Правовое государство как основа конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы формирования правового государства как основы конституционного строя Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность, признаки и основные принципы правового государства;
выявить практику становления правового государства в РФ;
изучить проблемы формирования правового государства в РФ;
проанализировать существующие проблемы реализации прав человека в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики правового
государства……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства……….……………..5
1.2. Основополагающие принципы правового государства………………….....15
Глава 2. формирование Правового государства……………….26
2.2. Условия формирования правового государства………………..………........26
2.3. Проблемы построения правового государства в России…...……..…….......34
Заключение…………………………………………………………………......42
Список использованных источников информации………......44

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

         Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность  государства и личности. Думается, что нет необходимости доказывать, что в своей основе  именно такая   обстановка   сложилась    в    сегодняшней    России.    Государство самоустранилось  от  своих  функций:  регуляции  экономических  процессов  и социальной защиты человека.

          Итак, мы  подошли  к  центральному  пункту  нашего  анализа  -  исследованию проблем, разрешение которых может позволить преодолеть кризисные  явления  в правовом сознании и вывести нас  на  реальную,  а  не  декларативную  модель построения правового государства. Реальный процесс построения  правового государства связан со способом связи между государством и  личностью.  При таком подходе правовое  государство рассматривает социальную  и   экономическую функцию как необходимые условия для своего развития и функционирования. Реализация  этих функций  государства  позволяет   разрешать   острые   проблемы,   вызванные социальным неравенством, ущемлением естественных прав и свобод человека. В данном случае правовое государство в границах своей сущности  одновременно полагает себя в виде силы принуждения  и  в  виде  необходимых  условий  для защиты и развития естественных прав  и  свобод  индивида. Так,  в  Конституции  РФ провозглашается правовое государство, политика  которого  направлена  на  создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но для создания  правового государства одновременно  с законом   необходимо формирование системы условий и предпосылок,  обеспечивающих  защиту  прав  и свобод человека. Если государство не реализует эту обязательную  для него функцию, то нарушаются  права  и  свободы  (право  на  труд, отдых, образование, развитие национальных культур и др.). В таком случае говорить о правовом государстве не приходится.  В  лучшем  случае  мы  имеем дело с государством формальной свободы. Что же касается права, то для того чтобы осуществить свои  принципы  - равноправие, справедливость, всеобщность, оно должно сначала  предстать в виде закона, правовой нормы. Здесь  в  роли  права выступает  правовой  закон,  который  воплотил   в   себе   бессознательный, естественный закон свободы человека. Эта  ступень  правового  государства  предполагает реализацию идеи подчинения  политических решений  Конституции государства. А если происходит возвышение политики над правом,  то  право автоматически превращается в инструмент политической борьбы. В результате чего идея правового государства теряет  основу  и  способ существования.

        Известно,  что   необходимым   условием   функционирования   правового государства является разделение  властей.  Современная  действительность  убедительно доказывает,  что  сам  факт  разделения  властей  не   может   предотвратить опасности превращения  государства  в  авторитарное,  утрачивающее  признаки правового государства. Факт разделения властей  —  необходимое,  но  еще не достаточное условие для функционирования правового государства,  это всего лишь  предпосылка,  ограждающая от  чрезмерного возвышения  какой-либо  из ветвей власти (особенно от  усиления исполнительной власти). Прежде всего, такой подход предполагает внутреннюю согласованность относительно  независимых друг  от друга ветвей власти. В качестве стержневого момента согласованности должны выступать системообразующие факторы и ценности: соблюдение и защита  прав  и свобод  человека;  содержательное  определение  права,   т.е.   определение, включающее в себя общие для всех ветвей власти требования  и  обязательства:  строжайшее   соблюдение правовой политики; создание правотворческой практики, которая базируется  на  основе    объективных закономерностей   развития    правовых    ценностей;    установление    сфер правоприменения, которое исключает декларативность  законов  и  видит  смысл права в его действии, механизме  практической  реализации  правовых  норм  и установок. А это означает,  что,  скажем,  исполнительная  власть  должна  одновременно выполнять присущую ей специфическую функцию и вместе с тем должна  содержать в себе  качественные  характеристики,  необходимые   для   функционирования правового государства. Итак, гарантия предотвращения  смешения  властей  или  возвышения  одной  из ветвей власти за счет других появляется лишь в том случае, когда  основу  ее деятельности составляет процесс формирования  и  развития  системообразующих правовых ценностей,  а  не    специфические  для  нее предметы ведения и полномочия. Данный подход к разделению властей  позволяет создать  достаточно  надежный  базис  для  эффективного  решения   и   такой   задачи,  как отбор профессионалов   для   государственного аппарата.

         В открытом письме к российским избирателям В.В. Путин подчеркнул:

«Наша другая большая проблема-отсутствие твёрдых и общепризнанных правил. Как и любой человек, общество не может без него обходиться. А  правила в государстве - это закон, это конституционная дисциплина  и порядок»41

        Не будучи до конца реализованной ни в одной стране концепция правового государства оказывает значительное влияние на развитие государственно-правовой жизни во многих странах теоретически и идеологически. Она выступает в качестве государственно-правового идеала, идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к своему совершенству. Однако этот «идеал» не стоит абсолютизировать, поскольку он, как и всякий идеал, по мере развития общества смены поколений - приверженцев данного идеала неизбежно развивается и видоизменяется. В этом смысле, несомненно, прав был Н.А. Бердяев, когда писал, что «вера в конституцию - жалкая вера» и что «вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно».42

          В настоящий момент Россия объявила себя правовым государством, другими словами, признала приоритет власти за правом. Это означает, что государственная власть даёт обязательство не только осуществлять свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, но и принимать такие законы, которые соответствуют «общепризнанным принципам и нормам международного права» (ст. 17 Конституции РФ).

          Немаловажным обстоятельством является оценка со стороны населения.          «Тоталитарная система сформировала особый тип личности, не восприимчивый к праву, не умеющий и не желающий использовать правовые средства для достижения целей. Получивший распространение правовой нигилизм является серьёзной помехой утверждению господства права в обществе, утверждению демократического правопорядка, цивилизованных форм взаимоотношений между людьми, гражданином и государством».43 Как показывают результаты социологического опроса, проведённого в г. Курске (ноябрь, 2006 г.) лишь четверть опрошенных (24, 5%) считает, что Россия является правовым государством. В то время как 48, 1% респондентов считает, что большая часть прав человека в России нарушается. А 19, 5% респондентов категорически отказались признать наше государство правовым.44

         Процесс формирования правового государства в РФ пока что сталкивается со значительными трудностями, идёт весьма медленно и достаточно противоречиво. Поэтому в качестве одной из важнейших задач следует  рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.45  В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ отмечал: «Россия продолжает жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Низка правовая культура. Судебная система ещё не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной… почти не реализуется принцип прямого действия Конституции». 46 Грубо нарушается принцип верховенства закона. Примером неуважительного отношения к федеральным законам является Правительство РФ, которое время от времени принимает нормативные акты, прямо противоречащие им. Одним из таких актов является распоряжение Правительства от 28 декабря 2001 года № 1576-р « Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Названная Концепция ставит те же цели, что и Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом, принятым Государственной Думой 15 марта 2000 года, но предусматривает прямо противоположные меры. Например, если федеральная программа закрепляет меры, направленные на формирование механизмов расширения доступа граждан к получению высшего профессионального образования за счёт средств государственного бюджета, то концепция Правительства РФ основной источник развития образования видит в «спонсорской помощи семьи». Концепция предусматривает и иные меры, которые не предусмотрены Федеральным законом, но  интенсивно проводятся в жизнь, несмотря на протесты педагогической общественности и населения. Федеральная программа развития образования действует, но не реализуется.

            Провозглашённые Конституцией РФ экономические, социальные, культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений. Так, по данным Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, в  настоящее время почти четверть российских граждан живут за чертой бедности, причём большая часть из них имеет постоянную работу. По последним данным Росстата, 2,6 млн. россиян покинули порог  бедности, но почти половина россиян не хватает денег на еду.47

            Другими словами, усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растёт социальная напряжённость. Под угрозу ставится целостность страны и сохранение её конституционного строя. И здесь возникает проблема коррупции.  Эту проблему новый Президент России Д.А. Медведев поставил во главу угла своей деятельности, подчеркнув, что для становления России цивилизованным государством, она должна, прежде всего, стать правовым государством.48 Если борьба с коррупцией не будет плодотворной, то не сможет формироваться  развитое гражданское общество. Всё это может  не только существенно затормозить развитие России, но более того, отбросить её на много лет назад. Коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.  Эту проблему власть не способна решить в отрыве от общества. Эта проблема касается каждого, кто понял опасность дальнейшего усиления коррупции для себя, для своих близких, для своего дела, для общества и страны, кто считает себя гражданином.49 Речь идет о том, чтобы люди из различных социальных слоев, те, кто, по общему признанию, составляет цвет нации, активно участвовали во власти. Это долгий и трудный путь. Но только тогда и Конституция займёт достойное место в нашей жизни.50

           По словам же В.В. Путина, ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».51

           В условиях правового государства речь идёт о том, чтобы подзаконные акты не искажали содержания самих законов. Кроме того, все граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. Но для этого они должны быть информированы о его содержании. А если посмотреть, что ежедневно показывают нам по телевизору. Сплошная пропаганда нарушений законности, незнание элементарных правовых норм. Это результат провалов в правовом воспитании деятелей культуры и СМИ. Нужно всегда помнить, что право – элемент нашей жизни, а жизнь – это постоянное развитие.52

          Таким образом, правовое государство в России может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с правовым нигилизмом, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Правовым  государством чаще всего  считают такое, в  котором неукоснительно соблюдаются все  законы. Но возможно другое толкование: правовое государство – то, которое охраняет права человека. Сегодня Конституция вся построена вокруг этого понятия. Но ведь отношения человека и государства всегда противоречивы. Поэтому нужны условия для того, чтобы быть уверенным: эти противоречия будут разрешаться в пользу человека и гражданина.

       Прежде  всего, нужно изменить отношение к самим себе, к чиновнику и к государству. Создавать и укреплять структуры гражданского общества - независимые от государства. Учиться отстаивать свои конституционные права. Становиться народом, а не населением.

          Проанализировав изученный материал, познакомившись с различными работами авторов о путях и методах совершенствования государственного устройства и создания правового государства, автору курсовой работы хочется высказать свою точку зрения по этой проблеме. Как известно, человечество всегда стремилось найти оптимальные варианты взаимоотношений между интересами личности, общества и власти. Думается, что одной из причин распада многих могучих государств (Римская империя, Золотая орда), стало именно пренебрежение интересами населения со стороны власти, унижение и бесправие личности. Ведь власть, строящая свои взаимоотношения с обществом на принуждении и силе, обречена на гибель. А чем справедливее правовые взаимосвязи: власть - общество - личность, тем полнее учитываются интересы каждого индивида и тем стабильнее становится государство. И в этом смысле идеи реализации правового государства имеют большое значение.  Думается, что для понятия «правовое государство» важен также еще один аспект – межгосударственный, межнациональный. Развитые западные страны (США, Англия, Франция, Германия), провозгласив себя правовыми государствами, за пределами своих территорий нарушают свои гуманистические конституционные положения по отношению к гражданам других государств (например, события в Югославии, Южной Осетии). Поэтому назвать такие государства правовыми нельзя. Говоря же о формировании правового государства в России, нужно помнить высказывание отечественных правоведов о том, «что для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым». Причиной этого является то, что статус правового государства закреплён в Конституции РФ. А пятнадцатилетнего срока действия этого закона недостаточно для формирования важнейших элементов законодательной базы правового государства.

Информация о работе Правовое государство как основа конституционного строя РФ