Правовые семьи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Следует сделать оговорку о том, что среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. Предлагаемые подходы к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что в силу динамизма развития общественных отношений "не может быть законченной правовой или любой иной классификации".

Оглавление

1.Основные черты правовых семей
2.Романо-германская (континентальная) правовая семья
3.Англосаксонская правовая семья (общего права)
4.Религиозно-традиционные правовые семьи
5.Еврейское право
.6.Каноническое (церковное) право
7.Мусульманское право
8.Индусское право
9.Китайское право
10.Япония
11.Социалистическая (российская) правовая семья

Файлы: 1 файл

правовые семьи мира 2.docx

— 67.77 Кб (Скачать)

 

Великий китайский философ  и просветитель Конфуций родился  в 550 г. до н. э. в эпоху сражающихся царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана - строителя Великой китайской стены. В 213 г. до н. э. он приказал сжечь все сочинения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователей.

 

При следующей династии Хань конфуцианство было провозглашено государственной идеологией и оставалось ею двадцать веков, за исключением периода "культурной революции". Стать чиновником в Китае мог лишь человек, прошедший открытый конкурс на знание конфуцианских текстов и умение применять их идеи при решении жизненных проблем. Конфуцианцы считают, что выполнение норм и правил предписанного поведения должно быть видно со стороны. Они обозначают связанные с этим приметы иероглифом "ли" (ритуал), который служит отправной точкой образа жизни. Его координатами являются иерархия и гармония.

 

Стержнем конфуцианства  являются проблемы управления государством, отношения между людьми в семье  и обществе, нормы нравственности и морали. На упрек о том, почему он в своем учении ничего не говорит  о загробной жизни, Конфуций отвечал  следующим образом: пока люди не научились  правильно относиться друг к другу  в этом мире, то какой смысл рассуждать о мире потустороннем?

 

Согласно конфуцианству  мир человека резко отличается от мира природы, в котором господствует строгая иерархия. По такому образу и подобию должен строиться и  мир человека. Природные законы представители  этого учения называют дао (божественный путь) или тиан дао. Непосредственно миром человека они не управляют. Поэтому разрабатываемые человеком правила поведения должны быть в гармонии с природными законами.

 

Конфуций и его последователи  считали, что различия общественного  положения людей в иерархически организованном обществе должны рассматриваться  как проявление высшей в мире гармонии и потому должны неукоснительно соблюдаться.

 

Конфуцианцы по своей сущности являются рационалистами и прагматиками. В целом китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как "внешнему принуждению".

 

В понимании китайцев право  не считалось фактором порядка и  символом справедливости. Оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный  гражданин не обязан был уважать  право и даже думать о нем: его  образ жизни должен был исключать  любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем  поведении человек должен руководствоваться  не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры  ценнее правосудия. Конфликты следует  гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

 

По этому поводу Конфуций утверждал: "Если люди управляются  по правовым нормам и дисциплинируются наказанием, то они будут беззастенчиво  искать пути, чтобы обойти и то, и  другое. Если же они будут управляться  добродетелью и дисциплинироваться традициями, то они познают стыд и будут вести себя по справедливости".

 

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учредила Международную премию Конфуция. С 2006 г. она будет присуждаться государственным  учреждениям, неправительственным  организациям и отдельным лицам  за выдающийся вклад в дело народного  просвещения.

 

Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали, что все люди равны перед законом. Правильного социального поведения нельзя добиться только одним философским учением. Оно должно обязательно регламентироваться суровым наказанием в виде применения мер принуждения со стороны государства. Поэтому общественная жизнь должна регулироваться нормами позитивного права. Если конфуцианцы считают, что порядок в обществе обеспечивается ритуальным правилам в силу добровольно признаваемой иерархии, то у легистов другая точка зрения.

 

Правила поведения действуют  в отношении всех в одинаковой степени. Устанавливаемый государством закон не должен делать исключений в отношении избранных "как  линейка не сгибается, чтобы измерить изогнутые предметы". Если монарх хочет, руководствуясь законом, эффективно и справедливо управлять страной, то для этого его необходимо обнародовать и исполнять. Закон должен "иметь  ясный смысл" и быть обязательно  известен всем. Правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми - считали  легисты. Они не принимают конфуцианскую  концепцию произвольного саморегулирования  мира. В основе их идеологии возможность  построения хорошо организованного  общества при доминирующей роли государства.

 

Подчеркивая безусловную  роль государства в регулировании  общественных процессов, представители  этого учения позволяли делать образные сравнения. "Мудрец может сразу  же принять умное решение, но он всегда спросит мнение старцев. Можно ровно  обтесать кривое полено, если линейка  точная; можно выровнять землю, если уровень плоский; можно точно  и правильно взвешивать, если есть весы; можно точно измерять объем, если очень хорошая мерка".

 

Провозглашение в Китае  республики (1911 г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20 - 30 гг.) готовились по образцам европейских  законов. Следующий этап - провозглашение в 1949 г. КНР, когда отменяются ранее  действовавшие законы и создаются  новые, реорганизуется система судов. С конца 60-х годов наступает  период "культурной революции", когда  вновь отбрасывается принцип  законности. С середины 70-х годов  провозглашается и более двух десятилетий проводится курс на правовую регламентацию. Стратегия особого пути Китая выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права.

Япония

 

В Японии идеи права заменялись политико-этическими нормами: послушание низших слоев - высшим, вассалов - сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.

 

Особую роль играли и до сих пор играют правила "внешне-приличного" поведения - уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.

 

Японская правовая система  испытала на себе влияние западного  и американского права. Здесь существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права.

Социалистическая (российская) правовая семья

 

С начала 30-х годов и  до конца 80-х годов XX столетия советское  право, являясь по своей сути формой выражения советского законодательства, относилось к семье социалистического  права. Взгляды на специфику современной  правовой системы Российской Федерации  в науке носят дискуссионный  характер. Некоторые авторы считают, что правовая система России не является составной частью романо-германской правовой семьи, потому что у нее "больше своих собственных, свойственных только ей одной, специфических черт...".

 

Такая позиция безусловно заслуживает одобрения. Она подчеркивает самобытность и обособленность путей дальнейшего развития российского законодательства в условиях рыночной экономики, ее направленность на создание необходимых предпосылок для формирования гражданского общества.

 

Высказывается и другая точка  зрения о том, что современное  российское право по своему содержанию в силу естественных причин пока носит  двойственный характер. На сегодняшний  день оно еще не до конца освободилось от характерных особенностей "социалистического  прошлого" и не в полном объеме приобрело черты новой родовой  принадлежности к романо-германскому  праву.

 

По нашему мнению, отнесение  национальной правовой системы к  какой-либо конкретной правовой семье  не исключает признания за ней  права оставаться обособленной, уникальной и самостоятельно определяющей пути своего исторического развития в  рамках складывающихся мировых тенденций.

 

Исследователи предъявляют 6 требований к членам романо-германской правовой семьи: методология права, инфраструктура права, структура процессуального  права, правовая идеология, правовая культура, правовое государство.

 

Романо-германская правовая семья, являясь самой древней  западной правовой системой, имеет  ряд отличительных родовых особенностей:

содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального  права...);

доктринальный характер и  логичность;

кодифицированность основных отраслей материального и процессуального права;

разделяет материальное право  на частное и публичное, признавая  принцип дуализма частного права;

соблюдается принцип первичности  частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному;

основным источником права  признается нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается  лишь как вспомогательный источник;

наряду с соблюдением  принципа верховенства закона действует  и принцип этатизма - признание  и усиление ведущей роли государства  в обществе;

в государствах, относящихся  к этой правовой системе, имеется  несколько видов судов высшего  звена (во Франции три - Верховный  суд общей юрисдикции, Верховный  административный суд, Верховный конституционный  суд; в Германии - шесть...);

действует система административного  контроля министерства юстиции над  судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...);

структура юридической профессии  предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели.

 

Российскому праву, а значит, и законодательству еще предстоит  пройти определенный отрезок пути по дальнейшему реформированию, направленному  на очищение права от остатков правовой идеологии социалистического права, приближение уголовного процесса к  современному континентально-европейскому стандарту, достижение уровня европейской  правовой культуры и построение подлинно правового государства.

 

Представляется необходимым  преодоление оставшейся части дистанции. Стремление России быть полноправным членом мирового сообщества обязывает  ее соответствовать общепринятым международным  стандартам во всех сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится  к процессу формирования качественно  нового законодательства, а значит, и реформирования правовой системы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

Охарактеризуйте основные черты  современных правовых семей.

Романо-германская правовая семья.

Англосаксонская правовая семья.

Мусульманская правовая семья.

Иудейская правовая семья.

Социалистическая правовая семья.

Каноническое право.

Индусское право.

Китайское право.


Информация о работе Правовые семьи в современном мире