Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:25, доклад
Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся
- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;
- тип избирательной системы, виды избирательных округов;
- последовательность и сроки избирательных действий;
- порядок назначения выборов;
- роль избирательных объединений (блоков);
- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;
- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;
- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;
- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;
- финансирование выборов;
- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.
Но, судьбу чисто мажоритатрной системы на данном историческом этапе решило опасение значительной части оппозиции, что партия административной власти победоносно пройдет по территориям и поможет далее мирно решить вопрос "о стабильности и преемственности".
Нынешняя избирательная система парадоксальным образом не приблизила наше общество к реализации принципа народовласти, декларированного ст.3 Конституции РФ.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Допустим, что выборы
состоятся 17 декабря 1995 года. Попробуем
выбрать из закона о выборах основные
временные рамки некоторых
Формирование избирательных комиссий субъектов РФ - до 21 июля.
Срок назначения выборов (ст.4) - не менее четырех месяцев до дня выборов (т.е. не позднее 17 августа 1995 г.).
Поступление финансовых средств в распоряжение Центральной избирательной комиссии - не позднее 10 дней со дня назначения выборов (т.е. не позднее 27 августа)
Обнародование Федерального
закона, утверждающего схему
Опубликование Центризбиркомом
списка одномандатных избирательных
округов - не менее 108 дней до выборов (одновременно
начинается сбор подписей в поддержку
кандидатов, выдвинутых непосредственно
избирателями) (не позднее 3 сентября)
Формирование окружных избирательных комиссий - не позднее 92 дней до выборов (т.е. 17 сентября).
Образование избирательных участков - не позднее 60 дней до выборов (до 19 октября).
Формирование территориальных избирательных комиссий - не позднее 60 дней до выборов (до 19 октября).
Представление документов
в Центризбирком для
Представление в
избирком подписных листов кандидата,
выдвинутого непосредственно
Формирование участковых избирательных комиссий - не поднее 44 дней до выборов (до 3 ноября).
Опубликование списков избирательных участков - не позднее 40 дней до выборов (до 7 ноября).
Направление главой местной администрации данных об избирателях в избирательную комиссию - не позднее 40 дней до выборов (до 7 ноября).
Предоставление списков
избирателей для всеобщего
Формирование избирательных комиссий субъектов РФ - не позднее 30 дней после вступления в силу Закона о выборах (до 17 ноября).
Утверждение формы
и текста избирательного бюллетеня
Центральной избирательной
Печатание избирательных бюллетеней - не позднее 20 дней до выборов (до 27 ноября).
Оповещение избирателей о времени и месте голосования Участковой избирательной комиссией - не позднее 20 дней до выборов (до 27 ноября).
Выделение местной
администрацией специальных мест для
вывешивания и расклейки
Передача копии списка избирателей в участковую избирательную комиссию - не позднее 16 дней до выборов (до 1 декабря).
Размещение окружной
избирательной комиссией на стендах
в помещении избирательной
День выборов (ст.4) - первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва (т.е. 17 декабря 1995 года).
Приведенный выше временной
график избирательных действий задает
основные параметры, необходимые для
планирования кампании.
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
Выборы 1990 года назначались Верховным Советом РСФСР не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий народных депутатов РСФСР предыдущего созыва.
Заметим, что в
проекте Конституции РФ, подготовленном
Конституционной комиссией
Дату выборов 1993 года назначил сам Президент - за один год и три месяца до истечения определенного Конституцией срока полномочий народных депутатов РФ.
Это полномочие Президента закреплено в нынешнем законодательстве.
Выборы 1995 года должны в соответствии с Конституцией РФ (ст.84) и федеральным законом (ст.4 закона о выборах депутатов ГосДумы) быть назначены Президентом РФ - на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. По-видимому, датой выборов станет 17 декабря 1995 года.
Но это - лишь один из четырех (!) вариантов избирательных действий, зависящих от наличия решения Президента и полноты срока работы нижней палаты.
Следует признать, что
этот порядок вызывает вопросы - прежде
всего из-за неопределенности в сроках
избирательных действий, которые
могут варьироваться в
РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (БЛОКОВ)
Партии и другие
политические общественные объединения
содействуют выражению
Ключевой вопрос - кто является субъектом права выдвижения кандидатов.
Законами о выборах 1988-1989 гг. предусматривалось выдвижение кандидатов в народные депутаты от трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также - от общественных организаций. Для последних устанавливалось, что это делается на пленумах выборных органов этих организаций, но не на бюро или президиумах.
Это был первый шаг к политическому многообразию - как ответ на бурный рост самодеятельных объединений, сначала неформальных, а с 1990 г. - вполне официальных. (Напомним, что среди "пионеров" были Социал-демократическая ассоциация СССР и Социал-демократическая партия России, а также Демократическая партия России - учредительные съезды которых прошли, соответственно, в январе, начале и конце мая 1990 года).
Отныне роль общественных
объединений в избирательных
действиях существенно
В законе о выборах депутатов ГосДумы 1995 г. избирательным объединениям и их роли в выборах посвящена уже самостоятельная глава V. Под ними предлагается понимать общероссийское общественное объединение, которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до объявления выборов (ст.32).
Обратим внимание на
заключительные положения данного
закона, где в ст.71 специально оговорено:
в выборах 1995 года могут также
принимать участие
В Российской Федерации общее количество таких объединений огромно. На 13 марта 1995 г. по данным Минюста РФ в выборах могли участвовать 49 политических партий, 34 политических движения, 49 профсоюзов, 125 других общественных объединений (всего - 257 организаций); на конец июня с.г. их число уже перевалило 269, и это явно не предел.
Количество же избирательных объединений, которое будет зарегистрировано Центризбиркомом предсказать невозможно.
Задача становления реальной многопартийности потребовала внесение изменений в закон, содействующих укрупнению избирательных объединений. Для того, чтобы ужесточить требования к избирательным объединениям и сократить их количество, закон 1995 года содержит новеллы, отличающие его от Положения 1993 года.
Во-первых, избирательное объединение, выдвинувшее федеральный список кандидатов, обязано собрать в его поддержку не менее 200 000 подписей избирателей (ранее эта цифра равнялась 10 000).
Во-вторых, усилено
требование к наличию у избирательного
объединения реальной сети региональных
организаций. Отныне на один субъект
РФ должно приходиться не более семи
процентов от требуемого общего числа
подписей (ст.39 закона). В 1993 г. эта цифра
равнялась 15 процентам. Таким образом,
если ранее избирательное
В-третьих, закон 1995 года исправляет главный недостаток Положения 1993 года, а именно исключение региональных политических структур из реальной борьбы за депутатские места. Согласно ст. 37 избирательное объединение (блок), определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов по субъектам РФ или группам субъектов РФ, при этом в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, может быть не более 12 кандидатов.
В-четвертых - самое главное, что может способствовать укрупнению наших мелких партий. Речь идет о весьма перспективной идее избирательных блоков.
Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с законом о выборах ГосДумы.
Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений.
В ходе дебатов вокруг проекта федерального закона о выборах депутатов ГосДумы удалось добиться снижения ранее неоправданно завышенного порога поддержки избирательных блоков, необходимой для избрания в Государственную Думу - с 7 до 5 процентов.
Теперь, согласно ст.62 закона, избирательные объединения (блоки), списки кандидатов которых получили менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному блоку исключаются
Остается выразить надежду, что очередная неудача многих мелких партий на выборах 1995 года подтоклнет процесс блокирования снизу. (Не путать с крупноблочным строительством, директовно спущенным сверху на глазах изумленного избирателя в виде якобы "спасительной модели" двух частей парти власти
- лево- и правоцентристких блоков).
Обратим внимание избирательных объединений (блоков) на то, что закон дает им право назначать своих представителей, уполномоченных самим законом представлять данное объединение пол всем вопросам, связанным с избирательными действиями. Так что идущие на выборы объединения должны заранее привлечь в свою команду квалифицированных юристов, адвокатов, специалистов по переговорному процессу, по финансовым вопросам. Эти представители могут быть задействованы и в работе избирательных комиссий разного уровня, и в государственных органах, обеспечивающих равные информационные условия кандидатов, и в обычных судах.
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Общественные объединения получили ряд серьезных преимуществ в смысле выдвижения кандидатов в депутаты. В 1993 и 1995 годах избирательные объединения (блоки) получили право выставлять одних и тех же лиц как по общефедеральному округу, так и в одномандатных округах. В 1993 г. из 1569 кандидатов-одномандатников 700 проходили и по партийным спискам. По мнению В.И.Васильева это свидетельствует об откровенном нарушении принципа равенства пассивного избирательного права (права быть избранным): половина кандидатов в 1993 году имела двойное преимущество и возможность быть избранным перед другими.
Этот подход сохраняется и на выборах 1995 года, поскольку ГосДума отклонила разумную поправку Президента РФ, суть которой состояла в том, что кандидаты могут быть зарегистрированы только в одном избирательном округе.
Важно - как та или иная партия осуществляет выдвижение кандидатов в депутаты как в одномандатных избирательных округах, так и по федеральному списку кандидатов.
Информация о работе Развитие избирательной системы в Российской Федерации