Развитие избирательной системы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:25, доклад

Краткое описание

Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся
- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;
- тип избирательной системы, виды избирательных округов;
- последовательность и сроки избирательных действий;
- порядок назначения выборов;
- роль избирательных объединений (блоков);
- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;
- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;
- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;
- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;
- финансирование выборов;
- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 44.99 Кб (Скачать)

Мировой опыт выработал  очень важный принцип, при котором  внутренняя организация и деятельность общественных объединений не должны ущемлять основные права и свободы  человека и гражданина. (Этот принцип, кстати, мы предлагали закрепить в  Конституции Российской Федерации  в специальной главе об общественных объединений).

Вопрос о порядке  выдвижения кандидатов в депутаты не может быть внутренним делом партии, посокльку речь идет о гарантиях конституционного права граждан РФ быть избранными в состав органов государственной власти. 
 

Исходя из этого  недопустимо, когда состав кандидатов, порядок их размещения в списке определяются лично руководителем объединения, либо узкой группой его соратников. Подобная практика была весьма характерна для выборов 1993 года. 
 

Закон 1995 года оговаривает, что выдвижение федерального списка, равно как и кандидатов в одномандатных  округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения, причем - тайным голосованием. Состав списка и  порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, (а не каким либо его органом). 
 

Это весьма важное положение  и,  далее,  -  дело  членов  
 

данного объединения: промолчать либо не промолчать в момент, 
 

когда объединению  будет предложено просто утвердить  тот список, который подготовлен  кулуарно руководством. 
 

Такое случалось, когда  в уставах объединения не определен  был порядок выдвижение кандидатов в состав представительных органов  власти. 
 

Ибо потом будет  поздно. После представления федерального списка (до 270 человек) и протокола  с решением съезда (конференции) избирательного объединения в Центризбирком  состав списка и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов. 
 

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗБИРАТЕЛЯМИ 
 

СБОР ПОДПИСЕЙ В  ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ 
 

В 1990 году на выборах  кандидаты могли быть выдвинуты  по месту жительства избирателей. Такие  собрания созывались избирательными комиссиями по согласованию с Советами народных депутатов как по собственной инициативе, так и по инициативе органов общественной самодеятельности, подержанной не менее 300 избирателями данного округа. При выдвижении кандидатов в народные депутаты РСФСР на собрании должны были присутствовать не менее 300 избирателей. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливались самим собранием. 
 

В 1993 году для выдвижения кандидата в одномандатном избирательном  округе требовалось, чтобы в его  поддержку были собраны подписи  не менее 1 процента общего числа избирателей  округа (в среднем для Российской Федерации в 1993 году это составляло около 5 тысяч подписей). 
 

На выборах 1995 года эта норма сохраняется. В случае проведения досрочных выборов число  требуемых подписей сокращается  наполовину. 
 

Заметим, что в 1993 году кандидатам, выдвинутым по одномандатным  округам избирательными объединениями, собирать подписи не требовалось. Теперь же закон уравнял кандидатов в  их правах: он требует сбора подписей в поддержку каждого  
 

кандидата  в  количестве  не менее одного процента от общего 
 

числа избирателей  данного избирательного округа. Это  положительное изменение. 
 

Самое важное нововведение в этом виде избирательных действий состоит в следующем: ст.41 оговаривает, что при сборе подписей "недопустимы  принуждение и подкуп избирателей  в любых формах со стороны лица, собирающего подписи". Такая норма  появилась с учетом печальной  практики подарков, в т.ч. в денежном выражении, выдававшихся "за подпись" в ходе кампаний последнего времени. 
 

Однако, справиться с задачей - проследить за порядком сбора подписей и предотвратить давление на избирателей или их подкуп - будет весьма непросто. 
 

Вместе с тем, кандидаты  и объединения должны знать: за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное) избирателям  разрешается вручать денежные средства, подарки и иные материальные ценности (часть вторая ст.46 закона о выборах  депутатов ГосДумы). 
 

Обратим внимание, что  собранные подписи подлежат проверке в избирательных комиссиях - на предмет  правильности оформления подписных  листов и соответствия порядка выдвиже­ния кандидата требованиям закона. 
 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 
 

Понятие избирательной  власти. 
 

Демокрaтический республикaнский прaвовой строй в классическом понимании еще со времен Аристотеля предполaл рaзделение влaстей нa создaющие зaкон, применяющие зaкон и следящие зa его соблюдением. Соответственно этому, системa госудaрственной влaсти в нынешней Российской Федерации основaнa нa рaзделении нa зaконодaтельную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). 
 

Этого в современных  условиях явно недостаточно. Автор  данных строк отстаивал и продолжает отстаивать позицию, согласно которой  принцип разделения властей в  современной Рос-  
 

сии никак не исчерпывается  разделением на три ветви.  А  куда 
 

прикажете отнести  службу омбудсмэна (уполномоченного по правам человека) или избирательные комиссии? 
 

На наш взгляд, система избирательных комиссий должна сформировать в России самостоятельную  ветвь власти - избирательную власть. 
 

Законодательство  о выборах 1995 г. создало в Российской Федерации законченную систему  постоянно действующих избирательных  комиссий. Их вертикальная цепочка  выглядит следующим образом: 
 

- Центризбирком РФ; 
 

- избирательная комиссия  субъекта РФ; 
 

- окружная избирательная  комиссия; 
 

- территориальная  (районная, городская, и другая) избирательная  комиссия; 
 

- участковая избирательная  комиссия. 
 

Особенности порядка  формирования и полномочий Центральной  избирательной комиссии. 
 

Вершиной этой системы  является Центральная избирательная  комиссия. Правовой статус ее изменился  вполне определенным образом. 
 

Центральная избирательная  комиссия по выборам народных депутатов  РСФСР образовывалась Верховным  Советом РСФСР с учетом предложений  нижестоящих Советов и республиканских  органов общественных организаций. 
 

В 1993 году Центральная  избирательная комиссия по выборам  в Государственую Думу была образована печально знаменитым указом N1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В Положении о выборах было определно, что члены Комиссии назначаются Президентом РФ, причем 10 из них - из числа кандидатов, представленных субъектами РФ в лице их законодательных органов, а другие 10 - из числа кандидатов, представленных главами исполнительной власти регионов. 
 

В 1995 г. действует  Центризбирком РФ, сформированный в  соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации". Состоит  
 

ЦИК РФ из 15 членов, по пять из которых назначается палатами 
 

Федерального Собрания и еще 5 - Президентом РФ. 
 

На наш взгляд, порядок формирования Центризбиркома, определенный в данном законе, оставляет  желать лучшего. Прежде всего - из-за желательной  реальной (но на практике не всегда имеющейся) независимости органов избирательной  власти. 
 

Каждое избирательное  объединение (блок), зарегистрировавше в Центризбиркоме федеральный список кандидатов в депутаты, вправе назначить одного члена Центризбиркома РФ с правом совещательного голоса. 
 

Из перечня полномочий ЦИК РФ (ст.23) выделим следующие, имеющие  ключевую роль. Комиссия: 
 

- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, осуществляет единообразное применение закона о выборах; 
 

- издает инструкции  и иные нормативные акты по  вопросам организации и проведения  выборов. (Отметим, что все акты  ЦИК РФ публикуются официально  для всеобщего ознакомления в  специальном Бюллетене); 
 

- обеспечивает соблюдение  равных правовых условий предвыборной  деятельности для всех избирательных  объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные  списки кандидатов, и для всех  кандидатов, зарегистрированных по  одномандатным избирательным округам; 
 

- рассматривает заявления  и жалобы на решения и действия  нижестоящих избирательных комиссий  и принимает по ним мотивированные  решения. 
 

Это - политико-правовые полномочия Центризбиркома. Немаловажны  и финансовые гарантии его деятельности. ЦИК РФ является юридическим лицом, действует на постоянной основе, распределяет выделенные из федерального бюджета  Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности комиссий, контролирует их целевое  использование. 
 

Окружные избирательные  комиссии: некоторые особенности  Основная нагрузка  внизу  при  выборах по одномандатным 
 

округам выпадает на окружные избирательные комиссии (в  малонаселенных субъектах РФ их роль возлагается на избирательные комиссии данных субъектов). 
 

К важнейшим полномочиям  окружной избирательной комиссии относятся: 
 

- регистрация кандидатов  в депутаты и их доверенных  лиц; 
 

- распоряжение денежными  средствами, выделенными на проведение  выборов по избирательному округу; 
 

- обеспечение соблюдения  равных правовых условий участия  в выборах всем кандидатам  в депутаты; 
 

- рассмотрение заявлений  и жалоб на решения и действия  территориальных и участковых  избирательных комиссий, принятие  по ним решения. 
 

(Вниманию кандидатов  в депутаты: на заседании избирательных  комиссий при рассмотрении жалоб  вправе присутствовать представители  заинтересованных сторон!); 
 

- установление результатов  выборов по одномандатному избирательному  округу, итогов голосования по  федеральному избирательному округу  на соответствующей территории  и переча их в Центральную  избирательную комиссию Российской  Федерации. 
 

У окружных комиссий - свой особый порядок формирования, двумя ветвями власти соответствующего субъекта РФ с учетом предложений  выборных органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей. 
 

Таким образом в интересах честного проведения выборов немаловажно озаботиться и подать такие предложения - не позднее чем за 92 дня до выборов. 
 

При всем при этом избирательное объединение, кандидат в депутаты вправе назначить одного члена комиссии с правом совещательного голоса. Статус члена избирательной  комиссии оговаривает статья 22 закона о выборах депутатов ГосДумы. Активная позиция представителя кандидата (избирательного объединения) поможет быть в курсе всех заседаний комиссии, всех документов и материалов, добиваться рассмотрения отдельных вопросов и принятия решения по ним. 
 

Обратим внимание на то, что представителем кандидата  в избирательной комиссии не могут  быть доверенные лица канди-  
 

датов, их супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении. 
 

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СЛОВА 
 

Предвыборная агитация играет ключевую роль в ориентации избирателей в ходе избирательной  кампании. 
 

В выборах народных депутатов РСФСР 1990 года здесь еще  весьма велика была покровительствующая  роль избирательных комиссий. Избирательные  комиссии с помощью соответствующих  Советов народных депутатов в  случае необходимости предоставляли  трудовым коллективам, общественым организациям и избирателям по месту жительства не только помещения ля собраний и митингов, но и средства массовой информации для ведения предвыборной агитации. 
 

Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации