Правовое государство: идеал и принципы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и основные виды государства 4
2. Правовое государство: идеал и принципы функционирования 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

412 группа политология контрол.раб..docx

— 37.35 Кб (Скачать)

 

Содержание  стр

 

Введение 3

1. Сущность и основные виды государства 4

2. Правовое государство: идеал и принципы функционирования 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в  том числе противоречия между  членами общества, решались, как  правило, силой авторитета вождей, общественного  мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного  и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних  врагов, охраны собственности). Осуществление  этих функций без специально созданных  органов управления было невозможным.Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Почему государство является основным институтом власти? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

1.Сущность и основные  виды государства

  Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

   С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия -военно-политические факторы.

Факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

    Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

    Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

 I. Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.

  • Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
  • Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.
  • Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.
  • Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.
  • Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

II. Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

    Признаки государства:

  • наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
  • система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
  • территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
  • суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
  • право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
  • монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

    Структура государства

По разделению власти:

  • система законодательных (представительных) учреждений;
  • исполнительно-распорядительные органы;
  • судебные органы.

По выполняемым функциям.

Органы, осуществляющие внутренние функции:

  • охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
  • социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;
  • духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации)

Органы, осуществляющие внешние  функции:

  - вооруженные силы;

  - разведка;

  - органы межгосударственных  отношений.

 В развитии современного  государства можно выделить несколько  тенденций. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

    Важной тенденцией  в развитии современного государства  выступает демократическая ограниченность  суверенитета государства, которая  идет на смену его абсолютному  суверенитету. Раньше любая попытка  дать рекомендации со стороны  мирового сообщества тому или  иному государству расценивалась  как вмешательство в его внутренние  дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

    Тенденция децентрализации  государственной власти. Власть  перераспределяется между высшими  государственными структурами в  пользу местных структур в  целях придания им больших  демократических начал и самостоятельности  в решениях, то есть наблюдается  развитие самоуправления.

    Важными тенденциями  в развитии современного государства  также выступают: тенденция к  интеграции экономической и политической  жизни, тенденция к оживлению  национальных движений и дроблению  уже существующих государств.

    Тенденция к  интеграции проявляется в увеличении  количества государств, входящих  в Европейское Сообщество, которое  в 1994 г. пополнилось еще тремя  государствами - Австрией, Швецией  и Финляндией и насчитывает  15 стран. Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства. Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

    Важная тенденция  в развитии современного государства  - стремление иметь собственную  идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную  функцию, когда не существует  объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

    Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

    Форма государства  определяет - кто и как правит  в обществе, как устроены и  действуют в нем государственно-властные  структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические  образования с государством, как  осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

    От формы государства  зависит сама политическая жизнь,  в обществе, устойчивость государственных  институтов.

Элементы формы государства.

   › форма правления.  Характеризует порядок образования  и организации высших органов  государственной власти, их взаимоотношения  друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

   › форма государственного  устройства. Отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством и его составными  территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

   › политический (государственный)  режим. Представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей  набора данных приемов государственного  властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

Форма государственного правления

    Форма государственного  правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

    В зависимости  от положения главы государства  формы правления подразделяются  на монархии и республики.

Информация о работе Правовое государство: идеал и принципы функционирования