^ 71 Государственное регулирование
в области карантина растений.
Гос регулирования в области карантина растений осуществ
ляется Правительством РК, уполномоченным
органом и его территориальными органами.
Положение об уполномоченном органе, Правила
по охране территории Республики Казахстан
от карантинных объектов (далее - Правила
по карантину растений) и перечень карантин
ых объектов, борьба с которыми осуществляется
за счет бюджетных средств, утверждаются
Правительством Республики Казахстан.
Должностные лица уполномоченного органа
и его территориальных органов с пограничными
пунктами и постами на границе, непосредс
твенно осуществляющих контроль по карантину
растений, являются государст венными
инспекторами по карантину растений и
обеспечиваются форменной одеждой в порядке,
установл енном законодательством Республики
Казахстан. Положение о государственных
инспекторах по карантину растений утверждается
уполномоченным органом. Право на занятие
должности государственного инспектора
по карантину растений имеют граждане,
отвечающие квалификационным требованиям,
установленным уполномоченным органом
в соответствии с законодательс твом Республики
Казахстан о государственной службе.В
государственную систему обеспечения
карантина растений Республики Казахстан
входят:1) уполномоченный орган и его территориальные
органы с пограничными пунктами и постами
на границе;2) государственные карантинные
учреждения, создаваемые по решению Правительства
Республики Казахстан, - республиканская,
зональные и пограничные карантинные
лаборатории, интродукционно - карантинные
питомники;3) республиканские государствен
ные предприятия по обеспечению карантина
растений с фитосанитарными лабораториями
и фумигацио нными отрядами.
^ 76 Аграрные отношения
как объективная реальность. Наука
аграрного права — одна из
специальных отраслей юри дической
науки. Ее предметом являются теории, представле ния и идеи, в которых
отражае тся аграрное право как объект
ивная реальность, сложившая ся на основе
объединения взаимосвязанных норм, соста
вляющих комплексную отра сль права. Правовые
нормы, составляющие аграрное право, правовая
наука изучает как целостную органическую
сис тему, связанную внутренним единым,
юридическим содерж анием, для которой
характерна дифференциация по правовым
институтам и иным структу рным подразделениям.
Право вая наука изучает также практ ику
применений аграрного законодательства
органами государственной власти и органами
местного самоуправ ления, сельскохозяйственными
предприятиями и объединен иями, органами
юстиции, судов и прокуратуры .Аграрно-правовая
наука прошла этап осмысления кардинальных
проблем, относящихся к раскр ытую сущности
и основных принципов организации право
вого регулирования аграрных отношений.
Многочисленные дискуссии по важнейшим
теоретическим проблемам формирования
аграрного (сельскохозяйственного) права
позволили сформулировать основные понятия
этой новой отрасли права, более четко
определить предмет и систему аграрного
права, системообра зующие факторы его
формиров ания, источники и принципы, а
также основополагающие институты самого
аграрного права. Было убедительно показано,
что оптимальное правовое регулирование
аграрных отношений может быть достигнуто
только при полном учете всех особенно
стей сельского хозяйства, прежде всего
многоукладности организационно-правовых
форм сельскохозяйственного производства,
базирующегося на многообразии форм и
видов собственности.Произошли изменения
в методике аграрно-правовых исследований.
Активнее стали использоват ься методы
сравнительного правоведения, конкретные
социологические исследова ния. Материалы
исследований юристов-аграрников изучаю
тся и обобщаются экономис тами, философами,
социологами.
2. Понятие источников
Аграрного права РК их классификация.
7.Понятие и общая
характ еристика государственного
регулирования сельского хозяйства.
Государственное регулирова ние
– это целенаправленное, регламентированное законно дательством воздействие
гос органов (должностных лиц) на участников
аграрных правоотношений с целью обеспечения
устойчивого развития сельскохозяйстве
нного производства. Гос регулирование
сельского хозяйства рассматривается
чаще всего как воздействие со стороны
государства на систему аграрного предпри
нимательства, функциони рующую преимущественно
на рыночной основе с прим енением методов
эконом ического регулирования (цен, налогов,
кредитов, пошлин), а в случае необходимости
и административных методов управления
сельским хозяй ством (государственных
заказов, квот, лицензий и др.)к элементам
гос регулиро вания относят также приня
тие законов и других норм ативных актов,
регулирующ их аграрные отношения, осуществление
мер гос поддержки сельского хозяй ства,
создание системы и определение компетенции
органов управления в данной сфере. К основным
направле ниям гос регулиров ания сельского
хозяйства относятся:
• реализация аграрной реформы;
• регулирование ценообразования, кредитования,
расчетов и страхования в сельском хозяйстве;
• формирование экономико-правового механизма
государственной поддержки сельскохозяйственного
производства;
• обеспечение развития социальной сферы
села и аграрной науки
14.Компетенция местных
представительных органов (маслихатов) и местных исполнительных
органов (акиматов) в области государственного
регулирования развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий.
В компетенцию местных
представительных органов (маслихатов)
областей (города республиканского значения, столицы) входят:
1) утверждение планов,
эконо мических и социальных
прог рамм развития агропромы
шленного комплекса и сель
ских территорий;2) утвержде ние
местного бюджета на соответствующий
финансо вый год с предусмотрением
в нем необходимых объемов финансирования мероприя тий в
сфере агропромыш ленного комплекса и
сельс ких территорий;3) заслушива ние
отчетов руководителей местных исполнительных
органов по вопросам развития агропромышленн
ого комплекса и сельских территорий.
В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов)
областей (города республиканского значения,
столицы) входят:1) разрабо тка и представление
на утвер ждение местных представите льных
органов (маслихатов) региональных программ
развития агропромышленн ого комплекса
и сельских территорий, ведение монито
ринга их реализации;2) орган изация оптовых
рынков по торговле продукцией агропр
омышленного комплекса;
3) проведение мониторинга
цен и рынков продукции агропромышленного
компл екса; 4) организация работы
комиссий по определ ению участников программ закупа
сельскохозяйственной продукции;5) организация
работы по распространению инновационного
опыта в области агропромышленного комплекса;
^ 20.Государственные, отраслевые
(секторальные) и региональные программ
мы поддержки и развития малого предпринимательс тва.
Государственная поддержка
малого предпринимательства осуществляется
на основе гос, отраслевых (сектораль
ных) и региональных программ и представляет
собой комплекс мер, направл енных
на развитие и поддерж ку малого
предприниматель ства.
2. Гос, отраслевые (сектораль
ные) и региональные программмы
поддержки и развития малого
предпри нимательства разрабатыва
ются для обеспечения производства
конкурентосп особной продукции,
а также оказания финансовой,
учебно - методической помощи субъектам малого предприни
мательства в сферах иннова циионной,
образовательной деятельности, финансового
и правового консалтинга. Государственные,
отраслевые (секторальные) и региональн
ые программы поддержки и развития малого
предприн имательства включают:
предложения по совершенств
ованию нормативной правов ой базы;приоритетные
виды деятельности малого предпри нимательства;
меры по фор мированию инфраструктуры
поддержки малого предпри нимательства;
меры по кредитно - финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательст
ва;меры, направленные на вовлечение в
частное предпр инимательство социально
незащищенных слоев населения; меры, направлен
ные на стимулирование пере дачи крупными
промышлен ными организациями части бизнеса
субъектам малого предпринимательства,
а также закупки у них непро фильных сопутствующих
видов деятельности; меры по пропаганде
государственной политики по поддержке
малого предпринимательст ва; другие меры,
связанные с реализацией государственной
политики по поддержке, развитию и защите
малого предпринимательства.
^ 25. Правовое положение
производственных кооперативов.
Производственный кооператив
— добровольное объединение граждан
на основе членства для совмес тной
производственной или иной хозяйственной
деятельн ости, основанной на их личном трудовом и
ином участии и объединении его членами
(участниками) имущественных паевых взносов.
Основными видами деятельности являются
произ водство, переработка, сбыт промышленной,
сельскохо зяйственной и иной продук ции,
выполнение работ, торго вля, бытовое обслуживание.
Юр лица, являясь членами производственного
коопера тива, могут участвовать в его
деятельности посредством выполнения
каких-либо работ или услуг. Учредите льным
документом производ ственного кооператива
высту пает устав, утверждаемый общим
собранием его членов.
В производственном коопера
тиве не создается уставный капитал,
а находящееся в его собственности
имущество делится на паи его
членов. Высший орган управления кооператива
— общее собрание его членов.
Член кооператива имеет один голос при принятии
решений общим собранием Производс твенный
кооператив по едино гласному решению
его
члено в может преобразо
ваться в хозяйственное товарищество
или общество.
В кооперативе с числом
членов более пятидесяти может быть создан наблюю дательный совет, который
осуществляет контроль за деятельностью
исполнитель ных органов кооператива.
Исполнительные органы осуществляют текущее
руководство деятельностью кооператива.
^ 30. Правовое регулирова
ние трудовых отношений в сельском хозяйстве. Отношения, связанные с применением
труда в аграрном секторе экономики, именуют
аграрно-трудовыми. Будучи урегулированными
нормами права, они становя тся правоотношениями.
Эти правоотношения выделяются по субъектному
составу и сфере функционирования: одной
из сторон этого правоотношения всегда
выступает юридическое лицо или индивидуальный
предпр иниматель, осуществляющие деятельность
в сельском хозяйстве. Сельскохозяйст
венный труд отличается от всех других
тем, что он находится в непосредствен
ной зависимости от законов природы, биологических
процессов, климатических изменений, и
это нужно учитывать. Сезонный характер
работы, иррегуля рный режим труда, суммиро
ванный учет рабочего времени, особые
требования к охране труда – все это особенности
регулирования трудовых правоотношений
в аграрном секторе. Правовое регулирование
трудовых отношений в сельском хозяйстве
осуществляется тремя способами: 1)
отноше ния работника и предприя тия, возникающие
на основе трудового договора, регулиру
ются законодательством о труде; 2)
отношения работ ника и
предприятия на основе
членства в хозяйст венном
товариществе, сельскохозяйственном
кооперативе, регулируются аграрным законодательством
и учредительными документами товарищества,
кооператива;3) трудовые отношения
в крестьянском хозяйстве определяются
и регулируются Законом о крестьянском
(фермерском) хозяйстве. Продолжитель
ность рабочего времени и порядок ее определения
устанавливается в соответствии с законодатель
ством о труде, уставами и правилами внутреннего
распорядка. Работники сельского хозяйства
имеют право на выходные и праздничные
дни, ежегодный оплачиваемый отпуск Субъектами
трудовых правоотношений являются работник
и работодатель.
^ 50.Правовое регулирование
налогообложения в сельском хозяйстве. Налогообложение
в сельском хозяйстве тесно связано с
принципами финансовой, и в том числе налоговой
поли тики государства в отношен ии этой
отрасли экономики. Основным приз наком
особого, аграрного, субъекта налогообложения
является его участие в производстве,
переработке, хранении или реализации
сельхозпроду кции.Объект налогообложен
ия — земля. При взимании налога за земли
сельскохозя йствен ного назначения Закон
различает две группы налогоплательщиков.
В первую входят крестьянские (фермерские)
хозяйства, межхозяйственные предпри
ятия и организации, коопера тивы и другие
сельскохозяйс твенные предприятия. С
них взимается только земель ный налог.
Все остальные налоги по отношению к ним
не применяются. Плата за землю в сельском
хозяйстве выступает в двух формах: земельный
налог и арендная плата. Цель земельного
налога - обеспечение рацион ального использования
и формирование бюджета для социальных
нужд территорий. Ставка налога устанавливаются
в расчете на 1 га и дифференцируются по
качеству и местоположению земель в зависимости
от балла бонитета.
^ 56.Методы и формы
гос управления сельского хозяйства.
Под методами гос регули рования
понимается совокупность определен
ных способов воздейст вия
на всех участников агр правоотношений со стороны органов гос власти
в процессе реализ ации этими органами
возложенных на участн иков аграрных правоот
ношений задач и функ ций. Выделяют нескол
ько методов гос регулирова ния сельского
хозяйства. Основными являются экономические
и администр ативные. Использование админист
ративных методов воздействия связано
с осущ ествлением контроля за соблюдением
сельскими това ропроизводителями зако
нодательства, необходим остью обеспечения
рацио нального использования земли, других
природных ресурсов, качества с/х сырья
и продовольствия и т. п. Административные
методы представлены методом прямых предписаний
и запретов со стороны государства по
отношению к участникам аграрных правоотношений.
Важное значение имеют и другие методы
государственного регулирования сельского
хозяйства: убеждения, дозволения, метод
прямых предписаний, рекомендател ьный.Формы
непосредствен но выражают действия государственных
органов по регулированию сельскохозя
йственными предприятиями, структуру
их деятельности и основы ее реализации.
К основным формам деятельно сти государства
относят правотворческую, правопр именительную,
правоохрани тельную, организационную
деятельность. Все формы деятельности
органов государственного регулиров ания
в области сельского хозяйства взаимозависимы,
только их комплексное использование
позволяет оптимально решать задачи, которые
возникают перед сельскохозяйственным
товаропроизводителем, рационально использовать
имеющиеся юр способы.
^ 61.Система аграрного
права. Структуру аграрного права
составляют правовые институты и нормы .Научно обоснованное
расположение аграрно-правовых институтов
в соответствии с их ролью в регулировании
аграрных отношений составляет систему
аграрного права. Разделение аграрного
права на институты осущес твляется на
основе аграрного и иного законодательства.
Практически все институты аграрного
права являются комплексными, как и отрасль
в целом .Система аграрного права состоит
из Общей и Особенной части. К Общей части
относятся институты, характеризующие:1)
госуда рственное регулирование сельского
хозяйства;2) правовое регулирование социальных
отношений на селе;3) правовые основы аграрной
реформы;4) правовое положение сельскохозяйственных
организаций;5) правовое положение крестьянских
(фермерских) хозяйств;6) правовое положение
личных подсобных хозяйств граждан. В
Особенную часть включе ны институты,
определяющ ие:1) правовой режим имущества
сельскохозяйств енных организаций;2)
права и обязанности сельскохозя ственных
организаций по использованию земли и
других природных ресурсов;3) особенности
правового регулирования в сельском хозяйстве:а)
финна нсовых отношений;б) трудов ых отношений;в)
договорных отношений;4) право предпри
нимательской деятельности (в том числе
по отраслям сельского хозяйства – в области
семеноводства, племенного дела, ветерина
рного дела, селекционной деятельности);5)
ответствен ность за нарушения аграрного
законодательства.