Правовые семьи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Следует сделать оговорку о том, что среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. Предлагаемые подходы к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что в силу динамизма развития общественных отношений "не может быть законченной правовой или любой иной классификации".

Оглавление

1.Основные черты правовых семей
2.Романо-германская (континентальная) правовая семья
3.Англосаксонская правовая семья (общего права)
4.Религиозно-традиционные правовые семьи
5.Еврейское право
.6.Каноническое (церковное) право
7.Мусульманское право
8.Индусское право
9.Китайское право
10.Япония
11.Социалистическая (российская) правовая семья

Файлы: 1 файл

правовые семьи мира 2.docx

— 67.77 Кб (Скачать)

 

С учетом отмеченных особенностей получили дальнейшее развитие многие отрасли еврейского права. Интенсивно стало развиваться гражданское  право. Степень развития уголовного права определялась мерой судебной автономии конкретного еврейского центра. Значительное внимание уделялось  развитию публичного права.

 

Ранее публичное право  определяло характер отношений между  правителями (цари, главы государств, главы общин) с рядовыми гражданами. Позже к этим правоотношениям  стали добавляться другие, которые  возникали между гражданами и  общинными органами; общинными органами и их работниками. При этом правовой регламентации стали подвергаться вопросы: избрания руководящих органов; содержания их правомочий; формирования системы налогообложения и эффективности  ее действия. Большое внимание уделялось  разработке проблем юридических  коллизий.

 

Знатоки еврейского права  считали необходимым объединить различные законы, применяемые в  общинах, в нечто единое и незыблемое, безотносительно исторических эпох. Подобные задачи время от времени  возникают перед каждой национальной правовой системой. По своей сути право  обязано обслуживать интересы и  потребности конкретных субъектов  права в рамках исторического  времени. С другой стороны, оно должно опираться на опыт предыдущего времени.

 

В истории еврейского права  специалисты, с нашей точки зрения вполне логично и обоснованно, предлагают выделить следующие два основных этапа, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Характерной особенностью всех периодов развития еврейского права  является безусловная аутентичность  правовых предписаний; нормативный  характер содержащихся в них указаний; непререкаемый авторитет всех установлений Талмуда среди еврейского населения - они не подлежат сомнению и ни кем  не могут быть оспорены.

 

Первый этап начинается с  Письменного Учения и завершается  окончанием составления Талмуда. Он включает в себя Библейский период (приблизительно середина V в. до н. э.); период от Эзры и Нехемьи до периода пар (160 г. до н. э.); период пар, включающий в себя имена пяти пар ученых (от 160 г. до н. э. и до начала новой эры); период Танаим (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.); период амараши (от 220 г. и до V в.); переходный этап к периоду савораши (до VII в.).

 

Второй этап продолжается с периода завершения Талмуда  и продолжается в настоящее время. Он включает в себя следующие периоды: период гаонов (до середины XI в.) - так назывались выдающиеся ученые; раввинский период, который, в свою очередь, делился на три этапа - этап первых раввинов (до XVI в.), этап последних раввинов (до конца XVIII в.), этап потери еврейской судебной автономии (с конца XVIII в.). В последнем этапе выделяют временные периоды, связанные со следующими обстоятельствами: начало национального возрождения (до начала XX в.); период, предшествующий образованию государства Израиль (до конца 40-х годов XX в.); от образования Израиля и до настоящего времени.

 

В начале XX в. создается система раввинских судов, которые постепенно на правовой основе формируют и упорядочивают процесс судопроизводства. Заметным событием стало опубликование в 1943 г. Главным раввинатом разработанной им судебной процедуры (порядка подачи заявления в суд, порядка судебного разбирательства, порядка предоставления доказательств, порядка обжалования судебных решений и т.д.). Часть процедурных вопросов решалась на основе положений Галахи, а часть - на основе общепринятых судебных процедур. Такой подход позволил сохранить исторически сложившиеся правила и традиции, соединив их с современными нормами международного права. К новшествам, имеющим радикальный характер, следует отнести узаконенный раввинским судом способ раздела имущества, получаемого в порядке наследования. Он предусматривал уравнивание в правах дочерей и сыновей, а также женщин и мужчин.

 

В 1944 г. устанавливается минимальная  сумма брачного контракта ("кетуба"). Затем принимается постановление об обязанности отца содержать своих детей до 15-летнего возраста. В 1950 г. постановлением раввинского суда было запрещено вступление в брак лиц, не достигших возраста 16-ти лет. Было определено, что согласно еврейскому законодательству в судопроизводстве показания свидетелей имеют более существенное, нежели только процедурное, значение.

 

Реальная роль современного еврейского права в системе израильского законодательства определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. В целом его позиция сводится к следующим требованиям. Закон прежде всего должен учитывать существующие в стране отношения. Он должен базироваться на положениях существующих в стране юрисдикционных норм, еврейском праве и международном праве. При возникающих юридических коллизиях предпочтение в большей степени отдается положениям еврейского права.

Каноническое (церковное) право

 

Как самостоятельная специфическая  разновидность и подвид конфессионального  права, распространяющего свое действие на верующих, оно имеет обособленный характер. Это определяется высокой  степенью ее разработанности как  системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в  том числе и церковным судом.

 

В основе формирования канонического  права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков отмечает специфику  проявления канонического права  в том, что среди методов правового  регулирования в определенном сочетании  им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия.

 

"Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства".

 

Икономия означает метод правового регулирования, допускающий "снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера".

 

Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и  рабов. В начале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства. В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только в начале IV в. император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии.

 

Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), просвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом "истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

 

В V в. возникли более крупные  объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские епископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской и  церковной властью - статус папы. Руководство  делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. Стала создаваться христианская литература, основу которой составили  четыре Евангелия. Законами римских  императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами стала признаваться роль арбитров не только в церковных делах, но и в тех, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления.

 

Получив официальное признание, христианская церковь не смогла удержаться от искуса и переняла далеко не самые  лучшие методы действий своих врагов. Первый вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в Нике, объявил христианскую церковь "вселенской" и "ортодоксальной" (непогрешимой), осудил инакомыслие, провозгласил принцип нетерпимости. Впоследствии будут запрещены олимпийские игры и сожжена знаменитая александрийская библиотека. Будет и жестокий период инквизиции.

 

В IX в. началось догматическое  и административное обособление  восточной (греческой) церкви. Этот процесс  завершился к середине XI в. В основе раскола лежат несколько причин, в том числе и их нежелание признавать верховенство римских пап.

 

В эпоху средневековья  церковь представляла уже практически  независимую, автономно управляющуюся  не только духовную, но и политическую организацию. В своей деятельности она руководствовалась выработанными  на основе библейских преданий и христианских традиций правилами. В силу значимости христианские правила постепенно приобрели  черты канонического права и  стали распространять свое действие не только на священнослужителей и  работников церкви, но и на всех верующих.

 

С утверждением феодальных отношений  в Европе церковь, монастыри и  епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий. Процедура канонического судопроизводства имела более сложную систему, нежели обычные феодальные суды. Безусловное  предпочтение отдавалось соблюдению чисто  письменной процедуры (подача жалобы, возражения ответчика, показания свидетелей, решение суда). Считалось, что "того, чего нет в документах, не существует вообще". Суд должен был не устанавливать  правоту одной стороны и осуждать другую, а выяснять истину, даже если это идет в ущерб интересов  обратившегося.

 

Основателем ставшей официальным  учением католической западной церкви доктрины исключительной "единоспасающей роли церкви" был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания.

 

Современное каноническое право  отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где  проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Ее корни уходят в античность, в греческую философию  и в римскую правовую культуру. Первоначальные источники складывающегося канонического права были одинаковыми для западных и восточных (греческой) церквей, а именно: Священное писание, включающее Ветхий и Новый заветы; труды выдающихся мыслителей церкви (отцов церкви) - Василия Великого, Григория Богослова, святого Августина; постановления церковных соборов; римское право. Началом признания канонического права имеющим юридический характер считаются Апостольские конституции - сборник правил, составленных в IV в. первыми апостолами. Он включал в себя сначала 50, а затем 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди источников канонического права стали играть декреталии - издаваемые папами постановления.

 

В период "папской революции" (XI - XII вв.), послужившей началом изменения  характера взаимоотношений между  церковью и государством, начинает формироваться новое каноническое право как самостоятельная часть  правовой системы западноевропейского  общества. Более четким становится его юридическое содержание. Основными  источниками становятся папские  конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты...). В этот же период времени  каноническое право начинает изучаться  в университетах. Предпринимается  попытка его кодификации (монах  Грациан). На этой основе возникает собственная церковная школа систематизаторов права - канонистов.

 

С 1583 г. все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное название - единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). Он стал единственным источником норм канонического права, разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским церковным доктринам. Начиная с 1918 г. сборники канонических законов стали выходить под названием "Кодекс канонического права".

 

Крупнейшим идеологом  католицизма является доминиканский  монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который  одним из первых среди средневековых  философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды:

Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный разум, управляющий миром", который  лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение  вечного закона человеческим разумом  и выражается в определении законов  общественной жизни, а также в  стремлении к сохранению и продолжению  рода.

Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания.

Информация о работе Правовые семьи в современном мире