Россия в Шанхайской организации сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Шанхайская организация сотрудничества, созданная в июне 2001 года, объединяет такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Названные государства придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Задачей ШОС также является укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества. ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран. Цель работы – рассмотреть Россию в Шанхайской организации сотрудничества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Шанхайская организация сотрудничества 5
1.1. Понятие, образование, цели ШОС 5
1.2. Направления сотрудничества 10
1.3. Меры активизации деятельности Шанхайской организации сотрудничества 15
2. Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России 20
2.1. Проблемы безопасности. Расширение ШОС 20
2.2. Возможности экономического и гуманитарного сотрудничества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Михеева.Курс.Россия в ШОС. 54%.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Также по инициативе России в ШОС в 2009 году была создана экспертная группа, занимающихся миграцией для разработки концептуальных подходов к решению проблемы. Как сказал спецпредставитель России при ШОС Л.Моисеев, - миграционной проблемой ШОС занимается в пионерском порядке, мы просто вовремя почувствовали проблему, которая неизбежно должна была возникнуть во взаимоотношениях стран ШОС[16]. Так миграционные потоки стран ШОС идут прежде всего в Россию, Москва может выступить локомотивом в формировании механизма регуляции миграции и созданию центра данных рабочих мест в России.

Развитию гуманитарного  пространства будет способствовать и активизация информационной работы ШОС со СМИ, использование Интернет-пространства. К сожалению, жители стран членов ШОС не знают о текущей деятельности ШОС, в странах наблюдателей могут вообще ничего не знать о ШОС. Прежде всего, ШОС и ее представитель в лице генерального секретаря должна выступать с заявлениями по широкому кругу международных проблем на континенте, а ведущие газеты стран ШОС публиковать их.

Так же должна повыситься эффективность работы официального сайта ШОС. Который должен представлять не только официальную информацию, но и информационно-аналитические материалы на всех языках членов и наблюдателей ШОС как это делают сайты ООН и НАТО.

России удалось создать  русскоязычный информационный портал о деятельности ШОС и проблемах  стран членов и наблюдателей –  ИнфоШОС.ру. Данный портал должен предоставить доступ к своему информационно-аналитическому журналу ИнфоШОС (который должен публиковаться на русском, китайском и англиском языках) в свободном доступе, выполняя тем самым огромную информационную роль в обществе и экспертном сообществе и политических кругах региона и мира.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ШОС пускай и неформально  становиться форумом обсуждения важнейших проблем евразийской  безопасности. Даже генеральный секретарь  НАТО Яап де Хооп Схеффер в Астане, куда он прибыл для участия в форуме безопасности Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) заявил, что считает Шанхайскую организацию сотрудничества очень интересной в плане обеспечения безопасности всего региона.

В доказательство можно  упомянуть то, что в ШОС благодаря  России стали обсуждаться вопросы  безопасности, не относящиеся напрямую к государствам членам организации: ядерная программа КНДР, грузино-осетинский конфликт, нормализация отношений между Исламабадом и Кабулом, Нью-Дели и Исламабадом.

Формирование ШОС полноправной организацией безопасности и разрешения конфликтов важно и потому что в Центральной Евразии нет организации, которая занималась бы проблемами безопасности. ООН на сегодняшний день не способна решать проблемы всех регионах мира. Не играет ООН ведущей роли и в афганском урегулировании. Россия посредством ШОС начинает становиться посредником в разрешении конфликтов, усиливая свое влияние в организации.

Также посредством ШОС  необходимо продолжать активное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом  и наркотрафиком, вовлекая Пекин  в военное сотрудничество с Москвой, втягивая его в механизм консультаций и согласования, используя его ресурсы, контролируя его политику.

Дабы не соперничать  с ОДКБ в перекликающихся сферах ШОС должна заниматься широким кругом региональных проблем безопасности и конфликтов в регионах, примыкающих к региону ШОС. Занимаясь, прежде всего безопасностью на подступах и на границах с Центральной Азией. ОДКБ же будет по-прежнему заниматься чисто центральноазиатскими вопросами безопасности.

Стоящий перед ШОС  вопрос расширения организации также окажет воздействие на будущее развитие. Вступление новых членов привнесет в ШОС новые проблемы, прежде всего проблемы безопасности. Однако для того чтобы не потеряться в активности Китая, Россия должна способствовать расширению ШОС и использовать разрешение проблем расширения в повышении своей роли в ШОС.

Соединенные Штаты, интересуясь  работой ШОС и возможностью включения  в состав наблюдателей, хотят использовать это для снижения ее роли и контролирования  за стратегическим союзом России и  Китая. Исходя из этого, сотрудничество с США и НАТО должно строиться на основе взаимных интересов. Главной проблемой обоих структур является Афганистан, включение США или НАТО в Контактную группу ШОС-Афганистан или в отдельный Совет ШОС-НАТО/США должно активизировать сотрудничество, разрешение проблемы Афганистана и повысить значение России в организации.

Чтобы иметь возможность  контролировать экономические устремления  Китая в Центральной Азии России необходимо активнее предлагать собственные  экономические проекты в тех областях, которые интересуют Россию. Поддерживать многосторонние проекты в сфере экономики через инвестирование посредством ДС и МБО, тем самым снижая двустороннюю активность Пекина в регионе, привлекая его использовать структуры и возможности ШОС.

В гуманитарной сфере Россия достаточно успешно действует и для расширения своего влияния необходимо продолжать предлагать новые программы в сферах образования, культуры в рамках уже существующих механизмов Университета и Молодежного совета ШОС. Стратегической задачей становиться необходимость создания грантового фонда ШОС в сфере гуманитарного сотрудничества, вопросы финансового обеспечения которого мог бы взять на себя Деловой совет ШОС.

Формируется новый мир, в котором при сохраняющихся  глобализационных процессах проводится политика по регионализации мира и распределению сфер ответственности. Негативные тенденции глобализации и глобальной политики, протекающие в мире инициируют формирование региональных и межрегиональных объединений и групп стремящихся минимизировать негативное влияние мировой экономики и глобальной политики США на ограниченном региональном пространстве.

Создание и работа ШОС также является региональным ответом глобализации. Однако даже в масштабе региона важно не остаться ведомым. Шанхайская организация сотрудничества дает России возможности управлять регионом, есть возможность принять их.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баранов А.Ю. Шанхайская организация сотрудничества: становление и пути развития. – М.: Международный институт социальных наук, 2011. – С.76.
  2. Баранов А.Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 9. — С. 57-59.
  3. Болятко А.В. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 12-41.
  4. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2010. — 180 с. 
  5. Вязгина Е. Изменение отношения России и Китая к Центральной Азии и развитие сотрудничества в рамках ШОС// Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ, 07.08.2012.
  6. Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 202
  7. Кольтюков А.А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 259.
  8. Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316. 
  9. Лукин А.В. ШОС: итоги российского председательства // Международная жизнь.- №9.- 2012.
  10. Организационное становление ШОС произошло // Азия-Стратегия. - №5. – 2010. – С.88
  11. Сыроежкин К. Китай в Центральной Азии: от торговли к стратегическому партнерству // Центральная Азия. -  №3 (51), 2011. - С. 59. 
  12. Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии: Монография. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК. - 2006. -  С. 227.
  13. Фроленков В.С. Политико-экономические интересы в Центральной Азии главных мировых и региональных акторов // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 63-90.
  14. Цэрэндорж Т. Монголия и региональные системы безопасности // Концепции и подходы к региональной безопасности: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия в Центральной Азии. Материалы IV Ежегодной Алматинской конференции (7 июня 2011 г.). – Алматы: КИСИ при Президенте РК.- 2012. -  С.212-228.
  15. Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. — М.: Московский Центр Карнеги, 2009. — 63 с. 
  16. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Сост.: А.Ф. Клименко. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. — 400 с. 
  17. Генсек НАТО: ШОС интересная организация в плане обеспечения безопасности в регионе // ИА ИнфоШОС, 26.06.2011. – http://www.infoshos.ru/ru/?idn=4449.
  18. О визите министра обороны России А.Э.Сердюкова в Киргизию // Пресс-релиз от 27 июня 2007 года. Посольство России в Киргизской Республике – http://www.kyrgyz.mid.ru/press_rel/07_03.html.
  19. Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ – http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20070725100417.pdf.
  20. Пресс-конференция по итогам заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества // Портал Президента России, 16 июня 2009 года. Екатеринбург http://news.kremlin.ru/transcripts/4465.
  21. Weitz R. Renewing Central Asian partnerships // NATO Review, autumn 2006, issues 3.

1 Баранов А.Ю. Шанхайская организация сотрудничества: становление и пути развития. – М.: Международный институт социальных наук, 2011. – С.76.

2 Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 202

3 Лукин А.В. ШОС: итоги российского председательства // Международная жизнь.- №9.- 2012.

4 Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316. 

5 Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ – http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20070725100417.pdf.

6 Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ – http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20070725100417.pdf.

7 Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Сост.: А.Ф. Клименко. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. — 400 с. 

8 Цэрэндорж Т. Монголия и региональные системы безопасности // Концепции и подходы к региональной безопасности: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия в Центральной Азии. Материалы IV Ежегодной Алматинской конференции (7 июня 2011 г.). – Алматы: КИСИ при Президенте РК.- 2012. -  С.212-228.

9 Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии: Монография. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК. - 2006. -  С. 227.

10 Болятко А.В. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 12-41.

11 Баранов А.Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 9. — С. 57-59.

12 Кольтюков А.А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 259.

13 Фроленков В.С. Политико-экономические интересы в Центральной Азии главных мировых и региональных акторов // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — С. 63-90.

14 Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии: Монография. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК. - 2006. -  С. 227.


Информация о работе Россия в Шанхайской организации сотрудничества