Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:54, творческая работа
С переходом страны от тоталитарного к демократическому режиму, от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения в жизни страны. В период существования СССР понятие "гражданское общество" не использовалось; сейчас же, в период преобразований и построения правового государства, данная тема является весьма актуальной. Создание гражданского общества является важным условием развития современной России в плане политики, экономики и права, а также одной из целей модернизации общества.
Правительство
Российской Федерации
Государственный научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики
Нижегородский
филиал
Факультет Права
Кафедра
конституционного и административного
права
Эссе по дисциплине
Теория
государства и права
на
тему: Проблемы постороения гражданского
общества в Российской Федерации
Выполнила: студентка гр.10-Ю1
Порфирьева Ксения
Проверила: к.и.н., доцент
Тенилова
Т.Л.
Нижний
Новгород, 2010
С переходом страны от тоталитарного к демократическому режиму, от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения в жизни страны. В период существования СССР понятие "гражданское общество" не использовалось; сейчас же, в период преобразований и постороения правового государства, данная тема является весьма актуальной. Создание гражданского общества является важным условием развития современной России в плане политики, экономики и права, а также одной из целей модернизации общества.
Понятие "гражданское общество" не однозначно и имеет несколько смыслов. Прежде всего, следует разделить понимания гражданского общества. Первое значение - некоторое качество целостной национальной макрообщности, включающей государство; а второе - специфическая часть, элемент такой общности, который противостоит государству.
С первой точки зрения, гражданское общество представляет собой синоним открытого демократического общества и противостоит закрытому, авторитарному, тоталитарному обществу. Со второй точки зрения, речь идет о совокупности элементов общества, которые обеспечивают открытость, демократичность и гражданственность данного общества. В нашем эссе гражданское общество понимается именно в этом смысле. Другое важное различие состоит между социально-политическим и духовным пониманием гражданского общества. В первом имеются в виду специфические общественные институты или социальные структуры (организации, сети). Во втором случае под гражданским обществом понимают совокупность социальных субъектов, обладающих внутренней свободой, высоким гражданским духом и ответственностью.
Гражданское общество в данной работе можно определить как способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. *1*
У истоков представлений об гражданском обществе стоит древнегреческий философ Аристотель. Он полагал, что основой гражданского общества является частная собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным.
Позднее этим вопросом занялся Цицерон, который пытаясь объяснить равенство людей с правовой точки зрения писал: "...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех". *2*
Следующим мыслителем, затронувшим проблему определения граджданского общества является Джон Локк. Он в своей работе "Опыт о человеческом разуме" утверждал, что основа гражданского общества - это частная собственность, которая есть священная и неприкосновенная.
Иммануил Кант подарил науке новую идею: "гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства". *3*
Огромный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель. Он, в работе "Философия права" определяет гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребостей и разделения труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Он также назвал правовые основы гражданского общества: равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, незыблемость договоров, индивидуальная частная собственность, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство, авторитетный суд. Гегель писал: "В гражданском обществе каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей". *4*
В трудах Маркса и Энгельса гражданское общество понимается как система связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения. Они полагают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, "государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его... Возьмите определенное гражданское общество и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества". *5*
В основе любого гражданского общества лежат наиболее общие идеи и принципы, независимо от специфики той или иной страны. По мнению российского правоведа к ним относятся экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; легитимность и демократический характер власти; безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина; классовый мир, партнёрство и национальное согласие; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. *6*
Таким образом, можно сделать вывод, что гражданское общество - это независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами; союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). К признакам гражданского общества можно отнести: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей
отчуждение от общества власти; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
Процесс создания гражданского общества является весьма сложным и долговременным, имеет противоречивый характер. Ученые считают, что гражданское общество полностью не сформировалсь еще ни в одной стране, в Росси же этот процесс начался только в начале 90-ых ХХ века. В это время в нашей стране произошли значительные изменения в политической, экономической и духовной сферах; законодательно закремился экономический и политический плюрализм, была принята "Декларация по защите прав и свобод человека и гражданина". Исходя из Конституции 1993 г. в России есть все необходимые предпосылки для создания полноценного гражданского общества, т.е. многообразие форм собственности, в т.ч. частная, многопартийность, широкие личные, экономические и политические права и свободы человека и гражданина, свобода деятельности общественных объединений.
Даже не смотря на все условия нормального функционирования гражданского общества, в России этот вопрос является "больным". В нашей стране крайне не развит институт гражданского общества. Проблемы его постороения разные ученые видят по-разному.
В.Н. Плигин, Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и госстроительству выделяет несколько проблем в создании российского гражданского общества. Во-первых, он видит проблему в недостаточном качестве защиты прав граждан России и полагает, что необходимо редактировать законодательство в области расширения функций Уполномоченного по правам человека. Во-вторых, он предлагает увеличить дооступность правосудия путем увеличения числа мировых судей в конкретных субъектах РФ, это уменьшит нагрузки на мировых судей, а для граждан это означает увеличение доступности правосудия. В-третьих, считает, чтио необходимо развивать российскую многопартийность системы: "Необходим детальный анализ ситуации и подготовка закона, определяющего статус парламентских оппозиционных партий, формулирующего реально работающие механизмы конкуренции политических подходов и идей".*7* С ним солидарен председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов, утверждая, что Особая роль в построении гражданского общества и определении его стратегий принадлежит политическим партиям. Это, по его мнению, важный инструмент контроля, источник новых идей, новых форм работы на всех уровнях - от федерального до местного.
Йенс Зиген считает, что главная проблема неразвитости российского гражданского общества исходит от неразвитости демократического общества.
В работе "Гражданское общество в России" он называет Россиию «управляемой демократией», которая не пользуется поддержкой граждан. Он утверждает, что российский политический класс не признан остальной частью населения в качестве своего законного представителя; Если не считать президента, то ни один государственный институт управления не набирает, по данным социологических опросов, более 25-30 процентов голосов поддержки.
Еще одной из главных причин ученые считают ошибки реформаторов 90-ых, в следствие чего разница между доходами богатых и бедных является крайне высокой. По этой же причине в стране не сформировался сильный средний класс, резко снизился уровень правовой культуры. Сегодня средний класс в стране состовляет около 15 % населения, когда в развитых странах - 75-80 %.
Слабость гражданского общества в России обусловлена также масштабами бедности. Согласно официальной статистике численность населения в настоящее время с доходами ниже прожиточного минимума составляет 21 миллион человек. *8* Специалисты замечают, что прожиточный минимум в нашей стране является границей не бедности, а нищеты. Поэтому предлагают ориентироваться не на прожиточный минимум как показатель, обеспечивающий физическое выживание, а на социальный минимум, принимаемый как базу для расчетов. Сегодня более 60 % населения страны имеют доход ниже уровня социального минимума. Все это препятствует становлению среднего класса - главной опоры рыночных экономических отношений, фундамента гражданского общества.
Как отдельную проблему некачественного функционирования гражданского общества можно выделить "задавленность" среднего и малого бизнесса. В нашей стране он зажат с 3х сторон: во-первых, - государством, которое оказывает на него сильное давление, во-вторых, - криминальными группировками, в-третьих, - крупным капиталом.
Следующая насущная проблема российского общества - низкий уровень правовой культуры россиян, терпимое отношение общества к коррупции. В какой-то степени это можно объяснить историческим наследием. На протяжении всего существования нашего государства главной проблемой было (и есть) - преодоление произвола государственной власти по отношению к человеку, его собственности, достоинству, правам и свободам. Без решения этой проблемы не может быть высокого правосознания людей, т.к. для соблюдения закона властями граждане сами должны бороться за свои права и свободы.
Думается, что одной из причин слабой развитости гражданского общества в Российской Федерации является генетический фактор. В течение семидесяти лет народ в СССР не слышал о демократии, гражданском обществе, правах и свободах. Люди привыкли к тому, что все решения за них принимает власть, поэтому сейчас им сложно перестраивать свое сознание. Предшествующее поколение психологически не подготовленно к активному участию в политике, требованию защиты прав и свобод, т.е. созданию гражданского общества.
Подводя итоги работы, следут признать, что в Российской Федерации сущекствует множество проблем в разных сферах жизни общества, которые тормозят развитие государство в целом и нормальное функционирование гражданского общества, в частности. Гражданам бы следовало проявлять большую активность в создании демократического государства с развитой правовой системой и сильным гражданским обществом.
Информация о работе Проблемы построения гражданского общества в Российской Федерации