Правовое государство как основа конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы формирования правового государства как основы конституционного строя Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность, признаки и основные принципы правового государства;
выявить практику становления правового государства в РФ;
изучить проблемы формирования правового государства в РФ;
проанализировать существующие проблемы реализации прав человека в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики правового
государства……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства……….……………..5
1.2. Основополагающие принципы правового государства………………….....15
Глава 2. формирование Правового государства……………….26
2.2. Условия формирования правового государства………………..………........26
2.3. Проблемы построения правового государства в России…...……..…….......34
Заключение…………………………………………………………………......42
Список использованных источников информации………......44

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

     ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 

     УНИВЕРСИТЕТ

     КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 

                                             Допущена к защите

                                              «___» ________2009 г.

                                              Руководитель

                                              Намжилова Д.Ц.____

                                                                                    
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Конституционное право  Российской Федерации» 

 Тема  «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                        Выполнила студентка

                                                                                                                    Группы 577-3  ЮФ

                                                                                                              Цыбикова Ю.С.

           
 
 
 
 
 
 

 Дата сдачи____________

 Дата защиты__________

 Оценка_______________ 
 
 
 

г. Улан-Удэ 2009 

 ОГЛАВЛЕНИЕ 

                                                                                                                                                                              

                                                                                                                          Стр.                                                               

Введение…………………………………………………………………………..3  

Глава 1. Основные характеристики правового

государства……………………………………………………………………..5 

1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства……….……………..5

1.2. Основополагающие принципы правового государства………………….....15 

Глава 2. формирование Правового  государства……………….26 

2.2. Условия формирования правового государства………………..………........26

2.3. Проблемы построения правового государства в России…...……..…….......34 

Заключение…………………………………………………………………......42 

Список  использованных источников информации………......44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В  настоящее  время  обсуждается   проблема  формирования правового  государства. В  Конституции РФ установлено, что Российская  Федерация     является правовым государством (ч.1 ст.1). Это положение отражено в нормах о правах и свободах человека и гражданина, в демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции РФ и прямом действии её норм. Однако формирование правового государства – сложный процесс, связанный с необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения правовой культуры государственного управления на всех его уровнях, совершенствования судебной системы и с рядом других проблем политического и правового характера. Поэтому многие   положения Конституции носят пока декларативный  характер.  Существует  большой  разрыв между конституционными нормами и фактически  складывающейся действительностью.

         Объектом исследования выступают конституционно-правовые отношения, реализующие принципы формирования правового государства. Предметом курсовой работы является институт правового государства.

         Целью курсовой работы   является   исследование   проблемы формирования правового  государства как основы конституционного строя Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие, сущность, признаки и основные принципы правового государства;
    2. выявить практику становления правового государства в РФ;
    3. изучить проблемы формирования правового государства в РФ;
    4. проанализировать существующие проблемы реализации прав человека в России.

         Степень изученности темы. В основном  необходимая информация была взята из правовой периодики. Тем не  менее,  нужно  отметить  работу  Соколова  А.Н.  «Правовое государство. Идея, теория, практика», в которой освещены  многие из  поставленных  вопросов. Эта работа запомнилась как   значительным количеством практического  материала,  так  и  высокой  убедительностью   теоретического анализа. Кроме того в работе Бертмана А.М. «Верховенство права и правовое государство» на очень доступном уровне была раскрыта сущность  одного из основных принципов правового государства. Практически все исследователи оттеняют  идеальную составляющую концепции правового государства, что и продемонстрировала Марченко М.Н. в своей работе «Проблемы теории государства и права». По её мнению, концепция правового государства «выступает в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к совершенству». Кроме того, при написании курсовой работы использовались научные работы таких учёных-юристов, как С.С. Алексеев, М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкин,  В.М. Сырых и другие.

        Методологической базой исследования является диалектический метод научного познания, метод сравнительного правоведения, логические приёмы, такие как анализ и индукция, социологический метод. Работа состоит из введения, четырёх параграфов, объединённых в две главы, заключения и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства.

     Правовое  государство – развивающееся явление. Со временем оно наполняется новым смыслом. Непреходящей остаётся лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права.  Право здесь выступает мерой свободы всех и каждого,  действующие законы служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

     Для того чтобы понять,  как достигнуть правового государства нужно  сначала определить, что оно  собой  представляет.  Правовым считается  государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на следующих правовых началах:

     Во-первых, во всех сферах общественной жизни  признаёт и осуществляет  требования права;

     Во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками. 

     Сущность  идеи правового государства заключается  в демократизме, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Такое государство  признаёт в качестве своих особенностей и  институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав. Правовое государство характеризуется,  прежде всего, тем, что  оно само ограничивает себя действующими в нём правовыми нормами, которым  обязаны подчиняться все без исключения государственные органы и должностные лица, общественные объединения и граждане. 

           Правовое государство представляет собой сложную систему.1 Ведь право и закон только тогда чего-то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость и способствуют их реальному воплощению в жизнь. Функционирование правового государства  предполагает исключение  возможности сохранения и воспроизводства в будущем всех форм социально неоправданного, несправедливого правового неравенства, последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – обеспечение прав человека, а в распределительных отношениях -  соответствие  между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. Для правового государства характерны такие взаимоотношения  с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат обществу. Для формирования таких взаимоотношений требуется знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах.2 Так, например, ст. 31 Конституции РФ предусматривает право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право предоставляет гражданам широкие возможности для обмена мнениями по самым разным вопросам жизни общества. Реализация этого права является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства.

       В идее правового государства  можно выделить два основания: 

1) свободу  человека, наиболее полное обеспечение  его прав и свобод; 
2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.

           Права человека и правовое  государство характеризуются общими  закономерностями возникновения  и функционирования. Оба они имеют в основе право. Это свидетельствует о том, что соединяющие звенья между человеком и государством должны быть истинно правовыми. Право выступает антиподом произвола и барьера на его пути. Правовые ограничения необходимы и для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Поэтому в условиях демократии право «меняется местами» с государством: утверждается верховенство первого, и оно возвышается над вторым. Правовое государство создаёт условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также связывает с помощью права государственную власть в целях недопущения злоупотреблений. Например, в ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции»3 описаны меры по профилактике коррупции: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; обеспечение независимости СМИ и т.д.

     Правовое  государство -  это союз свободных  граждан и оно должно служить  обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается тогда, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.    Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина являются выражением ответственности государства перед гражданином. Ответственность человека и гражданина перед государством определяется конституционными обязанностями граждан перед обществом и государством.4

     Суть  правового государства не в законопослушании и не в обилии законодательных актов, а в характере законов, их направленности на обеспечение суверенитета личности, например, в Конституции РФ прописано субъективное избирательное право граждан: в референдуме имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день его проведения 18 лет.5

        В правовом государстве выделяют пять основных  признаков правового государства:

     Во-первых,  разделение властей (ст. 10 Конституции РФ).

Этот  признак определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Такое разграничение предотвращает злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного с правом. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно является правовым.6

Информация о работе Правовое государство как основа конституционного строя РФ