Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:25, доклад
Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся
- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;
- тип избирательной системы, виды избирательных округов;
- последовательность и сроки избирательных действий;
- порядок назначения выборов;
- роль избирательных объединений (блоков);
- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;
- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;
- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;
- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;
- финансирование выборов;
- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.
Мировой опыт выработал очень важный принцип, при котором внутренняя организация и деятельность общественных объединений не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина. (Этот принцип, кстати, мы предлагали закрепить в Конституции Российской Федерации в специальной главе об общественных объединений).
Вопрос о порядке
выдвижения кандидатов в депутаты не
может быть внутренним делом партии,
посокльку речь идет о гарантиях конституционного
права граждан РФ быть избранными в состав
органов государственной власти.
Исходя из этого
недопустимо, когда состав кандидатов,
порядок их размещения в списке определяются
лично руководителем
Закон 1995 года оговаривает,
что выдвижение федерального списка,
равно как и кандидатов в одномандатных
округах производится на съезде (конференции)
избирательного объединения, причем -
тайным голосованием. Состав списка и
порядок размещения в нем кандидатов
определяются избирательным объединением,
(а не каким либо его органом).
Это весьма важное положение
и, далее, - дело членов
данного объединения:
промолчать либо не промолчать в момент,
когда объединению
будет предложено просто утвердить
тот список, который подготовлен
кулуарно руководством.
Такое случалось, когда
в уставах объединения не определен
был порядок выдвижение кандидатов
в состав представительных органов
власти.
Ибо потом будет
поздно. После представления
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ
В ДЕПУТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗБИРАТЕЛЯМИ
СБОР ПОДПИСЕЙ В
ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ
В 1990 году на выборах
кандидаты могли быть выдвинуты
по месту жительства избирателей. Такие
собрания созывались избирательными комиссиями
по согласованию с Советами народных
депутатов как по собственной инициативе,
так и по инициативе органов общественной
самодеятельности, подержанной не менее
300 избирателями данного округа. При выдвижении
кандидатов в народные депутаты РСФСР
на собрании должны были присутствовать
не менее 300 избирателей. Порядок голосования
и другие процедурные вопросы устанавливались
самим собранием.
В 1993 году для выдвижения
кандидата в одномандатном
На выборах 1995 года
эта норма сохраняется. В случае
проведения досрочных выборов число
требуемых подписей сокращается
наполовину.
Заметим, что в 1993
году кандидатам, выдвинутым по одномандатным
округам избирательными объединениями,
собирать подписи не требовалось. Теперь
же закон уравнял кандидатов в
их правах: он требует сбора подписей
в поддержку каждого
кандидата в количестве
не менее одного процента от общего
числа избирателей
данного избирательного округа. Это
положительное изменение.
Самое важное нововведение
в этом виде избирательных действий
состоит в следующем: ст.41 оговаривает,
что при сборе подписей "недопустимы
принуждение и подкуп избирателей
в любых формах со стороны лица,
собирающего подписи". Такая норма
появилась с учетом печальной
практики подарков, в т.ч. в денежном
выражении, выдававшихся "за подпись"
в ходе кампаний последнего времени.
Однако, справиться
с задачей - проследить за порядком сбора
подписей и предотвратить давление на
избирателей или их подкуп - будет весьма
непросто.
Вместе с тем, кандидаты
и объединения должны знать: за выполнение
предвыборной организационной работы
(дежурство на избирательных участках,
сбор подписей и тому подобное) избирателям
разрешается вручать денежные средства,
подарки и иные материальные ценности
(часть вторая ст.46 закона о выборах
депутатов ГосДумы).
Обратим внимание, что
собранные подписи подлежат проверке
в избирательных комиссиях - на предмет
правильности оформления подписных
листов и соответствия порядка выдвижения
кандидата требованиям закона.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Понятие избирательной
власти.
Демокрaтический республикaнский
прaвовой строй в классическом понимании
еще со времен Аристотеля предполaл рaзделение
влaстей нa создaющие зaкон, применяющие
зaкон и следящие зa его соблюдением. Соответственно
этому, системa госудaрственной влaсти
в нынешней Российской Федерации основaнa
нa рaзделении нa зaконодaтельную, исполнительную
и судебную (ст.10 Конституции РФ).
Этого в современных
условиях явно недостаточно. Автор
данных строк отстаивал и продолжает
отстаивать позицию, согласно которой
принцип разделения властей в
современной Рос-
сии никак не исчерпывается
разделением на три ветви. А
куда
прикажете отнести
службу омбудсмэна (уполномоченного по
правам человека) или избирательные комиссии?
На наш взгляд,
система избирательных комиссий
должна сформировать в России самостоятельную
ветвь власти - избирательную власть.
Законодательство
о выборах 1995 г. создало в Российской
Федерации законченную систему
постоянно действующих
- Центризбирком РФ;
- избирательная комиссия
субъекта РФ;
- окружная избирательная
комиссия;
- территориальная
(районная, городская, и другая) избирательная
комиссия;
- участковая избирательная
комиссия.
Особенности порядка
формирования и полномочий Центральной
избирательной комиссии.
Вершиной этой системы
является Центральная избирательная
комиссия. Правовой статус ее изменился
вполне определенным образом.
Центральная избирательная
комиссия по выборам народных депутатов
РСФСР образовывалась Верховным
Советом РСФСР с учетом предложений
нижестоящих Советов и
В 1993 году Центральная
избирательная комиссия по выборам
в Государственую Думу была образована
печально знаменитым указом N1400 "О поэтапной
конституционной реформе в Российской
Федерации". В Положении о выборах было
определно, что члены Комиссии назначаются
Президентом РФ, причем 10 из них - из числа
кандидатов, представленных субъектами
РФ в лице их законодательных органов,
а другие 10 - из числа кандидатов, представленных
главами исполнительной власти регионов.
В 1995 г. действует
Центризбирком РФ, сформированный в
соответствии с Федеральным законом
"Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации".
Состоит
ЦИК РФ из 15 членов, по
пять из которых назначается палатами
Федерального Собрания
и еще 5 - Президентом РФ.
На наш взгляд,
порядок формирования Центризбиркома,
определенный в данном законе, оставляет
желать лучшего. Прежде всего - из-за желательной
реальной (но на практике не всегда имеющейся)
независимости органов
Каждое избирательное
объединение (блок), зарегистрировавше
в Центризбиркоме федеральный список
кандидатов в депутаты, вправе назначить
одного члена Центризбиркома РФ с правом
совещательного голоса.
Из перечня полномочий
ЦИК РФ (ст.23) выделим следующие, имеющие
ключевую роль. Комиссия:
- осуществляет контроль
за соблюдением законности при подготовке
и проведении выборов депутатов Государственной
Думы, осуществляет единообразное применение
закона о выборах;
- издает инструкции
и иные нормативные акты по
вопросам организации и
- обеспечивает соблюдение
равных правовых условий
- рассматривает заявления
и жалобы на решения и
Это - политико-правовые
полномочия Центризбиркома. Немаловажны
и финансовые гарантии его деятельности.
ЦИК РФ является юридическим лицом,
действует на постоянной основе, распределяет
выделенные из федерального бюджета
Российской Федерации средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения
выборов, обеспечение деятельности
комиссий, контролирует их целевое
использование.
Окружные избирательные
комиссии: некоторые особенности
Основная нагрузка внизу при
выборах по одномандатным
округам выпадает на
окружные избирательные комиссии (в
малонаселенных субъектах РФ их роль
возлагается на избирательные комиссии
данных субъектов).
К важнейшим полномочиям
окружной избирательной комиссии относятся:
- регистрация кандидатов
в депутаты и их доверенных
лиц;
- распоряжение денежными
средствами, выделенными на проведение
выборов по избирательному
- обеспечение соблюдения
равных правовых условий
- рассмотрение заявлений
и жалоб на решения и действия
территориальных и участковых
избирательных комиссий, принятие
по ним решения.
(Вниманию кандидатов
в депутаты: на заседании избирательных
комиссий при рассмотрении
- установление результатов
выборов по одномандатному
У окружных комиссий
- свой особый порядок формирования,
двумя ветвями власти соответствующего
субъекта РФ с учетом предложений
выборных органов местного самоуправления,
общественных объединений, собраний избирателей.
Таким образом в интересах
честного проведения выборов немаловажно
озаботиться и подать такие предложения
- не позднее чем за 92 дня до выборов.
При всем при этом
избирательное объединение, кандидат
в депутаты вправе назначить одного
члена комиссии с правом совещательного
голоса. Статус члена избирательной
комиссии оговаривает статья 22 закона
о выборах депутатов ГосДумы.
Активная позиция представителя кандидата
(избирательного объединения) поможет
быть в курсе всех заседаний комиссии,
всех документов и материалов, добиваться
рассмотрения отдельных вопросов и принятия
решения по ним.
Обратим внимание на
то, что представителем кандидата
в избирательной комиссии не могут
быть доверенные лица канди-
датов, их супруги и
близкие родственники, а также лица, находящиеся
у кандидатов в непосредственном подчинении.
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СЛОВА
Предвыборная агитация
играет ключевую роль в ориентации
избирателей в ходе избирательной
кампании.
В выборах народных
депутатов РСФСР 1990 года здесь еще
весьма велика была покровительствующая
роль избирательных комиссий. Избирательные
комиссии с помощью соответствующих
Советов народных депутатов в
случае необходимости предоставляли
трудовым коллективам, общественым организациям
и избирателям по месту жительства не
только помещения ля собраний и митингов,
но и средства массовой информации для
ведения предвыборной агитации.
Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации