Конституционное право на образование в системе социальных прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль конституционного права на образование в системе социальных прав человека.
Задачи работы:
1. На основе анализа теоретической литературы по вопросам прав и свобод человека и гражданина определить понятие, содержание, закономерности развития социальных прав и права на образование.
2. Рассмотреть право на образование с точки зрения его естественной природы, с точки зрения его формального закрепления в нормативных актах и с точки зрения общественных отношений, фактически существующих в этой области.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Теоретические основы социальных прав человека на образование
1.1. Теоретические основы социальных прав и свобод человека
1.2. Теоретические основы права на образование в РФ
Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами
2.1. Особенности конституционного права граждан на образование
2.2. Особенности международного права граждан на образование
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.61 Кб (Скачать)

Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

Одно из них состоит  в увеличении числа учащихся и  сокращении при этом государственных  расходов на образование. Провозглашенное  формальное равенство на образование  сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно  связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности  образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением  финансового обеспечения государством даже «своего» - государственного - сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность  образования раскрывается в п.3 ст.2  закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно как общедоступность образования. В ст.5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность  образования в законодательном  (конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.3

 

Глава 2. Сравнительно-правовая характеристика права граждан на образование РФ с другими странами

2.1. Особенности конституционного  права граждан на образование Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Гарантируются общедоступность и  бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные  государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования.

Под образованием подразумевается  процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое  условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Воспитание - создание условий для  развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты.

В современном мире право на образование  рассматривается как одно из фундаментальных  естественных основных прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в  мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать  взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».

Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного  гуманистического значения, лишь закрепила  основные приоритеты, принципы, цели и  задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства - участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип  права на образование был закреплен  как обязательный для государств - членов ООН, ратифицировавших Конвенцию  о борьбе с дискриминацией в области  образования и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также  утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования  в его различных формах (включая  профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

В Пакте были детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства  и должно укреплять уважение к  правам человека и основным свободам должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого  человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

Конвенция о правах ребенка закрепила  общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка  на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности:

- обеспечивать доступность среднего  образования, общего и профессионального,  на бесплатной основе;

- обеспечивать доступность высшего  образования для всех на основе  способностей каждого;

- принимать меры к регулярному  посещению детьми школ, к снижению  числа детей, покидающих школы.

Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования  на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и  перспективность вступившего в  действие с 1 января 2006 г. приоритетного  национального проекта «Образование», первоочередная задача которого - дать отечественной системе образования  стимул к движению вперед.

Для реализации данной задачи в проекте  предусмотрено два взаимодополняющих  подхода. Во-первых, предстоит выявить  возможные «точки роста». Государство  будет стимулировать инновационные  программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, т.е. делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики, чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение  новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих  советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы  и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную  систему более прозрачной и восприимчивой  к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных  учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут  направляться непосредственно в  школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Основными направлениями национального  проекта «Образование» являются:

- стимулирование образовательных  учреждений (вузов и школ), активно  внедряющих инновационные образовательные  программы;

- информатизация образования;

- поддержка инициативной и талантливой  молодежи;

- организация начального профессионального  образования для военнослужащих, проходящих военную службу по  призыву и по контракту;

- формирование сети национальных  университетов и бизнес-школ;

- дополнительное вознаграждение  за классное руководство;

- поощрение лучших учителей;

- поставка школьных автобусов  в сельские территории;

- оснащение школ дотационных  регионов учебным оборудованием.

Образовательные программы подразделяются на два вида:

- общеобразовательные (основные  и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- профессиональные (основные и  дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы реализуются  образовательными учреждениями, которые  по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

К образовательным относятся учреждения:

- дошкольные общеобразовательные;

- профессионального образования;

- дополнительного образования  взрослых;

- специального образования;

- для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей;

- дополнительного образования  детей и др.

Согласно п.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству и рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об  образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Федеральной  программе развития образования  на 2000-2005 гг.

Система российского образования  представляет собой совокупность:

- образовательных программ и  государственных образовательных  стандартов;

- реализующих их образовательных  учреждений независимо от их  организационно-правовых форм;

- органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организаций.

Информация о работе Конституционное право на образование в системе социальных прав человека