Развитие избирательной системы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:25, доклад

Краткое описание

Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся
- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;
- тип избирательной системы, виды избирательных округов;
- последовательность и сроки избирательных действий;
- порядок назначения выборов;
- роль избирательных объединений (блоков);
- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;
- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;
- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;
- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;
- финансирование выборов;
- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 44.99 Кб (Скачать)

Право беспрепятственной  предвыборной агитации за своих кандидатов в 1990 году предоставлялось трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных  и высших учебных заведений, избирателям  по месту жительства, военнослужащим по воинским частям, выдвинувшим кандидатов в народные депутаты. 
 

Гражданам РСФСР  законом гарантировалось право  агитации за или против кандидатов на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Агитация в день выборов не допускалась. 
 

Тогда было иное время: 1988-1991 годы войдут в историю России как годы миража подлинного народовластия. Многие Советы начали преображаться, их печатные органы играли ведущую роль в процессе разворачивания гласности  и гражданской инициативы. 
 

По-другом проходили  выборы 1993 года. Только что отгорело здание Дома Советов РФ, в Лефортово  еще сидели задержанные политические деятели, Конституция (Основной Закон) РФ была упразднена, выход ряда газет  и программ приостановлен. Президент  РФ издал указ N1792 от 29 октября 1993 года "Об информационных гарантиях для  участников избирательной кампании 1993 года", которым утвердил Положение  об информационных гарантиях предвыборной агитации и образовал Третейс-  
 

кий информационный суд в составе 9 членов.  Через  несколько 
 

дней появилось  постановление Центризбиркома, утвердившее  положение о порядке использования  СМИ избирательными объединениями  и кандидатами в депутаты. 
 

Опыт избирательной  кампании 1993 года показал примеры  как злоупотребления свободой массовой информации, так и незаконных запретов, ограничивавших свободу мысли, слова, предвыборной агитации. 
 

В кампании 1995 года вопросы  предвыборной агитации регулируются законами Российской Федерации: "О средствах  массовой информации", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской Федерации" (см.главу VI Предвыборная агитация) и "О выборах депутатов Государственной Думы" (см.главу VIII Предвыборная агитация). 
 

Кандидаты в депутаты должны иметь в виду установленный  в соответствующих законах ряд  ограничений на предвыборную агитацию. К ним относятся следующие: 
 

1) Запрет на участие  в предвыборной агитации для - 
 

- членов избиркомов  с правом решающего голоса; 
 

- государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных  лиц  этих  органов  при исполнении ими служебных  обязанностей (кроме тех, кто сам  является кандидатом); 
 

- воинских частей  и военных учреждений, организаций; 
 

- благотворительных  организаций и религиозных объединений. 
 

Журналистам, должностным  лицам СМИ запрещается участвовать  в освещении избирательной кампании через СМИ, если они сами являются кандидатами либо доверенными лицами. 
 

2) Запрет агитации, сопровождаемой предоставлением  избирателям бесплатно или на  льготных условиях товаров, услуг  (за исключением информационных  услуг), ценных бумаг, денежных  средств. 
 

3) Запрет на содержательные  моменты, к которым отнесены 
 

- призывы к насильственному  изменению основ конституционного  строя РФ; 
 

- призывы к нарушению  целостности РФ; 
 

- пропаганда социального,  расового, национального, религиозного  или языкового превосходства;  возбуждение социаль-  
 

ной, расовой, национальной или религиозной вражды. 
 

4) Запрет вручать  избирателям денежные средства, подарки,  бесплатное распространение   любых  товаров. 
 

(Внимание: можно  бесплатно распространять печатные, в том числе иллюстративные - открытки, календари и проч., а также значки, специально изготовленные для  избирательной кампании). 
 

5) Запрет воздействовать  на избирателей обещаниями передачи  им денежных средств, ценных  бумаг, иных материальных благ. 
 

6) Запрет прерывать  предвыборную агитацию на ТВ  и радио рекламой товаров, работ и услуг. 
 

7) Запрет на распространение  анонимных либо подложных агитационных  печатных материалов. 
 

8) Запрет на вывешивание  агитационных печатных материалов  на сооружениях, имеющих культурную  ценность, а также в помещении  избирательной комиссии и в  помещении для голосования. 
 

Для подстраховки рекомендуется  кандидатам, объединениям делать видео- и аудиозапись своих выступлений, содержащих предвыборную агитацию - ибо  официальные копии соответствующих  программ будут храниться в течение  полугода со дня выхода данных программ в эфир. 
 

Это нужно для  того, чтобы иметь аргументированную  позицию в случае возникновения  дела в избирательных комиссиях, государственных органах обесчпечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации либо в судах общей юрисдикции. 
 

А в том, что споры  в сфере информационной деятельности и предвыборной агитации возникать  будут - сомневаться не приходится. Проблема обеспечения "разумного  баланса между свободой СМИ и  их деятельностью в правовом и  этическим русле" является по мнению председателя Третейского информацион- 
 

ного суда (ныне - Судебной палаты по  информационным  спорам 
 

при Президенте РФ) А.Б.Венгерова  жизненно важной. 
 

Избирательная комиссия обязана приять меры по пресечению незаконной агитационной деятельности и вправе обратиться в соответствующие  органы с представлением о пресечении про-  
 

тивоправной предвыборной агитации. Законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за подобные правонарушения. 
 

Кандидаты, избирательные  объединения должны обратиться в  соответствующую избирательную  комиссию для внесения своих предложений  о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, объединениям, блокам на каналах государственных  телдерадиокомпаний. 
 

Предложения будут  рассмотрены при составлении  соответствующей инструкции Центризбиркома, которую надо будет не забыть получить и изучить. 
 

То же самое надо сделать и с инструкцией того же ЦИК РФ о порядке публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях. 
 

Надо заметить, что  равные условия для кандидатов на страницах периодических печатных изданий обязаны обеспечить не только чисто государственные издания, но и те СМИ, в ко­торых одним из учредителей выступает государственный орган (учреждение, предприятие, организация), либо которые финансируются хотя бы частично за счет средств соответствующего бюджета. 
 

При проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями надо сначала подать заявление о выделении  помещений для проведения таких  мероприятий, имея в виду, что рассматриваться  они будут в пятидневный срок. По требованию избирательной комиссии пригодные помещения - объекты государственной или муниципальной собственности, не входящие в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия - предоставляются безвозмездно для встреч с избирателями. 
 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ 
 

За период между  выборами 1990 и 1995 года Российская Федерация  прошла через мучительную смену  общественного строя. Резкий переход  к рынку привел и к смене  роли товарно-денежных отношений в  общественной жизни. Это наглядно демонстрирует  то внимание, которое уделяет новое  избирательное  
 

законодательство  вопросу о финансировании выборов. 
 

Кандидатов в депутаты и избирательные объединения  в меньшей мере интересует та часть  вопроса, которая касаетсмя финансирования официальных избирательных действий, связанных с организацией подготовки и проведения выборов. Их интересует прежде всего финансирование собственных действий во время предвыборной кампании. 
 

Главное различие между  выборами 1990 и 1993/1995 годоав состоит в том, что прежде все расходы, связанные с проведением избирательных действий производились только за счет государственных средств; финансовая поддержка отдельных граждан, организаций и проч. не допускалась. 
 

Начиная с выборов 1993 г. у нас создаются избирательные  фонды кандидатов в депутаты, избирательных  объединений (блоков). Отныне порядок  их создания и использования подробно регулируется нормами ст.52-54 федерального закона "О выборах депутатов  Государственной Думы" 1995 г. 
 

Какие моменты следует  иметь в виду? 
 

Средства избирательных  фондов должны держаться на специальных  временных счетах в отделениях Сбербанка  РФ, и нигде более. Несмотря на непредсказуемую  инфляцию, доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. 
 

В этот фонд войдут: 
 

во-первых, средства, выделенные соответствующей избирательной  комиссией - из тех денег, которые  той или иной комиссии поступят от Центризбиркома в течение 10 дней со дня назначения выборов. Все кандидаты  в данном округе получат на счета  своих избирательных фондов одинаковое количество бюджетных средств; в 1993 году эта сумма равнялась 100 тысячам  рублей, в 1995 году судя по всему - до нескольких миллионов рублей, не более. 
 

во-вторых, собственные  средства кандидата - не более чем 1000 минимальных размеров оплаты труда (к примеру, на июль 1995 - не более 52,5 млн руб; в случае избирательного 
 

объединения - не более 100 тыс. минимальных зарплат, то есть 
 

не более 5,25 млрд руб). 
 

в-третьих, средства, которые выделены кандидату выдвинувшим  его избирательным объединеним - не более 1500 мини-  
 

мальных зарплат,  (то есть до 78,8 млн рублей, исходя из тех 
 

же данных по уровню минимального размера оплаты труда); 
 

в-четвертых, добровольные пожертвования физических лиц (до 20 минимальных зарплат от одного лица на кандидата и до 30 - на избирательное  объединение) и юридических лиц (соответственно, до 200 и 2000 минимальных зарплат). 
 

Заметим, что имеется  общий предел добровольных пожертвований. Он вытекает из того, что предельная сумма средств избирательного фонда  кандидата - не более 10 тысяч минимальных  зарплат (на июнь 1995 г. - не более 525 млн. рублей, что эквивалентно 116 тысяч  долларов США). 
 

Следовательно, для  кандидата, выдвинутого избирательным  объединением в случае, если всех источников привлечено по максимально возможной  величине, добровольных пожертвований  можно максимум привлечь на сумму, являющуюся остатком от 393,7 млн руб за вычетом суммы в несколько млн руб (средства бюджета). 
 

Предельная сумма  избирательного фонда избирательного объединения - не более 250 тысяч минимальных  зарплат, то есть немногим более 13 млрд рублей или 2,9 млн долларов США (исходя из уровней начала июля 1995 года). 
 

Излишки средств  закон обязывает вернуть жертвователям, а анеонимные пожертвования - перечислить государству. 
 

Закон устанавливает  запрет на пожертвования в избирательные  фонды со стороны: 
 

- иностранных государств, организаций и граждан; 
 

- лиц, не имеющих  гражданства; 
 

- российских юридических  лиц с иностранным участием, если  в их уставном капитале доля  иностранного капитала превышает  30 процентов; 
 

- международных организаций  и междуна родных общественных движений; 
 

- государственных  и муниципальных организаций,  учреждений, органов местного самоуправления; 
 

- воинских частей, военных учреждений и организаций 
 

- благотворительных  организаций и религиозных объединений. 
 

Обратим внимание  на одно весьма важное обстоятельство:  
 

Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации