Правовое государство как основа конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы формирования правового государства как основы конституционного строя Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность, признаки и основные принципы правового государства;
выявить практику становления правового государства в РФ;
изучить проблемы формирования правового государства в РФ;
проанализировать существующие проблемы реализации прав человека в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные характеристики правового
государства……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и признаки правового государства……….……………..5
1.2. Основополагающие принципы правового государства………………….....15
Глава 2. формирование Правового государства……………….26
2.2. Условия формирования правового государства………………..………........26
2.3. Проблемы построения правового государства в России…...……..…….......34
Заключение…………………………………………………………………......42
Список использованных источников информации………......44

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

    Во-вторых, верховенство и господство права.

Верховенство  закона означает, что никто не имеет права нарушить закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, учитывающие объективные потребности общественного развития на  началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон и обладает высшей юридической силой. Основной закон государства - Конституция, представляющая собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать всё текущее законодательство. Поэтому правовое государство - это конституционное государство. Но ведь положения закона могут быть прогрессивными и отсталыми, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Поэтому не случайно, Президент РФ В.В. Путин отмечал, что «принятые законы часто противоречат друг другу, будучи принятыми, не выполняются, постоянно подвергаются изменениям».7 Здесь можно привести пример из судебной практики. В Конституционный Суд РФ с жалобой обратилось общественное благотворительное учреждение «Институт общественных проблем «Единая Европа». По его мнению статьи 255 и 258 ГПК РФ и статья 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» противоречат статье 46 (части 1 и 2) Конституции РФ. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Общественные объединения, к каковым относится данное благотворительное учреждение, создаются гражданами на основании статьи 30 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав. Эти права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые вправе реализовать гарантированное статьей 46 Конституции РФ право на обращение в суд, в том числе на обжалование решений и действий органов государственной власти. Данная позиция выражена КС РФ в Постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах» от 17 декабря 1996 года и неоднократно подтверждена в ряде его решений.8

         Правовое государство и верховенство закона в нём – главная цель, к которой за 16 лет действия Конституции РФ продвинулась страна. Но утверждать, что цель достигнута, нельзя. Судя по обращениям в Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции, ещё много некачественных законов. Некоторые из законов противоречат и букве, и духу Конституции РФ. Немало законов принимается в противоречии с интересами общества и государства. Поэтому я согласна с мнением И.О. Прокопеца, что сложности становления гражданского общества и правового государства связаны с тем, что мы сначала конституционно закрепили основные положения концепции гражданского общества и правового государства в качестве выбора пути развития, а затем начали процесс его осмысления.9

           В-четвёртых, реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Как известно, свобода человека выступает как его право. А защита прав и свобод человека – это конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. В соответствии с ч.1 ст. 48 Конституции РФ «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатна. В настоящее время в России действует ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63 ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».10 Поэтому государство обязано защищать человека, а человек обязан защищать свое государство. В правовом государстве права человека ущемлять нельзя.   У нас же постоянно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране), а выражается это в нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. Происходят массовые нарушения прав и свобод человека - преступления геноцида, различные расовой дискриминации, военные преступления, а также преступления против человечества.11 Другими словами, этот признак включает в себя следующие понятия: приоритет прав и свобод личности; социальная защищённость; социальная справедливость.

    В-пятых, взаимная ответственность государства и личности.

Этот  признак означает, что личность и государство обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения её обязанностей, установленных законом, но и само несёт ответственность перед личностью, выполняя определённые обязанности. Государство должно обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является то, что властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.12 А также каждый  гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33,45 часть 2 Конституции РФ). Все это делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57,58,59 Конституции РФ).13 Например, уголовное право России признаёт за гражданином право необходимой обороны. ФЗ от 13 декабря 1996 г. утвердил право гражданина на приобретение определённых видов оружия (охотничье оружие, газовый пистолет). Но при приобретении оружия гражданин предоставляет медицинскую справку о состоянии здоровья, паспорт или иной документ, подтверждающий российское гражданство. Милиция вправе потребовать сведения о наличии судимости, о состоянии на учёте у наркологов и психиатров. Другими словами, если гражданин владеет огнестрельным оружием на законном основании и защищает с помощью него свои права, то Закон налагает на него определённые ограничения.

    В-шестых, наличие гражданского общества.

Гражданское общество - эта сфера свободной, автономной, а также стимулированной правом  активности граждан и созданных ими организаций, которые в этой сфере  способны выступать в качестве самостоятельных субъектов, преследующих позитивные цели. Существует зависимость: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство, и наоборот – чем менее развито гражданское общество, тем более вероятны авторитарные и тоталитарные режимы14. В России еще не все полностью осознают, что  для создания правового государства необходимо  возникновение ряда  определенных предпосылок, важнейшей из которых является  гражданское  общество,  то  есть соответствующая зрелость традиционного общества. А  общество еще  не  совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия,  удовлетворяющие  и  реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на  то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии  своего  народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не  способно  предоставить своим гражданам приемлемые  блага  для  полного  функционирования  общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности. «…Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне, есть огромный ресурс общественного контроля за властью».15 В России нельзя сказать о том, что гражданское общество  достигло высшего этапа в своем развитии,  а  это  способствует  затруднению  развития правового государства в нашей стране.  Тем не менее, для обеспечения условий реальной конкуренции между партиями недавно было внесено дополнение о том, что партии, преодолевшие 5-7 %-ый избирательный барьер, получают 2-3 депутатских мандата. Следовательно,  чтобы  разрешить  эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество,  а  этому  можем поспособствовать только мы сами. Нужно помнить, местное самоуправление - это и способ осуществления народом своей власти, и показатель демократизации общества. Но существует проблема - формирование собственных бюджетов. Например, 15 мая 2006 г. последовало Постановление КС РФ № 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 153 ФЗ №122-ФЗ 16, существенным образом скорректировавшее модель добровольных полномочий. КС РФ решил, что в процессе перераспределения компетенции социальные гарантии гражданам не могут быть уменьшены. Смысл же правовой позиции КС РФ: каково бы ни было перераспределение компетенции, закрепленное в федеральных законах, муниципалитеты обязаны не допускать сокращения объема социальных услуг, предоставлявшихся ими по состоянию на 31 декабря 2004 г., за счет средств собственных бюджетов. На тот случай, если указанных средств недостаточно для финансирования возросших социальных обязательств муниципалитетов, КСРФ констатировал обязанность Российской Федерации и ее субъектов оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств по содержанию детей в муниципальных дошкольных учреждениях. Муниципальные образования и субъекты РФ обязаны теперь за счет средств своих бюджетов сохранять уровень социальной защиты, существовавший до принятия ФЗ № 122-ФЗ, а так называемые добровольные полномочия в социальной сфере в действительности оказываются добровольно-обязательными. Это объясняется тем, что все полномочия за рамками, так называемых собственных, предусмотренных ФЗ №184-ФЗ 17 и 122-ФЗ, субъекты РФ осуществляют либо за счет субвенций из федерального бюджета, либо по собственной инициативе; дополнительные социальные функции, возложенные на них КС РФ, выходят за рамки собственных полномочий, поэтому ответственность за их финансирование должен нести, в первую очередь федеральный бюджет, а бюджеты субъектов РФ - в добровольном порядке; в противном случае добровольность в осуществлении данного типа полномочий приобретает принудительный характер. То есть добровольными «добровольные» полномочия являются для федерального центра, но не для регионов и муниципалитетов.

         Человек всегда и везде должен быть целью социально-политических процессов, происходящих в обществе и государстве и направленных в значительной мере на обеспечение его личной безопасности. При этом личная безопасность понимается достаточно широко: «Безопасность заключается в свободном и уверенном пользовании каждым своими правами».18

Особенностью  гражданского общества является также  то, что для него характерно равенство  правовых возможностей, но отнюдь не фактическое  равенство, т.е. равенство результатов, в том числе правовых. Более того, как показывает мировая практика, свобода личности сама по себе не ведет к формированию гражданского общества. Свобода человека означает лишь возможность действовать в своих сугубо личных интересах, но при этом порождает и обязанность воздержаться от каких-либо действий, нарушающих интересы других лиц, и эти ограничения не являются ущемлением свободы. Свобода слова считается одним из основополагающих прав в демократическом обществе.19 При этом часто говорится, что лица, чьей репутации в результате ложных и оскорбительных  утверждений был нанесён ущерб, должны иметь право получить возмещение через суд. Клевета же, установленная в качестве уголовного преступления, рассматривается как пережиток самодержавных или колониальных государств, которым часто пользуются чиновники с целью подавления и воспрепятствования выражению критических взглядов.20 По мнению организации «Статья 19», диффамация в России за последние годы стала одним из наиболее серьёзных препятствий для свободы выражения мнения.21

         Итак, можно сделать вывод, что важнейшими  характеристиками правового государства являются: осуществление подлинного народовластия; развитие гражданского общества; конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа; верховенство права и связанность государственной власти праву; взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека. 

    1. Основополагающие принципы правового государства.

         Характеристика понятия «правовое государство» будет далеко не полной, если обойти принципы правового государства. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов, степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях им самим ограниченной.

      Существует большое количество принципов правового  государства, которые определяются как основополагающие требования,  определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы назваться правовым. Для того чтобы разобраться, какие их них реализуются в нашей жизни, а какие  нет,  нужно их классифицировать. Нами были проанализированы  общие и специальные принципы правового государства. Итак, начнём с общих. Различают экономическую, социальную, нравственную и культурную основы правового государства.

          Экономической основой правового государства являются отношения в сфере производства, основывающиеся на различных формах собственности. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. При этом речь идёт не об обязательном порядке сделать всех собственниками, самое главное, чтобы такая возможность для каждого должна сохраниться. Ведь где нет уважения к собственности, там нет уважения и к личности. Можно согласиться со словами Гегеля, что собственность «есть наличное  бытие свободы, она сама по себе – существенная цель.22

           Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических  реформ. Важнейшая из них - реформирование экономики, переход к рыночным отношениям.  Но рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.  Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий.23  В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны.

           Социальную основу правового государства составляет гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре такого государства находятся интересы человека, гражданина, личности. Сущностью гражданского общества является выражение интересов граждан, их свобод, запросов и потребностей, а не воля государства. Другими словами, государство для общества, а не общество для государства. Но между ними не должно быть противоречий. Право должно обеспечивать и гарантировать невмешательство государства в сферу деятельности гражданского общества. «О том, что человеку и его интересам в России длительное время отводилось подчинённое место, свидетельствуют факты. Так, по данным Российской академии наук, за 15 лет реформ самые бедные стали в 2 раза беднее, а 80 % населения России от реформ больше потеряло, чем приобрело»24.   

Информация о работе Правовое государство как основа конституционного строя РФ