Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:03, курсовая работа
Система – это сложноорганизованная совокупность элементов, объеденных различными связями и взаимоотношениями, которые преследуют определенные цели.
Право – это совокупность норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.
Так же право – это совокупность устанавливаемых или санкционированных государством общеобязательных правил (норм) поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
10
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ
преподавателя _____________
«___»________________2011 г.
Романо-германская правовая семья
Курсовая работа
по Теории государства и права
Кожевиной Екатерины Алексеевны
Студентки курса Ю-41, группы Ю-11/5
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Руководитель:
Тараборин Р.С.
кандидат юридических наук,
доцент
Содержание
Введение:
Глава 1. Основные аспекты правовой системы.
1.1 Понятие и характеристика правовой системы.
Здесь я хочу привести несколько определений, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
Система – это сложноорганизованная совокупность элементов, объеденных различными связями и взаимоотношениями, которые преследуют определенные цели.
Право – это совокупность норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.[1]
Так же право – это совокупность устанавливаемых или санкционированных государством общеобязательных правил (норм) поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.[2]
Под правовой системой понимают – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование дозволение, обвязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение и так далее).[3]
Правовой семьей можно назвать группу правовых систем объединенных на основе общих источников, структуры права и других юридических признаков, а так же на основе исторического пути её формирования. Результатом такого сходства является конкретно-историческое и логическое развитие.
В рамках той или иной правовой семьи возможны дробления на элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Например, в романо-германской правовой семье выделяют две основные группы.
1. Группа романского права:
а) Франция
б) Бельгия
в) Испания
г) Швейцария,
д) Португалия
е) Румыния
ж) право латиноамериканских стран
з) каноническое право.
2. Группа германского права:
а) ФРГ
б) Австралия
в) Венгрия
г) скандинавские страны и другие.
По общей совокупности западных классификаций правовых семей используют следующие факторы:
1. Этический
2. Расовый
3. Географический
4. Религиозный и другие
В результате этого возникло множество различных классификаций.
а) Идеология, которая включает в себя (религию, философию, экономические и социальные структуры).
б) Юридическая техника, которая включает в себя основную составляющую источников права.
Он выделяет три основные семьи:
а) Романо-германская
б) Англосаксонская
в) Социалистическая
К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".[4]
2. Классификация же А.Х. Саидова, в отличие от классификации данной Рене Давидом, основана на трех критериях правовых систем:
1) исторический генезис правовых норм
2) система источников права
3) структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права.
Им выделяются восемь правовых семей:
а) Романо-германская
б) Скандинавская
в) Латиноамериканская
г) Правовая семья «общего права»
д) Дальневосточная правовая семья
Эти семьи рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Внутри социалистической правовой семьи существовали самостоятельные группы:
1) Советская правовая система
2) Правовые системы стран социалистической Европы
3) Правовые системы стран социалистической Азии
4) Правовая система Кубы[5]
В рамках своей темы я хотела бы дать еще несколько таких определений, как источник права, судебная практика, доктрина, закон, обычай, нормы права.
Источник права – специфическая форма изъявления воли и придания ей значения общеобязательной нормы.[6]
Судебная практика – явление, возникающее в силу целенаправленного стремления к реализации той или иной юридической нормы или основополагающего правового принципа; каждое из составляющих ее решений подчиняется требованиям закона как источника права более высокого иерархического уровня.[7]
Доктрина – разъяснение законов, правовых норм.[8]
Закон – это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.[9]
В юридическом же смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.[10]
Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени.[11]
Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможность государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. [12]
Глава 2. История происхождения романо-германской правовой семьи.
2.1 История происхождения права.
Прежде чем писать о происхождении права, мне бы хотелось немного рассказать о самом начале развития человечества.
Из доступных знаний, о современной науке, можно сделать вывод, что право как и государство существовали не вечно, а появились на определенном этапе развития человечества.
По антропологическим данным история современного кроманьонского человека начинается приблизительно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования стали возникать лишь около 5 тыс. лет назад. Получается, что в течение приблизительно 35 тыс. лет люди современного типа не имели представления о государстве и праве.
Самые ранние формы объединения предков современного человека – были связанны с временными семейно-родовыми отношениями, которые были зачастую связанны необходимостью защиты от внешней среды и совместной добычи пищи. Возникновение же первобытной родовой общины, как мне кажется, связанно с тем, что первобытные люди научились добывать огонь, изготавливать орудия для охоты, строить примитивные жилища. Такая связь была более крепкой, нежели предыдущая. Род представлял собой первую ячейку организации первобытнообщинного строя, которая объединяла кровным родством, совместным трудом, общей собственностью и так далее.
Теперь, мне бы хотелось вернуться к вопросу о происхождении права.
Не один век, ученые ломают голову над вопросом: чем же мы, люди, отличаемся от животных. На это счет существует множество гипотез, но точного ответа на данный вопрос нет, и по сей день. Так чем же мы все таки отличаемся от животных? Может тем, что у нас есть сознание, но его зачатки есть и у животного, или возможно мы отличаемся от них тем, что передаем информацию посредством языка, но и звуки животного тоже несут определенную закодированную информацию, которую мы, люди попросту не понимаем. Перечислять данные гипотезы можно очень долго и так ни к чему и не придти. Но есть то, что принципиально отличает человека от животного – это способность саморегулирования своего поведения. Первыми такими регуляторами были магия, обряды, ритуалы, жертвоприношения и т.д. С помощью этих регуляторов произошли колоссальные изменения в психологии человека, которые помогли ему подняться на новую ступень развития.
Социальные регуляторы общества выполняли две функции:
1. Освободить свою психологическую энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на производительную деятельность. (Чаще всего для достижения этой цели они использовали магию. Это помогало им не только раскрепоститься, но и избавиться от своих страхов, к тому, же магия охватывала все сферы первобытной жизни. И даже не смотря на то, что с течением времени люди убеждались, что магия не столь эффективна, они не спешили отказываться от нее. А все потому что они находили в ней, так сказать, успокоение совершив обряд они чувствовали себя спокойнее, а значит и свои проблемы и трудности переживали меньше. К тому же люди совместно настраивались на выполнения какой-либо деятельности, освобождались от страхов и неуверенности, затем приобретенные навыки закреплялись у потомков путем обучения.)
2. Устанавливали в обществе стабильные отношения. (Установление подобных отношений необходимо, для того чтобы избежать влияния случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, которые могли бы исходить как от соплеменников, так и от сородичей. Причиной такого недружелюбного поведения сородичей, является борьба за выживание, которая служит неким катализатором общественного прогресса. Ученые заметили, что культура, да и сама цивилизация развивается куда медленнее в тех местах, где человек не испытывает холода или голода, иными словами, где человеку не нужно или правильнее сказать нет необходимость в том, чтобы бороться за выживание. Да и чрезмерно суровый климат далеко не способствует развитию человека, он способен преодолеть дискомфорт, но только после того как достигает высокой ступени развития. Из этого можно сделать вывод, что борьба не только с силами природы, но и между людьми, за выживание, необходима в человеческом обществе).
Социальные нормы, которые только начали зарождаться у людей, создавали такое положение в обществе, когда в сознательном состоянии поступки человека уже не состояли из глупого следования инстинктам. Между инстинктом и поведением человека стояли социальные нормы.
Безусловно, люди ничего, специально, не изобретали, социальные нормы возникли сами собой. Все эти ритуалы, магия и обряды, как и выполнение других социальных норм, облегчали жизнь человека, делали ее успешной, и их хотелось повторять. Затем эти социальные нормы вошли в повседневную жизнь людей и стали передаваться из поколения в поколение.
Таким образом, постепенно у первобытных людей стало складываться мировоззрение, которое впоследствии стало основой духовной культуры человечества. Мировоззрение составляет не только окружающий мир, но и представление о том, что должно быть, которые и содержаться в социальных нормах.
Социальные нормы позволяют человеку не «прозябать» в этом мире, а как раз наоборот, более полно удовлетворять свои потребности, что невозможно сделать, если не связать свою жизнь с другими людьми. Конечно же социальные нормы не убрали борьбу между людьми, но они ее притупили, что сделало эту борьбу менее кровавой и разрушительной.
Как же так вышло, что людьми не только исполнялись, но и вырабатывались социальные нормы?
Здесь все просто, еще в древности люди начали понимать, что борьба, которая доведена до войны, не приведет ни к чему хорошему. Понимая это, враждующие стороны старались находить решения, которые бы устраивали обе стороны. Поэтому зачастую им приходилось прибегать к мнению старейшины, который в свою очередь выносил решения о том, кто из них, на что имеет право, кто из них, на что не имеет право, и кто из них, что обязан делать. Это решение было значимо не только для тех кто вступал в спор, но и для остальных, так как к мнению старейшин всегда прислушивались, их считали мудрейшими из рода или племени. Решения старейшин всегда ни только имели авторитет, но и были справедливы.
Эти черты (авторитет и справедливость) являются важнейшими. С этих двух черт начинаются социальные нормы общества.
Сама возможность найти авторитетное и справедливое разрешение конфликта вселяет в спорящих уверенность в том, что споры и конфликты можно улаживать не только мирно, но и справедливо для обеих сторон. Таким образом, однажды справедливое разрешение конфликтов становится общепринятым правилом. Это правило не только разрешает подобные споры, но и предотвращает их, поскольку каждый знает заранее, что он может делать, а что нет.
Появление таких правил делает общение между людьми мирным. Если бы люди были совершенны или они самостоятельно вырабатывали для себя границы дозволенного, то появления норм и правил можно было бы избежать. Но так как это до сих пор не так, эти правила поведения нам необходимы.
1 Характеристика романо-германской правовой семьи.
Романо-германская (континентальная) система права сформировалась во Франции в конце 18 – начале 19 вв. в результате революции 1789 – 1794 гг.
Она характеризуется следующими признаками:
1. Основными источниками права являются статуты[13]:
Статут в средневековом праве – правовой акт, устанавливающий либо фиксирующий правовое положение отдельных городов, корпораций (объединений) или отдельных сословий.
Статут – правовой акт описательного характера
Органический статут (органический устав) – конституционный акт (название, принятое в некоторых странах в 19 веке).
2. Имеет развитую кодификацию
3. Широко использует римское право, что обуславливает:
а) деление права на публичное и частное;