Россия в Шанхайской организации сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Шанхайская организация сотрудничества, созданная в июне 2001 года, объединяет такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Названные государства придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Задачей ШОС также является укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества. ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран. Цель работы – рассмотреть Россию в Шанхайской организации сотрудничества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Шанхайская организация сотрудничества 5
1.1. Понятие, образование, цели ШОС 5
1.2. Направления сотрудничества 10
1.3. Меры активизации деятельности Шанхайской организации сотрудничества 15
2. Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России 20
2.1. Проблемы безопасности. Расширение ШОС 20
2.2. Возможности экономического и гуманитарного сотрудничества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Михеева.Курс.Россия в ШОС. 54%.doc

— 262.50 Кб (Скачать)
    1. Проблемы безопасности. Расширение ШОС

 

Шанхайская организация сотрудничества стала первой организацией и мировым форумом, в котором Китайская Народная Республика стала стремиться к лидерству. Трансформировавшись из «шестерки» в региональную организацию, Китай сумел настоять на месте размещения ее секретариата в Пекине. ШОС стала механизмом реализации укрепления политического и экономического влияния Пекина в регионе. Предоставляя миллиардные кредиты, Китай связывает государства Центральной Азии торговыми отношениями. Нуждаясь в энергетических ресурсах, прочно закрепился в нефтегазовых месторождениях Центральной Азии. Умело использовал Пекин ШОС для решения своей внутренней проблемы – сепаратизма в СУАР, снижения активности США в Центральной Азии. Кроме этого Китай активно осуществляет образовательные программы для молодежи центральноазиатских стран, вовлекая их в культуру и социально-экономические связи. Китай стал представляться лидером организации, продолжая укреплять свои позиции в регионе и Шанхайской организации.

Россия, имеющая исторически тесные связи со странами Центральной Азии, имеющая собственные национальные интересы также может использовать возможности ШОС для закрепления своего влияния в регионе, повышения роли ШОС в мире и усиления своего влияния в ней, несмотря на активность Китая.

Созданная на основе урегулирования пограничных проблем стран «Шанхайской пятерки» в середине 2001 года Шанхайская Организация Сотрудничества поставила на приоритетное место в своей политике борьбу с «тремя силами зла»: терроризмом, сепаратизмом, и экстремизмом.

Однако за восемь лет существования ШОС и пять лет Антитеррористической структуры, кроме сбора и анализа информации, разработки предложений и рекомендаций, регулярных антитеррористических учений, конкретных результатов работы не наблюдается. Нет механизмов реакции на вылазки террористических групп или сепаратистские выступления внутри государств-членов, нет и объединенного штаба для координации общих антитеррористических подразделений, нет понимания сферы и региона ответственности.

Однако к окончанию  своего председательства в ШОС в 2009 году России по линии Региональной антитеррористической структуры удалось завершить работу над Конвенцией ШОС против терроризма, Соглашением о подготовке кадров для антитеррористических формирований и Программой сотрудничества на 2010-2012 годы. Стороны подтвердили желание продолжать проводить совместные антитеррористические учения. Россия как лидер среди стран ШОС по опыту в борьбе с терроризмом и подготовке кадров, несомненно, выигрывает от этих соглашений.

Таким образом, стороны  впервые решили предложить реальные действия для решения поставленных задач Хартией и другими основополагающими  документами ШОС.

В рамках ШОС России удалось привлечь ресурсы КНР к проблемам безопасности в Центральной Азии и втянуть Пекин в военно-политическое сотрудничество. Что отвечает интересам России по формированию предсказуемой военной политики КНР и интересам Пекина по усилению влияния в Центральной Азии.

Однако усилить военное  сотрудничество с Пекином, а рамках ШОС России пока не удается. В 2007 году министр обороны России А.Сердюков в ходе совещания министров обороны  ШОС в 2007 году выступил с инициативой  подготовить к очередному совещанию  ШОС в 2008 году общий документ по основным направлениям военного сотрудничества в рамках ШОС. Данная инициатива не удалась, но во время Совета глав правительств ШОС в октябре 2009 года Россия и Китай подписали договор, согласно которому каждая из стран обязуется оповещать другую о собственных планах запуска баллистических ракет.

Одновременно с этим России в рамках ШОС стоит больше уделять внимание конфликтному потенциалу в странах членах и будущих  членах организации. Именно развитие сотрудничества в сфере безопасности и разрешения конфликтов может стать возможностью сохранить и укрепить лидерство России в ШОС. Китай не участвует в мировой политике и не занимается вопросами решения глобальной безопасности и конфликтов. Кроме своего непосредственного окружения Пекин (в виде корейского соседа) не проявляет активной самостоятельной политики. Нет Китая в ядерном разоружении, нет его в разрешении Ближневосточного конфликта, не было его в Югославии, не было Пекина и в кавказском конфликте, нет его в разрешении и других региональных конфликтов. Пекин проводит крайне осторожную, как считается взвешенную политику. На самом же деле зачастую не проводит никакой политики безопасности, а если Пекин и присутствует в конфликтных регионах, то предпочитает реализовывать исключительно свои экономические интересы.

Россия же присутствует во всех сферах глобальной безопасности, в разрешении основных региональных конфликтов. Москва способна иметь  собственное видение решений  проблем безопасности и урегулирования конфликтов, а значит, может усилить данную сферу деятельности и в ШОС.

Встреча лидеров Пакистана  и Афганистана с Д.Медведевым на саммите в Екатеринбурге уже  стала шагом на пути разрешения споров и конфликтов. Х.Карзай и А.Зардари  обвиняющие друг друга в пособничестве  террористам, в неспособности контролировать территорию своих государств, при посредничестве России смогли встретиться и обсудить дальнейшие отношения.

Трехсторонняя встреча  президентов России, Пакистана и  Афганистана на саммите ШОС должна была заявить о желании Москвы решать афганскую проблему и сказать о готовности развития отношений с Пакистаном, который страдает от действий Талибана.

По словам Д.Медведева, - «так называемый Афпак – это  как раз именно то, что, сегодня  необходимо обсуждать всем, кто участвует  в переговорах и в других мероприятиях, связанных с Афганистаном». Говоря тем самым, что Россия в отличие от США поняла, что сегодня без урегулирования ситуации в ряде провинций Пакистана, без принятия безотлагательных мер по уничтожению террористических гнёзд на территории Пакистана проблему Афганистана не решить.

Россия, по словам Д.Медведева, готова помогать и на политическом уровне, и в формате сотрудничества со странами коалиции, в том числе в виде соответствующих мер по сопровождению транзита. Готова Москва помогать и в двустороннем, и в трехстороннем формате – и не только путем издания тех или иных решений, но и в формате осуществления совместных, в том числе трехсторонних, экономических проектов. То есть потенциально Россия готова включить США в сотрудничество с ШОС по афганскому вопросу.

Если взять во внимание и то, что в мае этого года в Казань приезжал бывший президент  Пакистана П.Мушарраф, встречу с  которым наверняка не могли пропустить лидеры России, становиться, очевидно, что Москва пытается начать использовать Исламабад для усиления своей роли в Афганистане.

Так начались поездки  в Россию лидеров пуштунских племен. Впервые необходимость решения  проблем исходящих из Афганистана  была упомянута в 2002 году, когда ШОС  признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру границ Афганистана.

В 2004 году на Ташкентском  саммите ШОС было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Через  год с целью выработки предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества, прежде всего в контроле границы и борьбе с наркотрафиком, был подписан протокол о создании Контактной группы ШОС-Афганистан. Однако реализации соглашений замечено не было.

Учитывая недостаточную активность ШОС на антинаркотическом направлении, в 2007 году В.Путин предложил дополнить «пояса безопасности» «поясами финансовой безопасности», подключив к этой работе службы финансового мониторинга стран-членов ШОС. А в 2009 году В.Путин на Совете глав правительств развил свое предложение, заявив о необходимости «повысить отдачу от Региональной антитеррористической структуры ШОС и приступить к превентивным мероприятиям, направленным на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем».

Активизация политики Москвы по отношению к Афганистану делает возможным повышение роли ШОС в этом вопросе. Так именно с подачи Москвы в марте 2009 года была проведена международная конференция по Афганистану в рамках ШОС.

На конференции был  принят план действий членов ШОС и Афганистана по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью на афганском направлении. Стороны решили проводить совещания старших должностных лиц антинаркотических ведомств, разработать документы и соглашения об укреплении антинаркотического сотрудничества. Также план предусматривает возможность создания регионального антинаркотического центра и специализированного учебного центра ШОС для подготовки сотрудников по борьбе с наркотиками. Также в плане мер признана необходимость сотрудничества с ОДКБ, привлечение Туркменистана и Афганистана.

Также ШОС должна уделить  внимание укреплению таджикско и  узбекско-афганской границы и  в целом разработать программу  помощи пограничным и таможенным служб государств-членов ШОС в улучшении их технической оснащенности и материальной обеспеченности.

В октябре 2009 года на Совете глав правительств ШОС стороны подписали  протоколом о сотрудничестве в области  подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Россия через ОДКБ и опыт в подготовке кадров для антинаркотических ведомств Афганистана может закрепить свое лидерство в этой антинаркотической и таможенной сфере сотрудничества ШОС, открыв специальный центр подготовки ШОС в этой сфере.

Вопрос расширения давно в повестке дня ШОС, даже, несмотря на временный мораторий, введенный в 2006 году. Однако уже на Екатеринбургском саммите глава председательствующего государства сообщил, что подготовка документа, определяющего прием новых стран в состав ШОС, будет ускорена.

В 2004 году было подписано  Положение о статусе наблюдателя  при Шанхайской организации сотрудничества и тогда же в наблюдатели принята  Монголия, в 2006 году ШОС получила заявку Белоруссии войти в состав наблюдателей ШОС, а через два года подписано  соответствующее положение, и сегодня Белоруссия вместе со Шри-Ланкой партнерами ШОС. В итоге можно сделать вывод, что подготовка Положения о приеме постоянных членов ведется не для формальности, а для фактического приема некоторых стран наблюдателей ШОС. Это может случиться если не в следующем году, то через два года точно.

Предполагается, что членами  ШОС могут стать две или  три страны. Напомним, наблюдателями  ШОС являются: Монголия, Иран, Индия  и Пакистан. Монголия получила данный статус в 2004 году, три остальных государства в 2005. Так Монголия никогда не собиралась вступать в полноправные члены ШОС. Да Улан-Батор первым стал членом клуба наблюдателей ШОС, однако интересует Монголию исключительно статус наблюдателя. Да, Монголия хочет развивать партнерские отношения с Россией, но она не хочет полностью завесить от Китая, считая что ШОС отвечает интересам прежде всего Китая. Улан-Батор старается развивать тесные связи с США, Японией, ЕС. Вступление же в ШОС может помешать дружественным и партнерским связям с этими государствами[6].

Что касается Индии, то являясь  стратегическим партнером России в  азиатском регионе страна могла  бы стать связующим звеном в формировании единого энергетического рынка Евразии, стать ключевым союзником России в ШОС.

Однако если три-четыре года назад Нью-Дели горел желанием присоединиться к ШОС, но теперь, с  отсутствием какого-либо сотрудничества с ним как с государством-наблюдателем, и с проявившейся политикой антиамериканизма, вступление в эту организацию стало малопривлекательным для Индии. Нью-Дели гораздо более заинтересован в развитии широкого сотрудничества непосредственно с Россией, чем во вступлении в какие-то блоки, с неясными для него целями.

Стоит обратить внимание, что в прошлом Пакистан заявил о стремлении присоединиться к ШОС в качестве наблюдателя раньше Индии, и уже после заявку в ШОС отправил Нью-Дели. Собственно, то же происходит и сейчас, Исламабад первым заявил о желании стать полноправным членом ШОС, а значит, вполне вероятно, что Индия не захочет отставать от Пакистана в вопросе ШОС. Заявка Исламабада должна помочь Москве убедить Нью-Дели подать собственную заявку на вступление. Также возможно, активизация политики России ШОС по Афганистану, в которой заинтересован Нью-Дели также связана со стремлением России привлечь Индию к вступлению в организацию. Тем более что сама Москва также заинтересована во вступлении Нью-Дели, так как не раз заявляла, что даст свое согласие на вступление Пакистана, только если одновременно к ШОС присоединиться Индия.

Пакистан, разумеется, усилил свое стремление вступить в ШОС, почувствовав на себе афганскую политику США с  ракетными ударами по приграничной с Афганистаном территории. Вступление в ШОС по мысли Исламабада лишит возможности США безоглядно вторгаться на его территорию.

Если Москве удастся уговорить Нью-Дели на вступление в ШОС, то членство Индии и Пакистана в организации позволило бы ШОС станет реальность и позволит России инициировать обсуждение вопросов нераспространения ОМУ в регионе, одновременно втянув в этот процесс Китай, что выгодно России.

Также вступление Индии  и Пакистана ШОС поставит перед  ШОС необходимость обсуждения решения  Кашмирского конфликта, - с 2007 года две  страны постепенно вернулись к мирному диалогу по проблеме спорных территорий в Кашмире, возобновили экономическое сотрудничество, в частности, при строительстве газопровода из Ирана. Что говорит о возможности решения проблемы и успеха ШОС при включении в решение данной проблемы.

И у России есть опыт в  индо-пакистанских переговорах. Так  именно Москве удалось впервые после  ноябрьских терактов в Мумбаи организовать встречу глав Индии и Пакистана. Нью-Дели считает, что теракты организовали члены пакистанской террористической организации «Лашкар-э-Тайба», поэтому решение возобновить контакты было очень непросто. Именно в России стороны договорились о встрече министров иностранных дел.

Информация о работе Россия в Шанхайской организации сотрудничества