Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы
В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
Принципы государственной
- гуманистический характер
- приоритет общечеловеческих
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального
- защита и развитие системой
образования национальных
- общедоступность образования;
- адаптивность системы
- светский характер образования
в государственных и
- свобода и плюрализм в
- демократический,
- автономность образовательных учреждений.
Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:
- уважение человеческого
- свободу совести и информации;
- свободное выражение
- свободное посещение
- получение впервые бесплатного
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, начального
профессионального образования
и на конкурсной основе
- охрану здоровья.
Некоторые права учащихся, отражающие
конституционное право на объединение,
свободу труда в Законе «Об
образовании» раскрываются через введение
запретительных норм. Не допускается
принуждение обучающихся, воспитанников
к вступлению в общественные, общественно-политические
организации (объединения), движения и
партии, а также принудительное привлечение
к деятельности этих организаций
и участию в агитационных кампаниях
и политических акциях. Запрещается
привлекать обучающихся, воспитанников
гражданских образовательных
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:
- учащиеся старше восьми лет
могут создавать общественные
объединения (кроме
- учащиеся образовательных
- учащиеся, не согласные с решением
администрации
- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Согласно п.2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
- бесплатности полного среднего
образования в пределах
- равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;
- получения образования в
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
1) обучения на учебно-
2) обучения в условиях, гарантирующих
защиту прав личности
3) социально-педагогической и
4) бесплатного пользования
2. Доступность и обязательность образования
Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования.
Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в план доступа к образованию.
Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.
Доступность образования
мы рассматриваем в контексте
определенной идеологии. В ней главная
задача общества рассматривается как
обеспечение устойчивого
В п. 3 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" этот принцип получил юридическое закрепление - он сформулирован как общедоступность образования. В ст. 5 этого же Закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности; наличия судимости.
В то же время ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах защиты их здоровья, например по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты интересов общества, например по признакам наличия судимости. Ограничения могут быть установлены только законом (ч. 1 ст. 5 Закона об образовании).
Доступность образования определяется двумя факторами:
- политикой государства в этой сфере;
- уровнем материального благосостояния его граждан.
При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства граждан оплачивать образовательные услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуская его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.
В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании"
государство гарантирует
В то же время в политике государства по этому вопросу существует ряд противоречий.
Первое противоречие состоит в том, что Конституция России в ст. 43 установила общедоступность и бесплатность дошкольного образования, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.
Второе противоречие - Конституция России установила бесплатность лишь основного общего образования - в Законе РФ "Об образовании" говорится о бесплатном общем (полном) образовании.
Третье противоречие - Конституция установила общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования - Закон РФ "Об образовании" говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступности.
Проанализировав государственную политику по этому вопросу, можно сделать следующий вывод - целесообразно устранить названные противоречия, установив бесплатность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования. Видимо, это в большей мере отразит экономическое и социальное развитие страны.
Обязательность образования — это тот его уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства. Он также достаточен; по мнению государства, для:
- формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграции личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества5.
Конституция установила обязательным основное общее образование. Это - уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет согласно Типовому положению об общеобразовательной школе (первая ступень 3-4 года).
Достаточна ли для государства такая база в образовании его граждан? Видимо, нет. Известна закономерность — чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.
Исходя из этих закономерностей целесообразно установить обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько иной основе. Такая обязанность должна быть установлена лишь для тех, кто в состоянии освоить образовательную программу полной средней школы.
Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается — в семье или в дошкольном учреждении.
Главная задача изменения системы образования сегодня состоит в том, чтобы государство, гражданское общество определило, какое образование должно быть обязательным и достаточным для граждан России. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это -главное звено в цепи проблем образования.
Информация о работе Конституционное право на образование в системе социальных прав человека