Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:25, доклад
Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся
- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;
- тип избирательной системы, виды избирательных округов;
- последовательность и сроки избирательных действий;
- порядок назначения выборов;
- роль избирательных объединений (блоков);
- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;
- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;
- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;
- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;
- финансирование выборов;
- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.
Право беспрепятственной
предвыборной агитации за своих кандидатов
в 1990 году предоставлялось трудовым
коллективам, общественным организациям,
коллективам средних
Гражданам РСФСР
законом гарантировалось право
агитации за или против кандидатов
на собраниях, в печати, по телевидению,
радио. Агитация в день выборов не
допускалась.
Тогда было иное время:
1988-1991 годы войдут в историю России
как годы миража подлинного народовластия.
Многие Советы начали преображаться, их
печатные органы играли ведущую роль
в процессе разворачивания гласности
и гражданской инициативы.
По-другом проходили
выборы 1993 года. Только что отгорело
здание Дома Советов РФ, в Лефортово
еще сидели задержанные политические
деятели, Конституция (Основной Закон)
РФ была упразднена, выход ряда газет
и программ приостановлен. Президент
РФ издал указ N1792 от 29 октября 1993 года
"Об информационных гарантиях для
участников избирательной кампании
1993 года", которым утвердил Положение
об информационных гарантиях предвыборной
агитации и образовал Третейс-
кий информационный
суд в составе 9 членов. Через
несколько
дней появилось
постановление Центризбиркома, утвердившее
положение о порядке
Опыт избирательной
кампании 1993 года показал примеры
как злоупотребления свободой массовой
информации, так и незаконных запретов,
ограничивавших свободу мысли, слова,
предвыборной агитации.
В кампании 1995 года вопросы
предвыборной агитации регулируются законами
Российской Федерации: "О средствах
массовой информации", "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации" (см.главу VI Предвыборная
агитация) и "О выборах депутатов Государственной
Думы" (см.главу VIII Предвыборная агитация).
Кандидаты в депутаты
должны иметь в виду установленный
в соответствующих законах ряд
ограничений на предвыборную агитацию.
К ним относятся следующие:
1) Запрет на участие
в предвыборной агитации для -
- членов избиркомов
с правом решающего голоса;
- государственных
органов, органов местного
- воинских частей
и военных учреждений, организаций;
- благотворительных
организаций и религиозных
Журналистам, должностным
лицам СМИ запрещается
2) Запрет агитации,
сопровождаемой
3) Запрет на содержательные
моменты, к которым отнесены
- призывы к насильственному
изменению основ
- призывы к нарушению
целостности РФ;
- пропаганда социального,
расового, национального, религиозного
или языкового превосходства;
возбуждение социаль-
ной, расовой, национальной
или религиозной вражды.
4) Запрет вручать
избирателям денежные средства,
подарки, бесплатное распространение
любых товаров.
(Внимание: можно
бесплатно распространять
5) Запрет воздействовать
на избирателей обещаниями
6) Запрет прерывать
предвыборную агитацию на ТВ
и радио рекламой товаров, работ и услуг.
7) Запрет на распространение
анонимных либо подложных
8) Запрет на вывешивание
агитационных печатных
Для подстраховки рекомендуется
кандидатам, объединениям делать видео-
и аудиозапись своих
Это нужно для
того, чтобы иметь аргументированную
позицию в случае возникновения
дела в избирательных комиссиях,
государственных органах
А в том, что споры
в сфере информационной деятельности
и предвыборной агитации возникать
будут - сомневаться не приходится.
Проблема обеспечения "разумного
баланса между свободой СМИ и
их деятельностью в правовом и
этическим русле" является по мнению
председателя Третейского информацион-
ного суда (ныне - Судебной
палаты по информационным спорам
при Президенте РФ) А.Б.Венгерова
жизненно важной.
Избирательная комиссия
обязана приять меры по пресечению
незаконной агитационной деятельности
и вправе обратиться в соответствующие
органы с представлением о пресечении
про-
тивоправной предвыборной
агитации. Законодательством предусмотрена
уголовная и административная ответственность
за подобные правонарушения.
Кандидаты, избирательные
объединения должны обратиться в
соответствующую избирательную
комиссию для внесения своих предложений
о порядке предоставления эфирного
времени кандидатам, объединениям,
блокам на каналах государственных
телдерадиокомпаний.
Предложения будут
рассмотрены при составлении
соответствующей инструкции Центризбиркома,
которую надо будет не забыть получить
и изучить.
То же самое надо
сделать и с инструкцией того
же ЦИК РФ о порядке публикации
агитационных предвыборных материалов
в периодических печатных изданиях.
Надо заметить, что
равные условия для кандидатов на
страницах периодических
При проведении предвыборных
собраний, встреч с избирателями надо
сначала подать заявление о выделении
помещений для проведения таких
мероприятий, имея в виду, что рассматриваться
они будут в пятидневный срок. По требованию
избирательной комиссии пригодные помещения
- объекты государственной или муниципальной
собственности, не входящие в Государственный
свод особо ценных объектов культурного
наследия - предоставляются безвозмездно
для встреч с избирателями.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
За период между
выборами 1990 и 1995 года Российская Федерация
прошла через мучительную смену
общественного строя. Резкий переход
к рынку привел и к смене
роли товарно-денежных отношений в
общественной жизни. Это наглядно демонстрирует
то внимание, которое уделяет новое
избирательное
законодательство
вопросу о финансировании выборов.
Кандидатов в депутаты
и избирательные объединения
в меньшей мере интересует та часть
вопроса, которая касаетсмя финансирования
официальных избирательных действий,
связанных с организацией подготовки
и проведения выборов. Их интересует прежде
всего финансирование собственных действий
во время предвыборной кампании.
Главное различие между
выборами 1990 и 1993/1995 годоав состоит в том,
что прежде все расходы, связанные с проведением
избирательных действий производились
только за счет государственных средств;
финансовая поддержка отдельных граждан,
организаций и проч. не допускалась.
Начиная с выборов
1993 г. у нас создаются избирательные
фонды кандидатов в депутаты, избирательных
объединений (блоков). Отныне порядок
их создания и использования подробно
регулируется нормами ст.52-54 федерального
закона "О выборах депутатов
Государственной Думы" 1995 г.
Какие моменты следует
иметь в виду?
Средства избирательных
фондов должны держаться на специальных
временных счетах в отделениях Сбербанка
РФ, и нигде более. Несмотря на непредсказуемую
инфляцию, доходы по указанным счетам
не начисляются и не выплачиваются.
В этот фонд войдут:
во-первых, средства,
выделенные соответствующей избирательной
комиссией - из тех денег, которые
той или иной комиссии поступят от
Центризбиркома в течение 10 дней со
дня назначения выборов. Все кандидаты
в данном округе получат на счета
своих избирательных фондов одинаковое
количество бюджетных средств; в 1993
году эта сумма равнялась 100 тысячам
рублей, в 1995 году судя по всему - до нескольких
миллионов рублей, не более.
во-вторых, собственные
средства кандидата - не более чем 1000
минимальных размеров оплаты труда
(к примеру, на июль 1995 - не более 52,5 млн
руб; в случае избирательного
объединения - не более
100 тыс. минимальных зарплат, то есть
не более 5,25 млрд
руб).
в-третьих, средства,
которые выделены кандидату выдвинувшим
его избирательным объединеним -
не более 1500 мини-
мальных зарплат,
(то есть до 78,8 млн рублей, исходя из тех
же данных по уровню
минимального размера оплаты труда);
в-четвертых, добровольные
пожертвования физических лиц (до 20
минимальных зарплат от одного лица
на кандидата и до 30 - на избирательное
объединение) и юридических лиц (соответственно,
до 200 и 2000 минимальных зарплат).
Заметим, что имеется
общий предел добровольных пожертвований.
Он вытекает из того, что предельная
сумма средств избирательного фонда
кандидата - не более 10 тысяч минимальных
зарплат (на июнь 1995 г. - не более 525 млн.
рублей, что эквивалентно 116 тысяч
долларов США).
Следовательно, для
кандидата, выдвинутого избирательным
объединением в случае, если всех источников
привлечено по максимально возможной
величине, добровольных пожертвований
можно максимум привлечь на сумму, являющуюся
остатком от 393,7 млн руб за вычетом суммы
в несколько млн руб (средства бюджета).
Предельная сумма
избирательного фонда избирательного
объединения - не более 250 тысяч минимальных
зарплат, то есть немногим более 13 млрд
рублей или 2,9 млн долларов США (исходя
из уровней начала июля 1995 года).
Излишки средств
закон обязывает вернуть
Закон устанавливает
запрет на пожертвования в избирательные
фонды со стороны:
- иностранных государств,
организаций и граждан;
- лиц, не имеющих
гражданства;
- российских юридических
лиц с иностранным участием, если
в их уставном капитале доля
иностранного капитала
- международных организаций
и междуна родных общественных движений;
- государственных
и муниципальных организаций,
учреждений, органов местного
- воинских частей,
военных учреждений и
- благотворительных
организаций и религиозных
Обратим внимание
на одно весьма важное обстоятельство:
Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации