Романо-германская праовая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Под правовой системой понимается совокупность источников права и юрисдикционных органов государства, а также ряд других компонентов, таких, как идеология, правовая наука и пр., которые характеризуют взаимодействие права с обществом и государством.
Правовые системы различных государств имеют как сходные черты, так и различия. В современном обществе наблюдается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения правовых систем. Правовые системы государств, которые имеют сходные существенные элементы, образуют группы, которые называют правовыми семьями.
Право России тяготеет к романо-германской правовой системе, где основу составляет писаное право и законы.
Целью своей работы мы ставим рассмотрение основных правовых систем общества и государства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и классификация правовых систем 5
2. Общая характеристика и особенности современного континентального права 11
Заключение 22
Использованная литература 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП романо-германская правовая семья.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Одним из важных и отчетливых показателей  единства романо-германской правовой семьи является единый подход к пониманию  правовой нормы и тому месту, которое  она должна занимать в решении  конкретных дел. Правовую норму во всех странах этой правовой семьи понимают как общеобязательное правило поведения, созданное законодателем на общих принципах права и имеющее высшую юридическую силу. Нормы права в странах романо-германской правовой семьи носят абстрактный, обобщенный характер. Функцией правовой нормы является лишь установление правовых рамок.

      Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации  в том виде, в каком ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, возникающие на практике. В кодексе систематизированы общие правила поведения, на основе которых граждане и правоприменительные органы могут разрешить те или иные юридические проблемы.

      Нормы права составляют в странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую  систему. На верхней ступени этой системы стоят нормы конституции  или конституционных законов. Они  имеют высшую юридическую силу. Конституционные  нормы принимаются или изменяются в особом порядке. Их особый правовой статус выражается в установлении контроля над конституционностью других законов.

      Во  многих странах континентального права  установлен принцип судебного контроля над конституционностью законов. Например, в Германии и в Италии имеется обширная судебная практика по признанию недействительными законов, посягавших на основные права и свободы граждан, закрепленные в конституциях. В ряде стран проверка конституционности законов возложена на специально создаваемые для этих целей конституционные суды (в Германии, Австрии, Италии, Турции, России и др.), а в некоторых других странах (в Японии и многих странах Латинской Америки) любой судья может объявить закон противоречащим конституции и отказаться применить его.

      Учитывая  господствующую роль закона в системе  источников права, большое значение придается толкованию законодательных  формул, так как законодатель не может точно предусмотреть разнообразие конкретных дел, возникающих в юридической  практике. Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя. При принятии конкретного решения очень важно, чтобы правоприменитель точно уяснил и разъяснил смысл и содержание правовой нормы, его место в иерархической структуре системы права.

      Таким образом, мы видим, что различные  страны романо-германской правовой семьи  объединены в настоящее время  единой концепцией правопонимания, несмотря на некоторые различия, касающиеся структурных элементов права и юридической техники изложения и применения правовых норм.

      Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных  лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.

      Частное право опосредствует отношения  между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действующие лишь в той  части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

      К сфере публичного права относятся  конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли ООН, институты Трудового  права и т.д.

      В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, ООН, институты трудового права и некоторые другие.

      Однако  такое деление в огромной степени  потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем.  

 

Заключение

      Важнейшим источником романо-германского права  выступает закон.

      Законы  принимаются парламентами стран  системы, обладают высшей юридической  силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Заметим приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запрещать или легализировать обычаи, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры.

      Согласно  романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных  законов над обычными.

      Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

      Вторым  источником романо-германского права  является обычай, который выступает  в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай исполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений.

      Третьим источником романо-германского права  с определенными оговорками может  быть признана судебная практика. Смысл  этих оговорок сводится к тому, что  согласно действующей доктрине, нормы  права могут приниматься только самими законодательными или уполномоченными органами. Судебные практики верят лишь толкователям закона или каким-либо другим нормативным актам.

      "В  нормативно-правовых актах закрепляются  нормы, которые учитывают интересы  большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период"13. Но все сферы общественной жизни не сразу подвергались нормативному регулированию. Поначалу оно захватило лишь сугубо государственные интересы, а частные, имущественные и брачно-семейные продолжал регулировать обычай и судебная практика. Но постепенно нормативное регулирование распространилось на все сферы, области общественной жизни: как государственную, так и частную, и стало единственной формой правового регулирования.

      Нормативно-правовые акты создаются специальными компонентными  государственными органами или же в  результате референдума.

      Для континентальной правовой системы  характерны следующие основные теоретические  концепции государственной власти и демократических институтов, получившие широкое распространение в мире:

      - знание доктрины и принципов  мирового государства;

      - закрепление принципов разделения  властей;

      - обеспечение системы конституционного  контроля (конституционное правосудие);

      - регулирование административной юстиции;

      - гарантии развития многопартийной  системы;

      - обеспечение местного самоуправления.

      Страны, относящиеся к романо-германской правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и существенные различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона. 
 

 

Использованная  литература

  1. Алексеев  С. С. Общая теория права: Юридическая литература 1981 г.
  2. Абдулаев М.И. "Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений". М. "Магистр-Пресс", 2007.
  3. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.
  4. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М. 1998.
  5. Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. М. 1986.
  6. Омельченко О. А. Основы римского права: учебное пособие и манускрипт., 1994 г.
  7. Правовая система социализма / Под. ред. А. М. Васильева. Т. 1. М., 1996; Т. 2., М. 1987.
  8. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник - М.: Юридическая литература, 1993.
  9. Сукиянен А. Р. "Мусульманское право как объект общей теории права";
  10. Суптаев М. А "Обычное право в странах Восточной Африки" - М. "Наука", 1984.
  11. Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. Юристъ. 2008.
  12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений (под редакцией профессора В. Г. Стрекозова) : М. И. П. П. "Отечество"; 1993 г.
  13. Фридмэн Л. Введение в американское право / Пер. с англ. М. 1992.
  14. Халфина Р. О. Договор в английском гражданском праве. 1959.
  15. Явич Л. И. Сущность права. Л. 1985.

Информация о работе Романо-германская праовая семья