Правовые семьи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Следует сделать оговорку о том, что среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. Предлагаемые подходы к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что в силу динамизма развития общественных отношений "не может быть законченной правовой или любой иной классификации".

Оглавление

1.Основные черты правовых семей
2.Романо-германская (континентальная) правовая семья
3.Англосаксонская правовая семья (общего права)
4.Религиозно-традиционные правовые семьи
5.Еврейское право
.6.Каноническое (церковное) право
7.Мусульманское право
8.Индусское право
9.Китайское право
10.Япония
11.Социалистическая (российская) правовая семья

Файлы: 1 файл

правовые семьи мира 2.docx

— 67.77 Кб (Скачать)

 

В середине XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Начинаются кодификационные работы. Принимаемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы формируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь колониальный тип отношений предопределял соответственно влияние системы континентального и реже общего права. В конституциях некоторых стран мусульманское право считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях. До сих пор сохраняются шариатские суды, которые функционировали и в Чеченской республике (вторая половина 90-х годов). В ряде стран Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права, как правовой обычай или законодательство.

 

Египет был первым государством, отказавшимся еще в конце XIX в. от мусульманского права как от единственного источника права. В Саудовской Аравии, считающейся страной традиционного ислама, все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается англосаксонскому праву.

 

В настоящее время ни в  одной из рассмотренных стран  мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей.

 

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

 

По масштабу применения норм мусульманского права и степени  их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию  современных правовых систем стран  Востока.

 

Первую группу составляют правовые системы (Саудовская Аравия, Иран), где мусульманское право  продолжает применяться максимально  широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).

 

Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие мусульманского права  не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения "личного статуса".

 

К третьей группе можно  отнести правовые системы таких  стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное  право закрепляет особые положения  ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может  быть только мусульманин, а мусульманское  право - источник законодательства.

 

В четвертую группу входят Тунис и Народно-Демократическая  республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 г. по существу наделил  женщину равными правами с  мужчинами в семейных отношениях.

 

Из всех современных мировых  религий ислам, пожалуй, наиболее тесно  соприкасается с политикой, государством и правом. Связывающим звеном между  ними выступает мусульманское право.

 

Изучение современных  источников мусульманского права, текстов  законодательных актов свидетельствует  о некотором сходстве их с европейским  правом. Но внешнее сходство не устраняет  внутренних, нравственно-религиозных  источников, которые по-прежнему устойчиво  определяют поведение людей. Правовые системы этих стран не обладают той  степенью единства, которая свойственна  ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме. Все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые  господствуют в западных странах. Эти  правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в  которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять  те же функции, что в западных странах.

 

В 2005 г. в мире насчитывалось 1,3 млрд. мусульман. Более чем в 40 государствах мусульмане составляют большинство  населения, среди них: в Индонезии - 210 млн., в Пакистане - 150, в Бангладеш - 110, в Нигерии - 80, в Иране и  в Турции - по 65, в Египте - 60, в Марокко  и в Алжире - по 30, в Судане - 25, Саудовской Аравии - 20. В Индии (более 1,1 млрд. населения) проживает 140 млн. мусульман.

 

Создана Организация Исламская  конференция (ОИК), объединяющая 57 мусульманских  государств. В их число входят 6 стран - членов СНГ. Размер уставного капитала этой организации составил более 12 млрд. долл. Образована "большая исламская  восьмерка", на долю которой приходится уже около 8% мировой торговли.

 

Увеличивается не только численность, но и влияние мусульман на общественные процессы (политические, экономические, идеологические, правовые и иные), происходящие в странах Западной Европы. В начале 2000 г. группа экспертов ООН разработала  всемирный прогноз развития миграционных процессов на первую четверть XXI века. Из него следовало, что почти все  развитые страны стоят перед угрозой  исламизации, но сильнее всего этот процесс проявится в Европе. Пока этот прогноз оправдывается.

 

После окончания Второй мировой войны в Европе из-за неравномерного развития стран наблюдалась "внутренняя" миграция населения. На смену ей с начала 80-х годов XX столетия основные потоки рабочей силы стали поступать из бедных исламских стран. Они решали не только чисто экономические проблемы, но и демографические. Специалисты ввели в обращение новое понятие - "европейский ислам". Многие (более половины) из мусульман, натурализовавшихся в европейцы при сохранении исламской культуры, считают себя "верующими, но не практикующими".

 

Численность стран - членов Европейского Союза до его расширения за счет бывших социалистических государств составляла 379 миллионов, из них почти 14 млн. иммигрантов-мусульман, прибывших в основном из Турции, Магриба, Индийского субконтинента.

 

В Англии насчитывается 2000 имамов, 1600 мечетей, 4 частные мусульманские  школы. Во Франции - 1500 имамов, 1685 мечетей  и молельных мест. В ФРГ - 1500 имамов, более 1000 мечетей, примерно 2000 молельных  мест и одна частная мусульманская  школа. С 1 января 2000 г. германское гражданство  стало определяться не только "по крови" (по национальности родителей), но и по месту рождения. В Дании - 90 имамов, 40 молельных мест, 12 частных  мусульманских школ. В Голландии - 500 имамов, 450 мечетей, 20 частных мусульманских  школ. В Италии - 2 мечети, 155 молельных  мест. В Испании - 12 мечетей, 60 молельных  мест, 4 частные мусульманские школы.

 

В России проживает более 26 (по другим оценкам - более 20) млн. мусульман. Ранее в Российской империи существовало четыре крупных региональных мусульманских  центра. Главы двух из них, бухарский  эмир и хивинский хан, входили  в Госсовет и участвовали во всех важнейших государственных церемониях, в том числе в интронизации православного императора. Четыре крупных  мусульманских центра сохранялись  и в СССР. Теперь этих структур нет, а взамен образовалось более 40 духовных управлений. Фактически мусульманское  сообщество России разобщено на региональные и этнические анклавы.

 

Одной из особенностей ислама в России является отсутствие (за исключением  Северного Кавказа) "политического  ислама". По большей части граждане, исповедующие эту религию, являются этническими мусульманами. Для них  характерен бытовой ислам, выражающийся в исполнении небольшой части  религиозных обрядов и предписаний. В различных регионах России также  наблюдается заметное различие в  религиозных традициях. В отличие  от других стран решением Конституционного Суда Российской Федерации также  запрещено создание политических партий на религиозной основе.

Индусское право

 

Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни  и общественное устройство. Индуизм  сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом  государственно-правовых отношений  современного, в частности индийского, общества.

 

Особую роль индусское  право играет в тех сферах, где  влияние религии до сих пор  наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

 

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными  истоками. Это не право Индии, а  право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения  велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре  и Малайзии, а также в странах  на восточном побережье Африки. (Преимущественно  в Танзании, Уганде, Кении.) Как и  ислам, индуизм обязывает своих  последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и  к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о  перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой  облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в  этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному  общественному укладу.

 

Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному  кодексу. Хотя и считается, что все  индийцы равны, но на самом деле эти  различия весьма ощутимы. Одним из убеждений  индуизма является то, что люди разделены  с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему  прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и  социальной системы индуизма. При  этом каждый человек должен вести  себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени  индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества  и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

 

Духовные книги служили  важнейшими путеводителями людей и  способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о  справедливости, совести. Обычаи и решения  каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

 

Огромную роль среди индусов  играет обрядовая чистота, отрицательным  следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями  других каст.

 

Браки между представителями  разных каст также запрещаются. В  обычной индусской семье собственность  общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется  прожиточный уровень.

 

Не последнюю роль в  настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н. э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали.

 

В период колониальной зависимости  индусское право подверглось  влиянию доктрины общего права, но полного  его вытеснения не произошло. И после  провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию  по мотивам кастовой принадлежности.

 

Обновлению и унификации правовой системы препятствует наличие  ряда религий и устойчивых территориальных  традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная  регламентация по линии штатов с  их спецификой набирает силу.

Китайское право

 

Среди многочисленных философских  идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными  являются даосизм, конфуцианство и  легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

 

Даосизм считает, что во Вселенной  господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно  возникло (родилось) раньше небес и  земли. Оно спокойно и пусто, а  также независимо и неизменно. Оно  является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему, не имеется.

 

Основной смысл даосизма заключается в том, что если "человек  следует в своих делах и  мыслях этим великим путем, не побуждаемый  волевым усилием, то все в порядке". Даосизму чуждо силовое решение  возникающих проблем. Они предлагают плыть по течению. В их понимании  диета - это не самоограничение, а  здоровый образ жизни, позволяющий  жить умеренной полноценной жизнью. Таким образом, учение даосизм проповедует "недеяние". Они выступают против использования норм права и традиций.

 

Конфуцианство как философское  учение имеет прямо противоположные  даосизму взгляды. Его представители  занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство  проповедует процесс самосовершенствования  посредством "взятия себя в железные рукавицы". В Китае символом подобного  метода является карп, плывущий против течения.

Информация о работе Правовые семьи в современном мире