Правовое государство как основа конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы формирования правового государства как основы конституционного строя Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность, признаки и основные принципы правового государства;
выявить практику становления правового государства в РФ;
изучить проблемы формирования правового государства в РФ;
проанализировать существующие проблемы реализации прав человека в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики правового
государства……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства……….……………..5
1.2. Основополагающие принципы правового государства………………….....15
Глава 2. формирование Правового государства……………….26
2.2. Условия формирования правового государства………………..………........26
2.3. Проблемы построения правового государства в России…...……..…….......34
Заключение…………………………………………………………………......42
Список использованных источников информации………......44

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

           Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Выражается это в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

      РФ ещё не приняла комплексного антидискриминационного законодательства, в котором жертвы дискриминации, в особенности в жилищной и образовательной сфере, предлагались бы эффективные средства защиты и возмещения. Несмотря на усилия, предпринятые для облегчения доступа к процедуре регистрации по месту жительства и получения гражданства для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, по-прежнему продолжает существовать ситуация, в которой растёт число лиц без гражданства, испытывающих сложности в реализации своих экономических, социальных и культурных прав. Но при этом РФ приняла меры по сохранению и развитию культур /национальных/ меньшинств и к улучшению социального и экономического положения коренных народов при получении доступа к земле и другим ресурсам. Например, ФЗ от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ 25 установил правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

      Кроме того, увеличилось число мотивированных расовыми соображениями случаев нападения и насилия  в РФ. Вызывает беспокойство из-за частых случаев насилия и нетерпимости положение на Северном Кавказе.

      Думается, что очень важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость;  развить чувство собственного достоинства, правоты, защищённости и в то же время стремление бороться за право – своё и чужое.

     Нужно отметить, что правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно также ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Суверенитет государства определяется многим, однако очевидную роль здесь играют наличие соответствующей масштабам страны современной армии и эффективная внешняя политика. В области укрепления Вооружённых Сил созданы следующие меры: перевооружение, переход на новый принцип комплектования, система социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей. А задачами в области внешней политики являются: укрепление и развитие международных систем и организаций 26, углубление экономической и гуманитарной интеграции со странами-соседями, последовательное исполнение международных договоров, защита прав и интересов российских граждан за рубежом, обеспечение объективного восприятия страны за рубежом.

       Правовое управление государством в системе конституционного строя является также и формой социальной культуры. Ещё Вебер отмечал, что только на основе уверенности и господства члены общества признают общественные институты законными, и они сохраняются в обществе. Иначе государственное насилие оказалось бы неэффективным согласно поговорке «закон не в силах наказать большинство». Институт законности является главным элементом правового управления государством, а гражданское правовое сознание является вторым необходимым элементом, когда оно лежит в основе стремления общественных субъектов к свободе и в мотивации соблюдения ими законов. А их соединение делает возможным правовое управление государством. Гражданское правовое сознание рационально судит о «плохих законах», и, отталкиваясь от них, формирует представление о «хороших законах», которое составляет опору для правового управления государством. Поэтому гражданское правовое сознание является культурной основой правового управления государством.27 Другими словами, лишь воспитание и развитие массового гражданского правового сознания создаёт благоприятные культурные основы правового управления государством и осуществления конституционного строя на практике.  

       Также рассмотрим специальные принципы правового государства:

          Во-первых, принцип господства права. Учёные-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ с реализацией принципа господства права, уделили внимание понятию правового закона. Под правовым законом понимается  закон, отвечающий определённым правовым принципам и не противоречащий естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. Для этого необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации. К примеру, ошибочной является ссылка суда на ст.69 Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ. Но названная норма не наделяет республики правом устанавливать специальные требования к знанию языка в качестве условия поступления на муниципальную службу. Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод могут устанавливаться лишь ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.28

            Во-вторых, принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Защита  человека, его прав и свобод  от посягательств со стороны  государства является задачей  демократического общества. Необходимо  усиление гарантий эффективности судебной защиты, в т.ч. правоохранительных органов. Последнее соображение определило позицию В. Путина в Первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный  характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становиться на службу человеку, становиться защитницей свободы».29 Для этого необходимо повысить качество  жизни населения страны, что определяется, прежде всего, качеством и доступностью жилья, услуг образования и здравоохранения. Именно этим вопросам в стратегическом плане развития страны отводится особое место (и именно в этих сферах реализуются Приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие АПК»). Кроме этого качество жизни определяется также уровнем личных доходов (зарплат, пенсий), уровнем безопасности и правовой защищённости граждан, эффективностью сферы социальных услуг. Как известно, в феврале 2009 года Пенсионный фонд России принял первые положительные решения по направлению средств материнского капитала на погашение ипотечных кредитов - по состоянию на конец месяца было вынесено почти 3000 решений. К примеру, семья Щагиных из Читинского района первой в Забайкальском крае получила возможность за счёт материнского капитала рассчитаться по кредиту, взятому на улучшение жилищных условий.30 В правовом государстве должны действовать только правовые законы. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости».31

 Необходимо стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, установить высокое качество законодательства и механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства.  А из верховенства Конституции исходит концепция суверенной демократии.

            В-третьих, принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Смыслом этого принципа является взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Согласно теории разделения властей соединение властей в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Для того  чтобы предотвратить это, эти ветви власти должны быть разграничены. Но речь не идёт об их полном отделении друг от друга, а об их уравнении. К сожалению, сложившаяся ситуация, предопределяет в России доминирование исполнительной ветви власти. Об этом свидетельствует постепенная централизация власти: глава государства предлагает законодательному органу государственной власти субъекта РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ; назначает полномочных представителей Президента РФ32; принимает решение об отставке Правительства; обладает правом вето на принимаемые законы. Это и предопределяет в настоящее время   фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти. А если обратиться к СМИ, то можно обнаружить, что чуть ли не каждую неделю появляются сообщения о нарушениях законности со стороны представителей различных ветвей власти. Следовательно, можно сделать вывод, что принципы «разделения властей» не реализуется в России по причине невысокого уровня общественного развития, который позволяет находиться у власти людям, не обладающим доброй волей реализовать эти принципы. Связано это с традицией российского общества, его ментальностью. Можно декларировать хорошие принципы, но экономические основы жизни таковы, что эти принципы так и остаются бумаге.

           В-четвёртых, принцип осуществления конституционного надзора только судом. Основная задача суда – охрана прав и свобод человека и гражданина от любых правонарушений. Правосудие – высшая гарантия прав и свобод граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных.  Надежным и активным инструментом  реализации права на судебную защиту стал закон РФ  от 27.04.93г. «Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы граждан».33 Теперь каждый гражданин вправе подать жалобу, если неблагоприятные    последствия  наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Также этот Закон приводит сроки для обращения с жалобой и содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.   В этом законе и в дополнениях к нему проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы. Основные направления её деятельности исходят из одной идеи - демократия для человека. Цель Конвенции - поставить в центр Европейской политики человека. Теперь гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Если рассматривать содержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то обладание ими по общему правилу сопровождается пользованием. В ряде случаев обладание записанными в Конституции РФ правами и свободами вообще трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личной безопасности и частной жизни. Обладая конституционными правами на неприкосновенность личности, тайну переписки, неприкосновенность жилища, граждане повседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для реализации прав и свобод граждан нет необходимости вступать в конкретные правоотношения, обладание правами и свободами трудно отделить от пользования ими. Восстановление же нарушенных прав и свобод не является непременной формой реализации основных прав и свобод граждан. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции (районные суды). Конституционный Суд РФ34 также играет большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан. В случае признания закона или его отдельных частей неконституционными, они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не то лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, всевластие местных руководителей, действующих нередко вопреки закону. Например, Верховный Суд в Постановлении от 3 октября 2007 № 2-АД07-4 постановил, что невыполнение мировым судьей требований КоАП РФ о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечивающих создание со стороны судьи надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, влечет нарушение права лица на судебную защиту и является основанием для отмены судебного решения. На основании вышеизложенного производство по делу было прекращено.

          Другими словами, в России ещё нет системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. В настоящее время на это, в первую очередь, сказывается мировой финансовый кризис. Также здесь задействованы и другие факторы: неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

           Итак, правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает  безусловное подчинение всех членов общества и государства действующему закону. Другим непременным признаком правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга, не позволяя ни одной из них доминировать над другими. В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить России, нежели свершившимся фактом. 
 
 
 

ГЛАВА 2. Формирование ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

2.1. Условия формирования правового государства.

       Формирование правового государства — сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического, гражданского общества.

Информация о работе Правовое государство как основа конституционного строя РФ