4-е решение -перейти к обязательному среднему профессиональному образованию с увеличением программы обучения на один год, для изучения правовых основ предпринимательства.
Такой уровень образования позволит гражданину России найти работу, самому создавать рабочие места, основав свое дело, занять достойное место в народном хозяйстве страны.6
3. Экономические гарантии государства на образование
Важнейший фактор экономического,
социального и духовного
В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных
или муниципальных
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г.
Общие вопросы языковой политики
в области образования
Общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования
обеспечивается государством путем
создания системы образования и
соответствующих социально-
Под системой образования понимается совокупность:
- сети реализующих и
образовательных учреждений
- системы преемственных
образовательных программ и
- системы органов управления
образованием и
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст.9 Закона об образовании.
В соответствии с ч.3 ст.43
Конституции государство
Затраты на обучение в имеющих
государственную аккредитацию негосударственных
платных образовательных
Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание а период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
Вместе с тем ст.19 Закона
об образовании устанавливает
Получение основного общего
образования в
По взаимному согласию родителей ( лиц, их заменяющих ) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.
Часть 5 ст.43 предусматривает,
что РФ устанавливает федеральные
государственные
Порядок разработки, утверждения
и введения государственных
Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом ( преимущественно ) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Заключение
Социальная группа населения, связанная с образованием, - одна из самых многочисленных в России.
Право на образование - право всеобщее.
Право на образование - конституционно-социальное право человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом.
Право на образование, как социальное право, предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.
Права - это социальные притязания, предполагающие активную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).
Свободы - социальные притязания, предполагающие, напротив, пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.).
До определенного возраста, до определенной ступени (уровня) системы образования, а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина.
Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей - опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.
Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.
Деятельность самих граждан по осуществлению и защите прав на образование должна осуществляться на основе высокой правовой культуры личности, а также на основе подготовленной к жизни внутренней структуры личности, ее социально-психологического механизма. Последнее обстоятельство накладывает на высшие профессиональные учебные заведения педагогического профиля особую ответственность, поскольку фигура учителя во все времена была ключевой профессией любого общества.
Модернизация российского образования предполагает, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РФ "Об образовании"
3. Программный документ ЮНЕСКО. 1995 г.
4. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб, и доп. - М.: Юристь, 2003
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2001
7. Гусев А.Д., Яскевич Я.С., Гафарова Ю.Ю. и др., под обшей ред. Гусева А.Д. и Яскевич Я.С.. Права человека: Учебное пособие - Мн.: «ТетраСистемс», 2002
8. Иваненко В.А., Иваненко
B.C. Социальные права человека
и социальные обязанности
9. Орловский Ю.П.
10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2003
11. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления - Образование и наука. 2000. № 4
12. Волохова Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование - Право и образование. 2002. № 3
13. Алебастрова И.А. - Конституционное право зарубежных стран.: Учебное пособие.: - М.: Юрайт-М, 2001
14. Лукашева Е.А. - руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук. Общая теория прав человека. М.: Издательство НОРМА, 1996
15. Кряжков В.А. - отв. ред. проф.. Конституционное право субъектов Российской Федерации - М.: ООО «Городец-издат», 2002
16. Сырых В.М. - отв. ред.. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: (Проект. С изменениями и дополнениями) - М.: ИЦПКПС, 2003
17. Кабалкин А.Ю. Социально-экономические права советских граждан (в отраслях цивилистического профиля). - М.: Наука, 1986
18. Смокина А.И. Реализация гражданами СССР конституционного права на образование - Обеспечение прав и свобод граждан в СССР. Сб. статей - Под ред. д-ра юрид. наук Е.Г. Мартынчика. - Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1988
Информация о работе Конституционное право на образование в системе социальных прав человека