4.Методы правового
регулирования аграрных правоотношений.
В науке хозяйственного права существует широкий взгляд
на метод правового регулирования, который
представляет его в качестве единого метода
правового регулирования в данной отрасли,
состоящего из взаи модействующих элементов:
дозволение, предписание, запрет. Но есть
и иная пози ция- в хозяйственном праве
используется несколько методов правового
регули рования: обязательных предписаний,
автономных решений, рекомендаций.
Особенности метода право
вого регулирования характе ризуют
следующие элементы: - основания
возни кн овения прав и обязаност ей участников правоотно
шений; - способы взаимосвяз и прав и обязанностей
участн иков правоотношений; - хара ктер
юр средств обеспечения прав и обязанностей
в правоотношении На этом основании в
общей теории принято выделять два основ
ных метода регулирования: диспозитивный
и импера тивный.
8.Цели и принципы
государственного регулиро вания
развития агропромы шленного
комплекса и сельских территорий
Целями государственного
регулирования развития агропромышленного
комп лекса и сельских территорий являются:
1) развитие социальной
и инженерной инфраструктуры
сельских территорий и обеспечение
сельского насел ения благоприятными
условиями жизни;
2) обеспечение продоволь
ственной безопасности государства;
3) обеспечение устойчивого
экономического и социального развития агропромышленного
ком плекса и сельских территор
4) создание экономических
условий для производства конкурентоспособной
сельскохозяйственной продукции
и продуктов ее переработки.
Гос регулирование развития
агропромышленного компл екса и сельских территорий осуществляется
в соответ ствии со следующими принципами:
1) приоритетн ости развития агропромыш
ленного комплекса и сельск их территорий,
имеющих потенциал экономического роста;
2) экологической безопасности деятельности
агропромышленного комп лекса и проживания
жителей в сельских населенных пунктах;
3) развития оптимальных форм взаимодействия
субъектов агропромышленного комплекса.
^ 10.Система органов,
осуществляющих регулирование сельского
хозяйства.
17.Государственное регули
рование агропродовольстве нных рынков.
Государственное регулиро
вание агропродовольствен ных рынков
в целях обеспеч ения продовольственной
безопасности и поддержки отечественных
сельскохозя йственных товаропроиз
водителей осуществляется посредством:
1) проведения закупочных операций и ценовых интерве
нций;2) защиты внутреннего рынка методами
таможенно-тарифного, нетарифного регулирования;
2. В целях стабилизации
рынка сельскохозяйственной продукции
государство осуществляет закупочные
операции и ценовые интервенции.
3. Порядок и объемы
осуще ствления закупочных опера
ций и ценовых интервенций
определяются Правительс твом
РК. Перечень специализ ированных
организаций, осуществляющих закупочные
операции и ценовые интерв
енции, а также размер их
вознаграждения утвержд аются Правительством РК.
4. Не допускается осущест
вление ценовых интервенций по
продукции растениевод ства в
период уборки урожая.
5. Методика определения
среднегодовой рыночной цены
на сельскохозяйств енную продукцию,
сложив шейся за предыдущий
кале ндарный год, а также уровень фиксированных
цен на зак упаемую и реализуемую сельскохозяйственную
продукцию утверждаются уполномоченным
органом в области развития агропром ышленного
комплекса.
^ 22. Основные направления
государственной поддерж ки.
Государственная поддержка производства сельскохозя
йственной продукции, устой чивого развития
сельских территорий осуществляется по
следующим основным направлениям:
1) обеспечение доступности
кредитных ресурсов для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, прои зводящих сельскохозяйст венную продукцию,
осущест вляющих ее переработку и оказывающих
соответст вующие услуги граждан, ведущих
личное подсобное хозяйство, крестьянских
(фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных
потребительских кооперати вов;
2) развитие системы страхова ния рисков в сельском
хозяй стве;
3) развитие племенного
животноводства;
4) развитие элитного
семеноводства;
5) обеспечение производства
продукции животноводства;
6) обеспечение закладки
многолетних насаждений и уход
за ними;
7) обеспечение обновления основных средств
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий
по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого
развития сельских террито рий,
в том числе строительс тво
и содержание в надлежа щем
порядке связывающих населенные пункты автомоб
ильных дорог;
10) предоставление консуль
тационной помощи сельско хозяйственным
товаропрои зводителям, подготовка
и переподготовка специалистов
для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение
при реализации государственной аграрной политики.
^ 27. Правовое положение
личных подсобных хозяйств граждан.
личное подсобное хозяйство
- форма предприниматель ской деятельности
по произ водству и переработке
сельскохозяйственной продукции. Личное
подсоб ное хозяйство, как и фермер ское, ведется гражданином либо
индивидуально, либо совместно членами
его семьи. Однако в личном и подсобном
хозяйстве нет членства, процедуры вступления
и выхода из хозяйства, отсутствует глава
хозяйства. Право па ведение личного подсобного
хозяйст ва имеют дееспособные гр, которым
земельные участки предоставлены или
которыми земельные участки приобрете
ны для ведения личного подсобного хозяйства.
При этом граждане вправе осуще ствлять
ведение личного подсобного хозяйства
с момента гос регистрации прав на земельный
участок. В случае же прекращения прав
на земельный участок, на котором ведется
личное подсобное хозяйство, ведение хозяйства
прекращае тся.
^ 32. Правовое регулиров
ание оплаты труда и распределения
доходов в сельскохозяйственных
организациях.
52.Система органов
регулирования и управления сельским
хозяйством.
58.Система органов
осуществленных гос контроль
а агропром производстве.
^ 64.Система органов
управления агропромышленного производства.
69 Предпринимательство:
понятие и роль в условиях рыночных отношений. Предпринимательство
есть способ хозяйствования, который в
результате многовековой эволюции утвердился
в экономике развитых стран. Первонача
льно предпринимателями называли предприимчивых
людей, действующих на рынке, или просто
людей энергичных, азартных, склонных
к рискованным операциям. В дальнейшем
к предпринимательству стали относить
любую деятельно сть, направленную на
увеличение прибыли и не запрещенную законом.
Предпринимательство развивалось сложно,
сопрово ждалось и сопровождается бесконечным
процессом возникновения и разрешения
многочисленных противоре чий.
^ 74 Внешне хозяйственные
аграрные правоотношения и их
подвиды
79 Принципы государствен
ного регулирования сельскохозяйственным
производством. Очень важным фактором
формирования рыночной экономики является
необход имость всесторонней поде ржки
сельского хозяйства. Одним из способов
решения этой проблемы мог бы быть путь
законодательного закре пления принципов
его госуда рственного регулирования.
Как принято считать, этими принципами
являются осново полагающие идеи, правила,
требования, которым должна соответствовать
действую щая система сельскохозяйс твенного
законодательства в взаимоотношениях
с субъек тами государственной власти
и хозяйственными партнера ми. Такие принципы,
как правило, отображены в дейст вующей
правовой системе: одни из них непосредстве
нно, прямо и целенаправлен но зафиксированы
в право вой норме, другие необходи мо
выводить из общего направления правового
регулирования взаимоотноше ний субъектов
сельскохозяй ственного производства
с другими субъектами, третьи закреплены
в локальном законодательстве, наконец
четвертые, хотя и не нашли конкретного
и четкого отражения в законодатель стве,
однако являются идея ми, которые проходят
через систему законов и норм и -дают возможность
определен ного направления в формир овании
хозяйственных огнош ений, являются способами
их позитивного регулирования. Принципом
является прежде всего создание равных
условий для развития всех форм собственности;
. Свобода предприниматель ской деятельности;
Принцип взаимодействия и взаимосо гласованности
деятельности всех предприятий агропромы
шленного комплекса.
62.Соотношения аграрного права с другими
отраслями права. Аграрное право как систе
матизированная отрасль регулирует определенную
группу комплексных общественных отношений
и представляет собой, таким образом, комплексную
интегрированную отрасль права. Она связана
с гражданским, администрати вным, трудовым,
земельным и другими отраслями права,
без которых невозможно регулирования
комплекса аграрно-договорных отношений,
регламентация создания и регистрации
аграрных предприятий.
^ 63.Конституция РК
основной источник аграрного
права. Конституция РК- основной
источник аграрного права.Нормы
содержащиеся в Конституции РК
и имеющие определяющее значение для организации
и деятельности сельскохозяйс твенных
коммерческих организаций, могут быть
подразделены на: - устанавливающие права
и свободы граждан в сфере предпринимательской
деятельности; - определяю щие формы и
виды собственности, в том числе на землю
и другие природные ресурсы; - регулирующие
трудовые отношения; - устанавливаю щие
систему государствен ных органов, их
компетенц ию, в том числе в сфере природопользования
и охраны окружающей среды.
^ 68 Защита прав сельскохозяйственных предприятий. Споры, возникающие в связи
с применением земельного законодательства,
весьма разнообразны. В зависимости от
предмета спора их можно разделить на
три группы: - земельные (когда оспариваются
права на землю); - земельно-имущественные
(споры о земле и об имуществе, как правило,
о компенсации вреда); - имущественные
(без претензий на землю). Половину дел
в судах соста вляяют земельные споры
по поводу отказа в предоставле нии земельных
наделов для ведения крестьянского хозяйства
лицам, выходящим из колхозов и совхозов.
Поскольку эти лица еще не приобрели статус
фермера, споры рассматриваются в общих
судах. Суды принима ют к рассмотрению
иски о праве на землю только при отказе
компетентным органам в предоставлении
земельного участка. Заявления рассматриваются
в порядке искового производ ства, как
споры о праве гражданском, о признании
права на конкретный земель ный участок.
Ответной стороной в споре выступает районная
администрация (районный Совет), а колхоз,
совхоз привлекаются к участию в деле
на стороне ответчика в качестве третьего
лица ( ГПК). Большую роль в защите прав
членов сельскох озяйственных кооперативов,
рабочих и служащих, ферм еров играют суды.
Поэтому необходимо уделить должное внимание
деятельности судов, особенно районных,
в защите прав и законных интересов тружеников
сельскохозяйственного производства.
Специфика правового регулирования защиты
прав и интересов проявляется не только
в нормах аграрного права, но и в правах
и обязанностях сельскохозяйственных
предприятий и предпринима телей, составляющих
содержание правоотношений в этой области.
^ 73 Содержание аграрных
правоотношений. Аграрные отношения
— это социально-экономические
взаимоотношения между всеми
хозяйствующими в обществе субъектами
по поводу воспроизводства сельскохозяйственной продукции. В отличие от средств производства
других отраслей, являющихся результатом
труда прошлых периодов, т.е. овеществлен
ым трудом, земля — продукт природы. Она
— невоспроизв одимое средство производ
ства, не может перемещаться, т.е. физически
неподвижна, ее количество ограниченно.
Кроме того, особенность земли как средства
произво дства состоит в том, что она биологически
участвует в процессе производства. Поэтому
результаты труда в сельском хозяйстве
во многом зависят от естествен ого плодородия
почвы. Земельные участки различны по
плодородию, что обусловл ивает дифференциацию
в продуктивности земли, различия в издержках
производства и цене земельных участков.
Особенностью сельского хозяйства является
и то, что предметы труда здесь — живые
организмы (растения и животные), предполагающ
ие наличие особых професс иональных знаний
и отношен ий к этим предметам труда, также
подверженным влиянию природно-климатических
условий. Основными элементами аграрных
правоотношений являются: субъекты правоотношения;
объекты правоотношения; содержание правоотношения;
основания возникновения, изменения или
прекращения правоотн ошений (юридические
факты). Содержание аграрных правоотношений
составляют права и обязанности его субъектов.
Объем прав и обязанностей определяется
нормативными правовыми актами и зависит
от совокупности общественных отношений,
участниками которых они становятся, а
также от правового статуса самого субъекта
^ 78 Правовой режим
земельных участков предоставленных
для ведения ЛПХ. Земельные
отношения по поводу ведения личного подсобного
хозяйства регулируются нормами ЗК РК
. Личное подсобное хозяйство является
особой формой предприниматель ской деятельности
граждан по производству и переработке
сельскохозяйств енной продукции.Личное
подсобное хозяйство (ЛПХ) ведется, как
правило, члена ми одной семьи, но может
вестись и отдельным гражданином. Право
на полу чение земельных участков для
ведения личного подсобного хозяйства
имеют все совершеннолетние и дееспособные
граждане, постоянно проживающие в сельской
местности. Гражданам, постоянно проживающим
в городах и поселках городского типа,
земельные участки, находя щиеся в государствен
ной или муниципальной собстве нности,
могут предоставлят ься для этих целей
только при наличии свободных земель.
Гражданам, занима ющимся личным подсобным
хозяйством, предоставлено право использовать
имеющ иеся на земельном участке общераспространенные
полезные ископаемые, а также торф, лес,
водные объекты для различных внутрихозяйственных
нужд. Основной обязанностью правообладателей
этих участков является рациона льное
и эффективное использование земли с учетом
природоохранных требований. Несоблюдение
этих обязанностей может послужить основанием
для принудительного изъятия земельного
участка .Земел ьный участок, предоставлен
ный для ведения личного подсобного хозяйства,
может быть в установленном порядке изъят
(выкуплен) для государственных или муници
пальных нужд при условии согласия на
это собственника земли и возмещения ему
в полном объеме ее стоимости по договорной
цене, а также всех убытков, включая упущенную
выгоду.Органам государственной власти
и органам местного самоуправ ления рекомендуется
оказыв ать поддержку гражданам, ведущим
ЛПХ, по вопросам переработки и сбыта продук
ции, формирования инфрастр уктуры обслуживания.
5. Принципы АП.
Принципы агарного права
- это основные руководящие идеи,
определяющие направ ления и характер
правового регулирования аграрных
отношений. Основными принципами (они
же являю тся юр гарантиями) правов
ого регулирования аграрных отношений
в настоящее время являются:
· свобода аграрного
предпринимательства и добровольность
выбора форм хозяйствования;
· плюрализм
форм собств енности и форм хозяйств
ования на селе;
· равенство
субъектов аграрного предпринимат
ельства и равная правовая защищенность различных форм собственности
в агропромышленном комплексе;
· приоритет
развития агропромышленного компл
екса;
· государственная
поддержка АПК;
· право
граждан на полноценное питание;