Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
Правовое регулирование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юр. средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Предмет – общественные отношения:
а) отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными.
б) отношения по властному управлению обществом.
в) отношения по обеспечению правопорядка.
Способы:
Запрет - обязанность не совершать какие-либо действия, запрещенные правовыми нормами.
Дозволение - это предоставление субъектам права, возможности совершать самим какие-либо активные действия в своих собственных интересах.
Обязывание - это либо пассивное воздержание от каких-либо действий (пассивное обязывание), например остановка водителем автотранспорта на красный свет; либо активное действие (что-то необходимо сделать, выполнить какие-то обязанности, например уплатить налог, штраф и т.д.).
Типы:
1)общедозволительный тип регулирования, основанный на общем дозволении. Формула- дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Разрешен лов любой рыбы, кроме осетровых; и т.д. Нет сомнения, этот тип регулирования не применим к деятельности органов гос. власти, ибо это приведет к вседозволенности и в конечном итоге к безвластию.
2)Разрешительный тип основывается на всеобщем запрете каких-либо действий, деятельности и др. Следует иметь в виду что разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности гос. органов, ибо получается парадоксальная ситуация: гос.орган вынужден был бы обращаться к вышестоящему органу, спрашивая при этом соответствующее разрешение.
3)дозволительно-обязывающий тип регулирования, используемый только в деятельности государственных органов. Его формула такова: для гос. (муниципальных) органов дозволено только то, что прямо предписано законом.
Многие авторы предлагают выделять три стадии:
1)разработка и принятие НПА. Это так называемое формирование нормативной основы правового регулирования. Здесь правовое регулирование имеет общий характер, а юридический эффект в большей степени сводится к правовому воздействию;
2)возникновение правоотношения .Особенность данной стадии в конкретизации норм права, их привязки к конкретной жизненной ситуации. Нормы права имеют общий характер, появившийся юридический факт не только "привязывает" ее содержание, но и наполняет его, обогащает (например, достижение лицом определенного возраста; изобретение; рационализаторское предложение и т.д.);
3)реализация правовых норм.
Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей еще не свидетельствует о юридическом эффекте, о желательных или неизбежных юридических последствиях, например, достижение определенного возраста предоставляет право на пенсионное обеспечение, право на обучение в вузе, право на трудоустройство, право на вступление в брак и т.д.; изобретение и рационализаторское предложение дает лишь право на признание за соответствующим субъектом права на интеллектуальную собственность. Для того чтобы эти права стали реальностью, их необходимо реализовать.
Реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей может быть непосредственной или с помощью правоприменения.
Непосредственная реализация не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий, например, со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Скажем, покупая что-либо в магазине, после оплаты покупки лицо автоматически становится ее собственником. Тем самым субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший вещь стал собственником). Другими словами, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено. Однако в определенных случаях требуется властное вмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов для наступления соответствующих юридических последствий. Речь идет о правоприменении как особой формы реализации права, которое состоит в разрешении юридического дела и вынесении конкретного решения.
Во-первых, это случаи, когда соответствующие юридические отношения не могут возникнуть без вмешательства государства, например, приказ ректора о зачислении на первый курс; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии; решение компетентного органа о выдаче свидетельств на изобретение или рационализаторское предложение.
Во-вторых, это случаи, когда возникает спор о праве, например, на собственность. В этом случае лицо вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Решение суда о признании права собственности в этой части является завершающей стадией правового регулирования.
В-третьих, это случаи правонарушения и привлечения субъектов права к юридической ответственности, что также невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т.д.).
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»