Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности правового государства, а также проблем формирования правового государства в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать концепции правового государства;
- раскрыть понятие «правового государства»;
- перечислить признаки правового государства;
- раскрыть содержание фундаментальных признаков правового государства;
- проанализировать основные проблемы формирования правового государства в современных условиях;
- определить основные проблемы становления правового государства в РФ, обозначить условия, способствующие становлению

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основные положения правового государства …………………….......5
§ 1. Исторические концепции правового государства………………………..5-7
§ 2. Понятие и признаки правового государства ..…………………………..8-10
Глава 2. Сущность основных признаков правового государства ……………11
§ 1. Верховенство закона ……………………………………………..……..11-12
§ 2. Система разделения властей ………….………………………………..13-15
§ 3. Взаимная ответственность государства и личности ………………….16-17
Глава 3. Проблемы формирования правового государства ………………….18
§ 1. Основные проблемы формирования правового государства ………...18-19
§ 2. Проблемы и условия становления правового государства в России ..20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Список использованных источников…………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего  законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

 

 

 

 

§ 2. Система разделения властей

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей, ведь для правового государства необходимо наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.8

Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках  одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна ни демократия, ни соответственно свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей.9 При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.10

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" - федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

Для демократического общества принцип разделения властей особо  важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Разделение властей способствует обеспечению взаимного контроля функционирующих органов, их взаимодействию, взаимодополнению.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Взаимная ответственность  государства и личности

Взаимная ответственность  государства и личности - неотъемлемый  признак правового государства. В  недемократическом  государстве  признается  только ответственность гражданина перед государством. Он как   бы  дарует  права  и свободы и определяет  его  статус.  В  правовом  же  государстве,  напротив, делаются акценты на ответственность государственных  органов  и  должностных лиц перед гражданами за  их  посягательство  на  их  права  и  свободы.  Эта ответственность   обретает   реальный   характер    только    при    наличии соответствующих   нормативно-правовых    актов,    закрепляющих    процедуру привлечения к ней должностных  лиц,  виновных  в  нарушении  прав  и  свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

    Важным  гарантом  незыблемости  прав  и  свобод   гражданина   является конституционное  положение, в  соответствии  с которыми   властные   структуры государства  обязаны  обеспечить   каждому   возможность    ознакомиться   с документами  и  материалами,  непосредственно  затрагивающие  его  права   и свободы. В правовом  государстве   признается,  и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными  законом.

    Все   это  вместе  взятое   делает  государство    ответственным   перед

гражданином.  В  свою  очередь  гражданин  несет  ответственность  за   свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

    Так, например, Уголовный кодекс  РФ  предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством.  Уголовная  ответственность  - это   предусмотренные    законом    неблагоприятные    последствия (уголовное наказание,  судимость),  наступающие  для  лица,  совершившего  преступление после приговора суда.

        Подводя итог, можно сказать, что  государство, устанавливая  в   правовых законах  меру  свободы  человека,  в  то  же  время  ограничивает   себя   в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву,  государственные  органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за  нарушение  или невыполнение  этих  обязанностей.  Обязанность  закона  для  государственной власти обеспечивается системой мер,  которые призваны  ограничить ее произвол.

К ним относятся:

    -   политическая   ответственность   правительства    перед    органами государственной власти;

    - политическая  ответственность депутатов перед  своими избирателями;

    - юридическая  ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

    На  тех же правовых основах   должна  строится  ответственность   личности перед государством. Применение государственного  принуждения  должно  носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в  обществе права. Соблюдение правовых требований  -  юридическая  обязанность  всех,  и, прежде всего  -  государства,  что  является  характерной  чертой  правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Основные проблемы формирования правового государства

На мой взгляд, целесообразнее всего рассматривать проблемы формирования правового государства в контексте его основополагающих признаков. Правовое государство - это тот же организм, со своими руками и ногами, и его полная целенаправленная деятельность просто невозможна при условии отсутствия тех и иных органов. Причем, формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном и личном.

Головой правового государства является институт гражданского общества. Данный термин все чаще употребляется в нашей стране с начала процесса демократизации, хотя дискуссии по поводу его смысла не затихают и по сей день. Единого, общепризнанного определения гражданского общества пока нет. Сложность в определении заключается в постоянном эволюционизме данного понятия. Гражданское общество как общественное явление - многообразный феномен требует системного подхода к его осознанию. В качестве обобщающего определения в современной науке выделяется: гражданское общество-это система жизнедеятельности общества, автономная по отношению к государственной власти, выражающая частные интересы граждан, регулирующая и защищающая эти интересы. Роль гражданского общества состоит в разрушении монополии на власть государственных деятелей, уравновешивании государственной власти с властью частных лиц и независимых организаций. Формирование правового государства в условиях отсутствия сильного гражданского общества настолько же мифологично, как признание прав и свобод личности в условиях тоталитаризма.

Второй проблемой формирования правового государства вслед  за отсутствием гражданского общества, по мнению большинства ученых, является политический режим. Многовековая практика показывает, что правовое государство может сформироваться лишь в государстве с демократическим режимом. Так, один из основных принципов правового государства - принцип разделения властей одновременно является и основным принципом демократизма. Верховенство закона и равенство перед ним всех и каждого невозможно при тоталитарном и авторитарном политических режимах, воплотить данный принцип правового государства может лишь демократия с ее разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Помимо двух вышеперечисленных  условий (наличие демократии и сильного гражданского общества), предпосылками  являются также развитость рыночных отношений и высокий уровень грамотности населения. Развитость рыночных отношений дает возможность для независимого существования СМИ, отказ от лоббистской политики и ангажированности возможен лишь в случае отсутствия единого хозяина, равного распределения, например, пакета акций между акционерами. По данному принципу устроено большинство частных телекомпаний США и Западной Европы.12

Низкий уровень грамотности  населения - одна из самых тяжело решаемых проблем на пути формирования правового государства после становления института гражданского общества. Как говорил классик: "Знание-сила". Незнание гражданами своих прав - вот главная причина легкости манипулирования обществом со стороны просвещенных. Правовое государство не может функционировать без реализации принципа независимости от чужой воли.

 

 

 

 

§ 2. Проблемы и условия становления правового государства в России

Принцип правового государства  в качестве основы конституционного строя России закреплен в ст.1 Конституции. Кроме того, в ней закреплен ряд институтов, напрямую ориентированных на организацию осуществления этого принципа: институт конституционного контроля; прав человека и гражданина как правового критерия деятельности власти.

Однако принцип правового  государства в Конституции носит  до сих пор программный характер. Законодательная база в целом уже существует, но главный акцент в ближайшие десятилетия должен быть сделан на его реализацию.

Причины медленного продвижения  российского государства в направлении  перерастания в правовое следующие:

1) экономическая - отсутствие роста национального экономического производства, кризисная устойчивая ситуация, обнищание значительной части населения.

Правовое государство  может сформироваться и существовать только в экономически стабильном гражданском  обществе, где большую часть населения составляет так называемый средний класс, а социально незащищенная прослойка, во-первых, оказывается в значительном меньшинстве, не имеет тенденции роста; и, во-вторых, общество через государство имеет возможность оказывать этим слоям населения организованную помощь и обеспечивать нормальное существование в рамках минимальных, в том числе международных стандартов. Следовательно, главное условие формирования правового государства в России пока отсутствует.

2) политическая - для становления правового государства необходима устойчивая ориентация общества и государства на демократические принципы, а именно идеологическое, политическое, религиозное многообразие, основные права и свободы, их признание и реализация; признание и реализацию суверенитета народа, умение государственных структур работать в режиме разделения властей, периодических свободных выборов, сменяемости власти, политической терпимости. В этой сфере ситуация лучше, чем в экономике. Формально в России закреплены основные демократические ценности, однако их серьезного понимания, реального стремления претворить в жизнь в данный период нет.

Информация о работе Правовое государство