Россия в Шанхайской организации сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Шанхайская организация сотрудничества, созданная в июне 2001 года, объединяет такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Названные государства придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Задачей ШОС также является укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества. ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран. Цель работы – рассмотреть Россию в Шанхайской организации сотрудничества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Шанхайская организация сотрудничества 5
1.1. Понятие, образование, цели ШОС 5
1.2. Направления сотрудничества 10
1.3. Меры активизации деятельности Шанхайской организации сотрудничества 15
2. Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России 20
2.1. Проблемы безопасности. Расширение ШОС 20
2.2. Возможности экономического и гуманитарного сотрудничества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Михеева.Курс.Россия в ШОС. 54%.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Для повышения роли ШОС  в решении проблем безопасности вступление Пакистана и Индии  в ШОС станет стимулом для России и организации играть ведущую роль в достижении скорейшего разрешения Кашмирской проблемы. Также Россия может включиться в разрешение конфликтных отношений между Нью-Дели и Пекином, а значит превратить ШОС в силу мирового значения.

Иран стал второй страной подавшей заявку на вступление в члены ШОС. Иранский президент М.Ахмадинежад с 2006 года посещает все саммиты ШОС и всячески лоббирует вступление своей страны в эту организацию.

Вступление Ирана в  ШОС несет в себе несколько  проблем. Во-первых, это иранская ядерная программа. И если Москве удастся убедить Тегеран пойти на уступки по ядерной программе, Иран имеет все шансы на вступление. Во-вторых, вступлению Ирана в ШОС может помешать его очевидно жесткая политика в вопросе разделе Каспия, который пытается завладеть нефтяными ресурсами за пределами своей территориальной зоны. Также это грозит подорвать усилия России и США по нормализации отношений и окончательно сделать ШОС антизападной организацией.

Однако решения могут  быть найдены. Так недовольство США можно уменьшить путем включения Штатов в Контактную группу ШОС-Афганистан, включением в состав партнеров по диалогу союзников и партнеров США Турции, Южной Кореи или Японии.

Вступление Японии в  партнерство по диалогу может  быть выгодно тем, что не допустить отрывание центральноазиатских государств путем формирования на пространстве ШОС альянсов, исключающих участие в них России и Китая. Например через Форум «Центральная Азия – Япония».

Кроме этого Россия могла  бы представить ШОС структурой, которая могла бы взять ответственность за иранскую ядерную программу убедить Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ. Площадка ШОС могла бы стать дополнительным инструментов для России в переговорах по Каспию.  

Также прием Ирана  в ШОС может в отдаленной перспективе  стать фактором сдерживания китайской экспансии на евразийском пространстве. Кроме того с принятием Ирана в члены ШОС Москва получила бы возможность реализовать идею создания «газового ОПЕК».

Для России вступление любого из наблюдателей в полноправные члены  будет полезным для развития проекта Энергетического клуба, каждая из стран готова развивать сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркотиками, что делает положительным ответ Москвы на расширение ШОС.

Считается что ШОС  – это антизападная антиамериканская организация. В качестве аргументов приводят три причины. Во-первых, то, что ШОС – это Альянс России и Китая недемократических государств, которые к тому же регулярно проводят военные учения. Второе – это якобы отказ США в статусе наблюдателя. Третье – присутствие Ирана в числе наблюдателей – который несет опасность международной безопасности. И последнее – это Астанинская декларация ШОС с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Центральной Азии, размещённые в этом районе (в Кыргызстане и Узбекистане).

Действительно страны ШОС  в 2005 году ощущали угрозу что США, закрепившись в регионе с помощью  военных баз, попытаются заменить существующие авторитарные режимы на более демократичные  и либеральные (и, конечно, проамериканские). А Москве также было важно не допустить усиления военного сотрудничества с США, оставаясь ведущим военным партнером стран Центральной Азии.

На саммите ШОС в  Екатеринбурге в июне 2009 года Д.Медведев принял президента Афганистана Х.Карзая, который проинформировал его о том, что на предстоящей здесь же встрече с киргизским президентом К.Бакиевым, он собирается просить того не настаивать на решении о прекращении деятельности американской военной базы «Манас» в Бишкеке, которое было объявлено в начале года в Москве.

После чего, уже при  встрече Д.Медведева и К.Бакиева  стороны договорились о совместной работе на антитеррористическом направлении, в том числе вопрос об обеспечении  транзита грузов для международных  сил в Афганистане. Также была достигнута договоренность о замене Кыргызстаном военной базы НАТО на центр транзитных перевозок. Таким образом, ШОС стала для России площадкой позволяющей снижать роль США в регионе.

Данная цель актуальна, так как в натовской среде  существует мнение, что «установление официального диалога с ШОС смогло бы помочь усилению роли НАТО в Центральной Азии».

Сотрудничество с НАТО, США и ШОС возможно только сфере  борьбы с терроризмом и наркотиками  в Афганистане. А для этого  вовсе не обязательно предоставлять Соединенным Штатам, какой либо официальный статус, для этого будет достаточно создание Совета ШОС – НАТО или подключение НАТО в Контактную группу ШОС-Афганистан.

 

2.2. Возможности экономического  и гуманитарного сотрудничества

 

По словам генсека  ШОС Б.Нургалиева: «Изначально ШОС задумывалась как структура, способная эффективно обеспечить безопасность, сейчас же все больше акцент переносится на координацию и углубление региональной интеграции. Есть понимание того, что прогресс в решении социально-экономических проблем, существующих во всех государствах, будет залогом того, что будет решаться и проблема безопасности и стабильности в регионе».

Несмотря на развитие институтов, несмотря на подписанные  соглашения, встречи министров экономики  и других ведомств, несмотря на 20 специализированных органов, отвечающих за развитие экономического сотрудничества, за восемь лет с момента основания организации реальное экономическое сотрудничество осталось декларативным.

Практически реализуются  только два проекта по строительству автодорог по Центральной Азии, которые были начаты еще без участия Шанхайской организации.

Ни один из существующих 120 экономических программ в 11 сферах сотрудничества не реализованы. Заявление  Китая о предоставлении 900 млн. долл. товарного кредита осталось на бумаге, так как механизмы реализации и сферы применения до сих пор не определены.

Россия же отвергает идею государственного финансирования экономических программ ШОС. В результате чего Москва фактически отвергла возможность создания Фонда развития ШОС, о необходимости которого было подчеркнуто в Декларации государств-членов ШОС.

Вместо этого Россия выдвинула инициативу Делового совета и Межбанковского объединения ШОС  для поиска негосударственных инвестиций. На саммите в Екатеринбурге главы государств предложили для минимизации последствий кризиса и развитии экономического сотрудничества в рамках ШОС использовать возрастающую роль Делового совета и Межбанковского объединения ШОС. То есть Россия по-прежнему не готова вносить государственные взносы в развитие проектов ШОС, а значит не готовы активизировать экономическую составляющую ШОС, в отличие от двусторонних проектов которые имеют место быть.

Однако именно российская сторона является основным регулятором  поступления негосударственных  инвестиций для проектов ШОС. На встрече глав правительств ШОС российской стороной было решено посредством ДС и МБО создать единую базу инвестиционных проектов. По словам главы правления Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриева, речь идет о примерно 35 проектах на общую сумму 6 млрд. долларов. Не исключено, что они будут реализованы во всех странах ШОС. При этом во взаиморасчетах будут использоваться национальные валюты. Использование же национальных валют позволит начать проводить в жизнь предложение России и других стран региона об отказе в расчетах от доллара.

Россия должна активнее искать или выделять средства для  вложения в экономические проекты  непосредственно ШОС, это увеличило  бы потенциал ШОС и позволило  вовлечь Китай в многосторонние проекты под эгидой организации, а значит и с учетом позиции России. Пока же не имея в ШОС многосторонних проектов, Китай появляется на рынках Центральной Азии в двустороннем формате. В Екатеринбурге Китай выразил готовность самостоятельно выделить 10 млрд. долл. на многостороннее сотрудничество с центрально-азиатскими странами ШОС.

Также Россия должна активнее предлагать ШОС собственные проекты  в интересующих для себя сферах. Например, в горно-добывающей и горно-рудной промышленности. России требуются сотни  тысяч тонн свинца в год, однако собственных месторождений она не имеет, зато он есть в Центральной Азии. Чтобы решить эту проблему необходимо несколько десятков миллионов долларов[12], которые Россия может изыскать только в рамках многостороннего сотрудничества, прежде всего в рамках ШОС. И конечно еще одной сферой развития успеха России в ШОС является энергетика.

Президент России В.Путин предложил создать Энергетический клуб в рамках ШОС. Энергетический клуб с участием экспортеров и импортеров нефти и газа должен выступить механизмом координации и проведения согласованной политики в добыче, производстве, транспортировке и распределении ресурсов, развитии инфраструктуры между членами и наблюдателями ШОС.

За основу Клуба во внимание принималось развитие трехсторонней  энергетической дипломатии Москвы, Астаны и Ашхабада. Несмотря на то, что Туркмения  не является ни членом ШОС, ни ее наблюдателем, подписание соглашения о строительстве  Прикаспийского газопровода не может не затрагивать интересы ШОС. Для успешной реализации клуба необходимо подключать Туркменистан к партнерству с ШОС.

В Хартии ШОС основополагающем документе организации принятой в 2001 году, зафиксировано, что, сотрудничество в гуманитарной области  является одной из приоритетных задач. Однако до 2005 года гуманитарное сотрудничество оставалось неразвитым. С 2005 года началось проведение встреч министров и экспертов, были приняты первые программы многостороннего сотрудничества в различных гуманитарных сферах.

Россия ежегодно проводит фестиваль «Роза мира» в рамках ШОС. Однако чтобы обеспечить внимание молодежи сделать ШОС привлекательной для будущего поколения граждан региона ШОС надо искать новые формы презентации. В октябре 2009 года В.Путин предложил организовать в рамках ШОС конкурс исполнителей современной песни «Интервидение». Представляется, что данным крупным мероприятием при поддержке СМИ Россия сможет предстать локомотивом современной культурной жизни региона ШОС.

Реализовать возможности  России в сфере образования может стать предложение президента России В.Путина об университете ШОС. Университет ШОС – это сетевой проект с единой программой обучения для всех стран членов ШОС и состоящий из отдельных специальных программ разного уровня, расположенных в нескольких вузах каждой из стран. Обязательным условием обучения будет изучение обоих официальных языков Организации - русского и китайского, причем студент сможет часть программы проходить в вузе, например, собственной страны, а часть - в другой стране - участнице проекта. Так как центральноазиатские студенты с детства в той или иной степени владеют русским языком ВУЗы России будут более востребованными для обучения по программе ШОС.

Также Россия имеет возможности  взять под контроль подготовку сотрудников структур ШОС. Российский МИД предложил создать в рамках ШОС рабочую группу для выработки основных подходов и принципов кадрового обеспечения постоянно действующих органов ШОС.

В мае 2009 года в Екатеринбурге  создан Молодежный совет ШОС. Совет  призван активизировать сотрудничество молодежи стран ШОС в образовательном, культурном и спортивном направлениях. К настоящему времени организаторы МС ШОС разработали проекты в сфере трудоустройства, студенческих обменов, по конференции преподавателей языков,  фестиваля современной музыки стран ШОС. Китай со своей стороны в рамках будущей молодежной ассоциации предложил организовывать молодежные лагеря поочередно в государствах-членах ШОС. Россия также может своими проектами: профессиональными школами и кратковременными курсами переподготовки, молодежными образовательными лагерями, чрез русское образовательное пространство и русских язык сохранять свое влияние на будущее поколение стран ШОС. Также Россия может предложить организовать конкурсы ШОС на знание языков стран членов ШОС, истории, политики и экономики ШОС среди молодежи через ведущие российские вузы. 

В сфере здравоохранения  учитывая плохое состояние лечебной базы больниц в центральноазиатских  стран, и острый дефицит квалифицированных  кадров, невозможность получить медпомощь в отдаленных районах существует острая необходимость широкой поддержки со стороны ШОС. Способствовать решению проблем здравоохранения поможет инициатива российских представителей Делового совета о работе мобильных медицинских группы российских специалистов. Проблема, однако, в том, что системности, постоянной работы российских медиков в Центральной Азии нет. Все это ставит задачу оформления здравоохранения в задачи постоянного сотрудничества всех стран членов ШОС.

Российская инициатива о создании Шанхайской организации здравоохранения (ШОЗ), которая может стать аналогом ВОЗ для стран членов, объединит усилия стран ШОС на этом направлении, и сможет повысить качество медицинской помощи. Для самой России ШОЗ привлекательная тем, что она сможет стать инструментом продвижения российских медицинских услуг и материалов, прежде всего в Китае.

Также Россия может усилить  свое влияние в ШОС через сотрудничество в сфере чрезвычайных ситуаций. Регион Центральной Азии периодически подвергается оползням, землетрясениям, засухе и морозам, а специалисты служб ЧС стран ЦА не имеют должной профессиональной подготовки, имеют незначительный опыт и не могут адекватно отвечать на появляющиеся вызовы природы или технических катастроф.

Несмотря на то что  первые комплексные учения ШОС по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации были проведены Министерством гражданской администрации Китайской Народной Республики России удалось пролоббировать открытие Центра ШОС по совместному реагированию на катастрофы в Москве. «Задачами Центра будут обеспечение скоординированных действий стран ШОС при чрезвычайных ситуациях и объединение в области гуманитарного реагирования», - сказал глава департамента международной деятельности МЧС России Ю.Бражников. 

Информация о работе Россия в Шанхайской организации сотрудничества