Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается история формирования в начале ХХ века научных взглядов лежащих в основе теории «единства процесса » и
современные этапы развития идей судебного права как междисциплинарной
отрасли правового регулирования и юридической практики.
В рамках курсовой уяснены значение обособления судебной власти как особого вида публичной власти и присущие судопроизводству как средству осуществления судебной власти общие признаки, ее обоснованность и перспективы. Особым предметом рассмотрения исторические и актуальные проблемы судебного реформирования демонстрирующие на всех его этапах глубокую связанность процессов институционального и функционального (процессуального) развития в сфере судебной деятельности и комплексного развития судебных структур и процедур.
Введение………………………………………………………………..………6
1. Принципы конституционного судопроизводства в современной России….9
1.1Принцип законности………………………………………………………....11
1.2Принцип независимости судей и судов………………………………….....14
1.3Принцип гласности………………………………………………………..…18
2. Порядок формирования и структура Конституционного Суда РФ……….25
2.1Безупречная репутация………………………………………………………28
2.2Гарантии независимости………………………………………………….....30
Заключение ……………………………………………………..………........34
Список использованных источников ……………………………………....36
1 См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г
В отличие от гражданского и арбитражного процессов в конституционном судопроизводстве принцип судебной истины проявляет себя иначе. Если арбитражный суд или суд общей юрисдикции должны рассмотреть дело по имеющимся и представленным сторонами процесса доказательствам, а установленные в таких доказательствах обстоятельства и будут являться истиной, установленной судом по делу, то задача судопроизводства будет достигнута. Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, основная цель его деятельности состоит не в отправлении правосудия и разрешении споров между субъектами правоотношений, а в устранении несоответствия действующего федерального законодательства Конституции РФ. Выходит, что Конституционный Суд РФ осуществляет особым образом функцию контроля за законностью нормативных актов федерального уровня. Поэтому Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела не связан доводами сторон или их заявлениями, ходатайствами. Различия наблюдаются и в равенстве сторон: в отличие от судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, сторона (заявитель) не может заключить мировое соглашение, отказаться от своих требований, изменить их основание и содержание, а на некоторых стадиях стороны вообще не имеют никаких процессуальных прав. Такое положение объясняется 2 причинами:
- Конституционный Суд РФ является органом государственной власти, который осуществляет функцию конституционного контроля в стране;
- при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ практически всегда участвует один из органов государственной власти, а значит Конституционный Суд РФ обладает большим объемом прав по отношению к сторонам процесса, более самостоятелен в выборе средств доказывания и представления доказательств, их сборе.
Принцип непрерывности не устанавливается Конституцией РФ, он носит исключительно процессуальный характер. Содержание данного принципа состоит в том, что разбирательство дела происходит непрерывно до постановления судебного решения по делу. Суд должен постановить решение по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, внутреннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Суд не вправе рассматривать другие дела, пока не разрешит рассматриваемое. Перерыв возможен только в связи с особыми обстоятельствами (например, необходимость подготовки, отдыха).
Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд РФ посчитает вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд РФ назначает дату, на которую переносится заседание. При этом заседание может быть начато как сначала, так и продолжено с того момента, на котором оно было отложено.
Необходимо также отметить, что ФКЗ <О Конституционном Суде РФ> своеобразно определил правила непрерывности рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ, установив их в зависимости от того, рассматривается дело в заседании палаты Конституционного Суда РФ или в пленарном заседании. Если дело рассматривается в пленарном заседании, то до рассмотрения данного дела по существу рассматривать другие дела в пленарном заседании Конституционный Суд РФ не может. Однако это не является основанием для запрета Конституционному Суду РФ рассматривать дела в заседаниях палат Конституционного Суда РФ. Аналогично действует правило и для заседания палат Конституционного Суда РФ. Язык конституционного судопроизводства. Согласно Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.
В Конституционном Суде РФ судопроизводство и делопроизводство могут вестись только на русском языке как единственном признанном государственным языком в РФ. При этом участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Участие в деле переводчика обязательно заносится в протокол судебного заседания, переводчик предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного перевода. Переводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и т.д. Устность разбирательства. Целью данного принципа является наиболее быстрое рассмотрение дела, но в тех пределах, чтобы не нанести ущерб всестороннему его исследованию. Разбирательство дел в Конституционном Суде РФ происходит устно, однако это не исключает и письменного элемента в процессе. Так в заседании Конституционного Суда РФ ведется протокол заседания, для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания, протокол пленарного заседания подписывается Председателем и судьей - секретарем Конституционного Суда РФ, протокол заседания палаты - председательствующим в заседании палаты.
Весь процесс рассмотрения дела осуществляется в устной форме, представленные в суд документы обязательно оглашаются. Однако если какие-либо документы представлялись судьям и сторонам либо уже оглашались в ходе исследования дела, то повторно их могут и не оглашать в судебном заседании. Все представляемые суду доказательства заслушиваются судом, содержание этих исследований протоколируется, сами документы и результаты исследований приобщаются к делу и составляют письменные доказательства по делу. Вместе с тем большинство доказательств, представляемых в Конституционный Суд РФ, выражены в письменной форме. На основании данных положений относительно конституционного судопроизводства можно говорить о принципе сочетания устности и письменности судопроизводства.
Несменяемость судьи Конституционного Суда РФ. Данный принцип означает, что полномочия судьи не ограниченны каким-либо сроком; судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена судьей должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а по доброй воле.
Неприкосновенность судьи Конституционного Суда РФ:
- неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности,
- неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, -
- используемых им личных и служебных транспортных средств, -
- принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья также не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение и принятое судом решение, за исключением случаев, когда виновность судьи будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. Права и обязанности (правовой статус) судей Конституционного Суда РФ устанавливаются положениями ФКЗ <О Конституционном Суде РФ>, и каких-либо различий в правовом статусе судей данный Закон не устанавливает. На каждом заседании Конституционного Суда РФ присутствуют: председательствующий, секретарь судебного заседания, судья-докладчик, другие судьи. Права и обязанности каждого из участников судебного заседания различны. Однако данные отличия не могут означать неравенства прав судей между собой, основы правового статуса каждого судьи Конституционного Суда РФ одинаковы, а установленные обязанности и разновидности функций судей Конституционного Суда РФ необходимы для того, чтобы организовывать рассмотрение и разрешение дела в Конституционном Суде РФ. 1
1 Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" СЗ РФ, 2000, № 7, ст.795
2. Порядок формирования и структура Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.
Являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. Закон о Конституционном Суде по сравнению с предшествующим и прежней Конституцией не сохранил термин <высший> при определении Конституционного Суда. Он действительно не является высшим органом в том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией.
Вместе с тем Конституционный Суд - высший орган в том смысле , что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и Законом о Конституционном Суде.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Как видно количество судей нечетное - это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей.
Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Законом о Конституционном Суде РФ установлены временные рамки: внесения кандидатуры судьи на рассмотрение Совета Федерации Президентом в срок 1 месяца со дня освобождения вакантного места в Конституционном Суде, рассмотрения кандидатуры Советом Федерации - 14 дней. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной и исполнительной власти. На данном основании можно сделать вывод, что Президент РФ самостоятельно формирует список своих <кандидатур> на должности судей Конституционного Суда РФ. Однако это не так, предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Такая позиция законодателя основывается на стремлении включить в состав Конституционного Суда людей с самыми различными взглядами и интересами. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком. Данное положение ставит дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия.
Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в ФКЗ < О Конституционном Суде РФ >. К судье Конституционного Суда РФ предъявляют ряд требований :
- гражданство Российской Федерации.
- гражданство РФ подтверждается паспортом гражданина РФ.
- гражданство означает, что данное физическое лицо состоит в определенном свойстве с государством, в нашем случае с РФ. Если посмотреть на порядок исчисления стажа, то можно сказать, что кандидат на должность судьи не обязательно должен быть урожденным гражданином РФ. Возраст - не менее 40 лет. Достижение указанного возраста также можно подтвердить данными паспорта, метриками, свидетельством о рождении и т.д. Указанный возрастной ценз установлен специально, судьей не сможет стать лицо, которое, хотя и является гражданином РФ, имеет стаж юридической работы не мене 15 лет, безупречную репутацию, но не достигло данного возраста. Установление законодателем определенного возрастного ценза объясняется тем, что именно в таком возрасте человек, отвечающий другим требованиям комментируемой статьи , будет наиболее профессионально выполнять свои должностные обязанности. Однако это не означает, что судьей Конституционного Суда РФ можно стать в 85 и 90 лет. Статьей 12 комментируемого Закона установлен предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет; 1
1 ФКЗ "О судебной системе в РФ" №1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г
Она может подтверждаться тем, что кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ никогда не привлекался к административной или уголовной ответственности, на своей работе не подвергался дисциплинарным взысканиям, возможно даже, что он не был замечен в непристойных местах (частных клубах для досуга) и т.д. Судья должен быть образцом справедливости и беспристрастности для общественности. Он не должен быть замешан в политических скандалах, не должен иметь связей с преступным обществом и т.д. Высшее юридическое образование. Его подтверждается дипломом об образовании. При этом комментируемый Закон не установил требований относительно того, по какой форме обучения обучался кандидат (дневной, заочной, вечерней), поэтому следует делать вывод о том, что все указанные формы обучения подходят для будущего кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ ; Стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Данное положение может подтверждаться различными документами. При этом в отношении судей должен соблюдаться специальный порядок подсчета стажа. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также в стаж работы по юридической профессии включается работа на иных должностях , если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц , укреплением законности и правопорядка , требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике (например, время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии); наличие признанной высокой квалификацией в области права. Признанная высокая квалификация в области права может выражаться в общем признании высокого профессионализма кандидата на должность судьи. Это в свою очередь может подтверждаться наличием публикаций, написанных данным кандидатом по юридической тематике. Кроме того, высокая квалификация в области права может выражаться в присуждении данному гражданину государственных наград за профессиональные заслуги, наличием у кандидата ученой степени в области права. При этом необходимо особо отметить принцип несовместимости должности судьи с занятием должностей в органах политических ветвей власти, в этом проявляется аполитичность Конституционного Суда.
Информация о работе Принципы конституционного судопроизводства в современной России