Конституционное право на образование в системе социальных прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.61 Кб (Скачать)

В России устанавливаются следующие  уровни образования (образовательные  цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст.2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:

- гуманистический характер образования;

- приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности;

- воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного  и образовательного пространства;

- защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства;

- общедоступность образования;

- адаптивность системы образования  к уровням развития и подготовки  обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный  характер управления образованием;

- автономность образовательных  учреждений.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных  программ и типов образовательных  учреждений, может рассматриваться  как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее  образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:

- уважение человеческого достоинства;

- свободу совести и информации;

- свободное выражение собственных  мнений и убеждений;

- свободное посещение мероприятий,  не предусмотренных учебным планом;

- получение впервые бесплатного  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального  профессионального образования  и на конкурсной основе среднего  профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов;

- охрану здоровья.

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об  образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается  принуждение обучающихся, воспитанников  к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и  партии, а также принудительное привлечение  к деятельности этих организаций  и участию в агитационных кампаниях  и политических акциях. Запрещается  привлекать обучающихся, воспитанников  гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области  образования и воспитания:

- учащиеся старше восьми лет  могут создавать общественные  объединения (кроме объединений,  создаваемых политическими партиями  и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;

- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений  и учреждений начального общего  образования, имеют право самостоятельно  или через своих выборных представителей  ходатайствовать перед администрацией  о проведении с участием выборных  представителей учащихся дисциплинарного  расследования деятельности работников  образовательных учреждений, нарушающих  и ущемляющих права ребенка;

- учащиеся, не согласные с решением  администрации образовательного  учреждения, вправе через своих  выборных представителей обратиться  в уполномоченные государственные  органы за содействием и помощью;

- учащиеся могут проводить во  внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;

- учащиеся и их родители (законные  представители) имеют право на  информацию, касающуюся их прав  и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Согласно п.2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от         11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

- бесплатности полного среднего  образования в пределах государственного  образовательного стандарта и  бесплатного образования других  уровней в пределах, установленных  законодательством России;

- равного доступа всех граждан  России к образованию разных  уровней независимо от места  жительства и уровня доходов  семьи;

- получения образования в соответствии  с установленными государственными  образовательными стандартами, гарантирующими  необходимое для общества качество  образования.

Доступность качественного образования  означает также государственные  гарантии:

1) обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;

2) обучения в условиях, гарантирующих  защиту прав личности обучающегося  в образовательном процессе, его  психологическую и физическую  безопасность;

3) социально-педагогической и психолого-педагогической  помощи семье, ранней диагностики  резервов развития ребенка (физических  и психологических);

4) бесплатного пользования учащимися  и студентами фондами государственных,  муниципальных и учебных библиотек.

 

 

2. Доступность и обязательность образования

Важнейшей гарантией права  на образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования.

Одно из них состоит  в увеличении числа учащихся и  сокращении при этом государственных  расходов на образование. Провозглашенное  формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в план доступа к образованию.

Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

Доступность образования  мы рассматриваем в контексте  определенной идеологии. В ней главная  задача общества рассматривается как  обеспечение устойчивого развития человечества, при котором экономический рост подчинен социальному развитию и обеспечивает экологическую устойчивость4.

В п. 3 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" этот принцип получил юридическое закрепление - он сформулирован как общедоступность образования. В ст. 5 этого же Закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности; наличия судимости.

В то же время ограничение  прав граждан на профессиональное образование  возможно в интересах защиты их здоровья, например по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах  защиты интересов общества, например по признакам наличия судимости. Ограничения могут быть установлены  только законом (ч. 1 ст. 5 Закона об образовании).

Доступность образования  определяется двумя факторами:

- политикой государства в этой сфере;

- уровнем материального благосостояния его граждан.

При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства  граждан оплачивать образовательные  услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуская его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" государство гарантирует гражданам  общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального образования, а также (на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В то же время в политике государства по этому вопросу  существует ряд противоречий.

Первое противоречие состоит  в том, что Конституция России в ст. 43 установила общедоступность  и бесплатность дошкольного образования, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.

Второе противоречие - Конституция России установила бесплатность лишь основного общего образования - в Законе РФ "Об образовании" говорится о бесплатном общем (полном) образовании.

Третье противоречие - Конституция установила общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования - Закон РФ "Об образовании" говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступности.

Проанализировав государственную  политику по этому вопросу, можно  сделать следующий вывод - целесообразно устранить названные противоречия, установив бесплатность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования. Видимо, это в большей мере отразит экономическое и социальное развитие страны.

Обязательность образования  — это тот его уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства. Он также достаточен; по мнению государства, для:

- формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества5.

Конституция установила обязательным основное общее образование. Это  - уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет согласно Типовому положению об общеобразовательной школе (первая ступень 3-4 года).

Достаточна ли для государства  такая база в образовании его граждан? Видимо, нет. Известна закономерность — чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.

Исходя из этих закономерностей  целесообразно установить обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько иной основе. Такая обязанность должна быть установлена лишь для тех, кто в состоянии освоить образовательную программу полной средней школы.

Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается — в семье или в дошкольном учреждении.

Главная задача изменения  системы образования сегодня  состоит в том, чтобы государство, гражданское общество определило, какое  образование должно быть обязательным и достаточным для граждан России. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это -главное звено в цепи проблем образования.

Информация о работе Конституционное право на образование в системе социальных прав человека