Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:51, курсовая работа
Современные международные отношения и международное право характеризуются
большим разнообразием.
Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут
существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное
государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство
своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления
Введение ...................... 4
1. Дипломатическое право ............... 5
1. 1.Понятие, система и источники
дипломатического права .. ... .. ....... 5
1.2.Органы внешних сношений .............. 5
1.3.Состав и функции дипломатического
представительства .............. 6
1.4.Начало и прекращение дипломатической
миссии ................... 7
1.5.Дипломатический корпус ............. 8
1.6. Иммунитеты и привилегии
дипломатического представительства
и его сотрудников .................. 9
1.7.Обязанности дипломатического
представительства и его сотрудников
в отношении государства пребывания ........ 11
1.8. Дипломатическое право
специальных миссий .............. 11
1.9. Дипломатическое право международных
организаций ................... 13
1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных
организаций ........ 15
2. Консульское право ................ . 17
2.1. Понятие и источники консульского права ..... 17
2.2. Установление консульских отношений ....... 18
2.3. Классы и персонал консульских учреждений .... 21
2.4. Консульские функции ............. 22
2.5. Иммунитеты и привилегии консульских
учреждений и их персонала .............. 24
Заключение ...................... 26
Список используемой литературы ........... 27
ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия,
совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения
налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от
государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и
родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в
страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же
привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным
лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий,
аккредитованных
при соответствующем
женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по
репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время
международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и
имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.
Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами,
определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам
всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны
предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц
Конвенции.
Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций,
пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами,
чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности,
предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения
ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в
отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при
исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и
документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством
курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в
отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам
дипломатических представительств, находящимся во временных служебных
командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие
предоставляются дипломатическим представителям.
В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с
дипломатическими.
Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и
несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами,
предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим
представителям.
В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются
должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их
личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан
отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или
эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует
отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов
Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от
имущества принадлежит Совету Безопасности ООН.
2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
2.1. Понятие и источники консульского права
Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-
правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений
и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и
обязанности.
Исторически консульские
отношения развивались как
прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы
долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством
советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного
государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам
и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество
представительства интересов своего государства как такового.
С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских
учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все более
многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны
содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-
технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических
связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития
консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику
и отличие от дипломатических.
Источниками консульского права являются международный договор и международный
обычай.
Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в
древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались
главным образом на основе обычая. В настоящее время международные обычаи
продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между
государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.
Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на
двусторонней, так и на многосторонней основе.
В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские
конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о
консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских
чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о
консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г.
СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
Большую роль в консульском праве играют двусторонние договоры и конвенции по
консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас
их число во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил
с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 годах
заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией,
Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.
К источникам консульского
права относятся также
международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским
вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961
года, ст. 3 которой
предусматривает возможность
функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и
международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного
гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд
других.
Весьма важное значение имеют положения национального законодательства,
определяющие статус,
функции и структуру
регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских
учреждений.
2.2. Установление консульских отношений
Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.
Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление
консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут
устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических
отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой
автоматически разрыва консульских отношений.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульских
учреждений: консульские
отделы дипломатических
самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику
института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в
составе дипломатических представительств.
Между установлением
консульских отношений и
консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по
согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении
консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии
соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе,
территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.
Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к
исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого
необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого
государства и признано властями государства пребывания.
Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы назначения своих и
приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.
Консульское право не предусматривает обязательного получения
предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние
консульские договоры и конвенции многие государства включают положения,
предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы
консульского учреждения.
Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского
патента и экзекватуры.
Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными органами
представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего
лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются
полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность,
консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется
правительству государства пребывания.
По получении консульского патента власти принимающего государства решают
вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения
на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру,
консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи
экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства.